Рубрики

Йорг Шрайбер: “Надо давать людям хорошие эмоции”

17:23 03-07-2014

Йорг Шрайбер – одно из самых известных имен в российском автобизнесе. Ведь он не только является генеральным директором “Mazda Motor Rus”, но и возглавляет комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), отстаивая интересы всей отрасли.

Йорг Шрайбер – одно из самых известных имен в российском автобизнесе. Ведь он не только является генеральным директором “Mazda Motor Rus”, но и возглавляет комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), отстаивая интересы всей отрасли.

РЫНОК новых легковых автомобилей в нашей стране падает. На что “Mazda” будет делать ставку в этих условиях?

– Пока будем наблюдать за ситуацией. Мы считаем, что у нас очень хороший, качественный продукт. И наша позиция простая и понятная: хотите – берите, нет – сократим объемы и скорректируем планы продаж. Не будем участвовать в ценовых войнах, как некоторые другие компании. Демпинг – не наш стиль. Хотя рынок становится сложным. Усиливается конкурентная борьба между производителями за крупных дилеров, у которых мультибрендовые центры. Какому бренду дилер будет уделять больше внимания? Это зависит от политики производителя. В России также увеличивается срок использования нового автомобиля. Еще не так давно он составлял три года, сейчас пять-шесть. Для сравнения, в Германии он достигает десяти лет! И российский рынок идет по тому же пути.

На каком месте находится Россия для «Mazda» с точки зрения стратегического развития?

– По итогам прошлого года Россия находится на седьмом месте по продажам и стабильно входит в наш топ-10. Такая ситуация не меняется, так что в перспективах российского рынка никто не сомневается. Конечно, в этом году ничего хорошего не ждем. Но думаем, что в будущем наступит стабилизация, с 2017-го начнется медленный рост. А уже в 2018 году ожидаем новых рекордов продаж. На чем основывается наш прогноз? Прежде всего на том, что в России сохраняется огромный неудовлетворенный потенциальный спрос. Я говорю, прежде всего, о регионах, где автопарк очень старый. К тому же в стране пока плохо развиты финансовые инструменты. Например, ставки по кредитам настолько высоки, что не выдерживают никакой критики. В несколько раз выше, чем в Европе. Это настоящий грабеж! Если их удастся снизить, рынок получит дополнительный долгосрочный стимул.

– Многие считают, что неплохим подспорьем могли бы стать программы лизинга для физических лиц. Но пока на нашем рынке мы видим лишь какие-то суррогаты, которые по привлекательности значительно уступают зарубежным аналогам.

– Для полноценного запуска лизинга в России нужно иметь систему точной оценки остаточной стоимости машины. При которой лизинговая компания или банк еще на стадии заключения договора уже знают, сколько будет стоить конкретный автомобиль, допустим, через три года эксплуатации. Сейчас такая система у нас находится в зачаточном состоянии. В Европе давно используются понятные справочники, которыми удобно пользоваться всем – от частных лиц до банкиров. В России есть и ряд других законодательных барьеров, которые не дают лизингу для физических лиц нормально развиваться.

Не планирует ли АЕБ пролоббировать изменение законодательства?

– Может быть, займемся, но позже. Сейчас у нас есть дела, которые считаем более актуальными. Например, пытаемся подкорректировать закон о защите прав потребителей, которым часто пользуются недобросовестные покупатели. Недавно мы разослали свои предложения всем заинтересованным ведомствам. Впереди ряд сложных консультаций. Проблема в том, что закон позволяет считать два незначительных дефекта одним значительным. А в этом случае потребитель имеет право потребовать заменить машину на новую. Даже после двух лет эксплуатации. Приведу пример. У одной модели были проблемы с поворотниками. Производитель их менял. Потом поворотник ломался снова. Два незначительных дефекта признавались существенным и покупатель требовал поменять автомобиль. В итоге добивался своего в суде. Что получается? Производитель получает от недовольных клиентов подержанные автомобили, а вынужден возвращать стоимость новых. И несет огромные убытки. Количество подобных случаев постоянно увеличивается. Отдельные люди и компании превратили эту деятельность в свой бизнес, делают на этом деньги. То есть дальше так продолжаться не может, мы не можем с этим мириться. Особенно сейчас, когда власти хотят разрешить обслуживать автомобили неофициальным дилерам. Ведь если это произойдет, за ошибки “неофициалов” при техобслуживании ответственность будет нести все тот же производитель. И его снова будут заставлять менять “бракованные” машины на новые? Бред! Так что до лизинга пока руки не доходят.

– Два года назад на автосалоне в Москве мировая премьера «Mazda6» была одной из самых громких. Стоит ли ждать чего-то подобного в предстоящем августе?

– В этом году в Москве премьер не будет. Теперь настал черед других регионов. У нас на подходе новая «Mazda2», а эта машина в первую очередь интересует европейцев. Так что на Московском автосалоне не ждите от нас громких новостей.

Раньше на Дальнем Востоке сложно было встретить машины с левым рулем. В связи с открытием производства «Mazda» в этом регионе ситуация изменилась? Насколько интересны ваши машины местным жителям?

– У нас на Дальнем Востоке пока лишь один дилерский центр. Объемы продаж еще скромные, потому что доходы населения в той части России довольно маленькие. Когда я был последний раз во Владивостоке, я уже заметил наши леворульные «Мазды» на дорогах. Но их все равно намного меньше старых праворульных – у людей просто денег не хватает...

Не планируется открытие завода в европейской части России?

– А зачем? Это вопрос объема и рынка сбыта. Пока нам не нужно дополнительное производство в европейской части России. Доставить сюда машину с Востока не дороже. Перед тем, как открывать второй завод в стране, необходимо понять, сколько времени понадобится российской экономике, чтобы вернуться в русло нормального развития. Мы хотим увидеть положительную динамику по росту ВВП и по другим показателям. И когда Россия встанет на путь развития, вернемся к этому вопросу. А пока довольны тем, что имеем.

Но вряд ли в компании довольны существующим модельным рядом. Он не такой широкий, как у многих европейских и азиатских производителей...

– Мы постепенно расширяем модельную линейку. В начале следующего года, у нас появится компактный кроссовер. Он будет чуть меньше «CX-5». Казалось бы, одна новая модель. Но речь идет об огромных инвестициях для нашей маленькой компании, ведь это абсолютно новая платформа. После кризиса 2008 года компания выбралась из ямы и сейчас показывает положительный результат, получает прибыть. Так что если все пойдет по плану, у нас появится возможность и для дальнейшего расширения модельного ряда. И сейчас мы уже обсуждаем темы, которые были для нас закрыты еще год-два назад. Например, вопрос версий «MPS». Еще хотел бы отметить, что мы планируем обновлять модели одного поколения чаще. Сейчас примерно один «фейслифт» за пять лет, а мы хотим делать по три обновления за этот срок. Это хорошо с точки зрения бизнеса, хотя для покупателя не очень: только купил автомобиль, а он уже обновился... Но машины будут сохранять лицо, чтобы их вид быстро не устаревал. Так, в этом декабре уже будет выпуск “Mazda CX-5” с новым лицом.

– У маленьких компаний есть большое преимущество – быстро принимаются и реализуются решения...

– Да, есть такой плюс – отсутствие сложной структуры управления. Не знаю, кого имел в виду Ленин в выражении «лучше меньше да лучше», но это можно отнести и к нашей компании в некоторой степени. Многого, конечно, еще хочется… Например, в России у нас уже сложился имидж спортивного бренда, но я хотел бы, чтобы у нас добавилось больше этой «спортивности». И есть надежды, что так и будет. А лет через 20 мы станем премиальным брендом. По крайней мере, в это верим.

– Достаточно долго «Mazda» делала ставку на традиционные двигатели внутреннего сгорания, но в последнее время заметны шаги в сторону альтернативных силовых установок. Что это – постепенная смена философии?

Нет, мы не верим в успешность гибридов текущего поколения. Красивые слова про гибридные машины хорошо звучат на какой-нибудь пресс-конференции в Калифорнии, но если я в Москве или даже в Берлине спрошу у покупателей про такие автомобили, то не встречу живого интереса. Конечно, мы верим в будущее электрокаров, но нам, всем автопроизводителям, еще предстоит совершить технологический прорыв в этой сфере. Пока же я уверен, что 90% населения и через 20 лет будет покупать бензиновые машины. Было одно время, когда все уже «списали» традиционные ДВС, говорили, будто достигнут потолок их развития. Но я отмечу – у нас сейчас выходит второе поколение двигателей “SkyActiv”, и уже разрабатывается третье поколение. Мы рассчитываем снизить средний расход топлива на 30%, улучшить динамику на 10% и в целом повысить КПД. Сейчас он составляет около 40%, а мы хотим добиться 60%. И другие производители смотрят на нас и тоже пытаются совершенствовать двигатели внутреннего сгорания. Это более убедительно для массового покупателя. В свое время, десять лет назад, мы проспали момент развития гибридов, но с технологиями ДВС мы, наоборот, впереди остальных. Делаем ставку на снижение потребления топлива. Бензин во всем мире будет только дорожать, и в России тоже. Думаю, что средний расход для покупателя находится уже на втором месте при выборе автомобиля после непосредственно самой цены. А производство электрокаров порождает массу вопросов. И еще не совсем ясно, насколько «зеленый» этот автомобиль, ведь на его создание тратится колоссальная энергия. Да и с точки зрения экономики инвестиции в производство электрокара сомнительны.

Вы также скептически относитесь к идее автопилотов? Как известно, сейчас многие автоконцерны разрабатывают подобные технологии.

– Но далеко не всем хотелось бы, чтобы машина полностью заменила водителя. Вот и я отношусь к таким проектам равнодушно. Считаю, совсем не интересно ездить в автомобиле, который все делает за тебя. Никаких эмоций! Думаю, и звука двигателя там не услышишь... Мне же хочется, чтобы мотор машины красиво звучал, чтобы автомобиль динамично ускорялся. Кстати, сейчас все чаще предлагают прокатные конторы в Европе электрокары. Эти машины аморфные, без своего лица и души. Проехать на них в случае необходимости, конечно, можно. Но удовольствия не получишь. Мы же в массовом сегменте всегда старались кроме автомобиля давать клиентам также и эмоции. И будем так поступать и в будущем.

– Какие перспективы у вашего фирменного роторного мотора?

– Пока эта технология не вписывается в современные тенденции, которые требуют сокращать вредные выбросы. Инженеры работают над этой проблемой, совершенствуют мотор. Когда и на какой машине эта технология вновь появится, пока сказать сложно. Она, конечно же, возродится. Но это точно произойдет не раньше 2018 года.

Сейчас бурно растет рынок подержанных автомобилей, многие автопроизводители запускают собственные программы. Что делает “Mazda”?

– Разумеется, это сегмент очень перспективный, учитывая значительные объемы новых машин, проданных за последние годы. И дилерам есть над чем работать в этом направлении. У нас в портфеле имеются такие разработки. Мы намерены активнее использовать схему “trade-in” для продвижения новых машин. В Германии через такую систему проходит каждая третья машина, в России – лишь каждая двадцатая. Здесь очень многое предстоит сделать в качестве сервиса, отношении клиенту, который хочет сдать на комиссию или купить подержанный автомобиль. Он не должен себя ощущать покупателем второго сорта.

Многие автоконцерны ломают голову над тем, как удержать клиентов. А какой уровень лояльности у клиентов “Mazda”?

– Обычно об этом не принято говорить, но я нарушу традицию. У нас хороший коэффициент лояльности, но часто и мы теряем постоянных клиентов. Почему это происходит? Мы проводили опросы. Оказывается, даже если клиент очень доволен автомобилем, он хочет попробовать что-то новое. Экспериментирует. И это сильно отличает россиях от тех же немцев, где поклонника одного бренда очень тяжело переманить дилерам других брендов. Люди говорят, что не могут менять марку машины, которой были привержены, например, родители или дедушка. В России все проще. Народ открытый и подвижный. Шанс получить свежего клиента выше, чем на Западе. Разумеется, очень важно его потом удержать. Многие компании используют для этого разные бонусы, подарки. Тенденция касается и дорогих брендов, Казалось бы, зачем богатому человеку какой-то подарок? Но практика говорит об обратном: он ему еще важнее, чем покупателю в массовом сегменте. Думаю, за лояльность надо благодарить разными способами. Разумеется, приоритетным обслуживанием. Верный клиент должен чувствовать, насколько он важен и дорог для компании. У нас же часто бывает по-другому. Человек покупает очередную машину, платит приличные деньги, а его заставляют ждать чего-то два-три часа. И еще не сев в новую машину, он становится не таким лояльным, как бы хотелось производителю. Часто при обращении клиента в салон менеджеры на стойке ресепшн ведут себя надменно, демонстрируя свою занятость. Может быть, они и правда в этот момент заняты чем-то. Но, почему они не замечают клиента, вместо того, чтобы извиниться и вежливо попросить подождать? И таких нюансов еще много. Нам есть над чем работать.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mazda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: