Рубрики

К бездорожью готов! Оборудование и оснащение, которые существенно улучшат проходимость вашего внедорожника

12:36 09-10-2014

Многие владельцы внедорожников на осенне-зимний период хотят улучшить возможности своих автомобилей, повысить их проходимость, оснастить оборудованием, которое поможет в сложных условиях. Оно и понятно, зная, во что превращаются осенью и зимой провинциальные дороги, так и не познавшие асфальтовое покрытие. Надеемся, наши советы помогут таким автовладельцам.

Многие владельцы внедорожников на осенне-зимний период хотят улучшить возможности своих автомобилей, повысить их проходимость, оснастить оборудованием, которое поможет в сложных условиях. Оно и понятно, зная, во что превращаются осенью и зимой провинциальные дороги, так и не познавшие асфальтовое покрытие. Надеемся, наши советы помогут таким автовладельцам.

Если вы не намерены ездить на внедорожнике исключительно по бездорожью, избегайте соблазна немедленно превратить машину в подобие профессионального вездехода. Сначала научитесь максимально использовать все возможности, которые в нее уже заложены конструкторами, и только потом займитесь дооснащением.

Самый простой способ улучшить внедорожные способности – установить покрышки с эффективными грунтозацепами. Первая ступень – шины с маркировкой “All Terrain”, потенциал которых определяется как 50 на 50 процентов асфальта и бездорожья. Многие из них имеют не только специальный рисунок протектора, но и двухслойный состав резиновой смеси, которая у основания сделана жестче; высокопрочную конструкцию каркаса, усиленные боковины... Причем можно подобрать такой тип резины, который позволит увереннее себя чувствовать на бездорожье и в то же время не доставит вам дискомфорта при движении по асфальту.

Шины с маркировкой “All Terrain” одинаково уверенно чувствуют себя на асфальте
и среднем бездорожье практически круглый год.

Кстати, часто автовладельцев ставит в тупик факт, что всесезонные шины “All Terrain” позиционируются в нашей стране исключительно как летние модели, несмотря на маркировку “M+S” (Mud and Snow), то есть “грязь и снег”. На самом деле это политика перестраховки, когда производитель снимает с себя юридическую ответственность за эксплуатацию таких покрышек зимой. Однако в глубоком снегу, на рыхлом грунте или каменистой почве крупные грунтозацепы гораздо эффективнее, чем множество крохотных ламелей и хитронаправленных канавок, а состав резины подобран так, что не превращается на холоде в пластик, но и не стирается на асфальте подобно ластику. В городе эти шины вполне безопасны, если осторожничать со скоростью, держать дистанцию и быть аккуратнее в поворотах.

Имейте в виду, что профессиональные внедорожные шины едва годятся для повседневной езды в городе. Если радиальные модели с индексом “Mud Terrain” еще позволяют с малым подобием комфорта доехать до леса или поля, то шины с диагональным расположением корда на асфальте подходят лишь для коротких бросков между грязевыми участками. Максимальная скорость диагональных шин невелика – в среднем 140 км/ч, а у моделей с “тракторным” рисунком и того меньше. Эти колеса из-за особо прочной конструкции весьма тяжелы – возрастают неподрессоренные массы, отсюда скверные динамика и плавность хода. К тому же такие покрышки практически невозможно отбалансировать, а специфический рисунок протектора отрицательно влияет на управляемость.

Устройство бэдлок помогает не потерять шину, когда из нее стравливают воздух,
но существенно увеличивает неподрессоренные массы и ухудшает балансировку.

Что касается колесных дисков, то для регулярных поездок по бездорожью лучше всего подходят стальные модели. Упругая и пластичная сталь служит дополнительным амортизатором – удары и толчки не так жестко передаются на подвеску, меньше страдают шины. А в самом крайнем случае есть шанс выправить диск в полевых условиях обычной кувалдой.

Часто, чтобы повысить проходимость автомобиля на зыбкой почве, из колес стравливают воздух для увеличения площади пятна контакта, но возникает риск, что шина соскочит с диска. Для страховки порой используют устройство под названием “бэдлок” (beadlock) – большое плоское кольцо, которое крепится к внешней стороне диска. Наружный борт покрышки надевают прямо на него, а сверху с помощью болтов прижимают еще одним таким кольцом, образуя своеобразный “бутерброд”.


Если застряли ...

Полный привод и зубастые шины не помогли? Начинаем спасать себя сами. Прежде всего на ум приходит что-нибудь подложить под буксующие колеса. Вот тут кстати будут сэндтраки – профилированные металлические полосы длиной около полутора метров. Они подкладываются под колеса и выполняют роль своеобразных гусениц. Но поскольку сами конструкции довольно крупные, для их перевозки надо устанавливать на крыше автомобиля багажник.

Цепи противоскольжения в распутицу могут частично заменить профессиональные
внедорожные шины.Цепи противоскольжения в распутицу могут частично заменить
профессиональные внедорожные шины.

Но есть и портативные варианты – складные пластиковые траки. И уж самое простое средство, которое тоже поможет в такой ситуации, – специальные резиновые коврики, которые в нерабочем состоянии сворачивают в рулон.

Во многих случаях (особенно зимой) бывают эффективными цепи противоскольжения, современные модели которых устанавливаются даже на застрявшие колеса за считаные минуты. Существуют как универсальные модели для грунта, снега и льда, так и специализированные для конкретного покрытия. Альтернатива цепям – так называемые “пауки”. Осенью они могут оказаться даже эффективнее цепей, поскольку грязь и слякоть, набиваясь под ленты, приподнимают их и делают похожими на лопасти. Кстати, шины “All Terrain” в сочетании с цепями или “пауками” – хорошая альтернатива профессиональным внедорожным покрышкам.

Под буксующие колеса можно подложить специальные траки, которые бывают
металлическими и пластиковыми, а по конструкции жесткими, гибкими или складными.

Крепко засели? Тогда надо повыше приподнять автомобиль, чтобы подложить под него траки или хотя бы ветки. В этой ситуации выручит специальный пневматический домкрат (или airjack), представляющий собой прочный баллон, который накачивается отработавшими газами из выхлопной трубы. Он без особого труда приподнимает тяжелый полноразмерный внедорожник. Из-за низкого давления на поверх-ность airjack можно использовать на непрочных и сыпучих грунтах. А в собранном виде он занимает мало места в багажнике. Минус, пожалуй, один – как и все, что надувается воздухом, airjack боится острых и режущих предметов, которых в лесу навалом – обломков веток, коряг, камней.

Пневматический домкрат (airjack) удобно использовать на непрочных и сыпучих грунтах.

Самое радикальное устройство для вытаскивания автомобиля – лебедка. Большинству владельцев внедорожников подойдет ручной механизм – недорого, просто и компактно. Самый несложный агрегат – рычажная лебедка, которая не устанавливается на автомобиль, а просто крепится одним концом к буксировочным крюкам или петлям автомобиля. Трос лебедки наматывается на мини-барабан с помощью рукояти-рычага. В процессе рычажная лебедка буквально висит в воздухе и способна вращаться вокруг горизонтальной оси, так что качать рычаг можно в любой плоскости. Минусы такого устройства – относительно невысокая мощность и короткий трос. Ручная лебедка барабанного типа с вращающейся рукоятью устанавливается на автомобиль стационарно. Но это редкий вариант, поскольку в таком случае автовладельцы предпочитают задействовать вместо мускульной силы электричество. Такие лебедки приводятся в действие собственным электромотором, который питается от бортовой сети. Они весьма надежны, но тоже не лишены недостатков. Во-первых, большая нагрузка на бортовую сеть, а при выключенном двигателе – на батарею. Во-вторых, электродвигатель не любит влаги, грязи и пыли, которых на бездорожье хватает.

Ручная лебедка – удобный и недорогой вариант для нечастых поездок на бездорожье.
Из механизированных устройств по цене и удобству на рынке лидируют электрические модели.

Надежные механические лебедки приводятся в действие двигателем автомобиля. Для этого к раздаточной коробке машины (оговоримся, что далеко не к каждой) подключается специальное устройство для отбора мощности. Эти лебедки очень мощные, выносливые и нечувствительны к пыли, воде и грязи. Скорость наматывания троса можно регулировать, повышая или понижая обороты двигателя. Но стоит мотору заглохнуть, лебедка становится бесполезной. Правда, отдельные модели снабжаются рычагом, позволяющим вращать барабан вручную. Кроме того, механические лебедки требуют квалифицированной установки и при этом довольно дороги. Так что рекомендовать их можно только настоящим фанатам бездорожья. Также существуют гидравлические лебедки, которые работают от гидропривода руля. Очень неприхотливы и надежны, но при этом отличаются самой маленькой скоростью сматывания троса и тоже функционируют только при работающем двигателе.


Круговая защита

Самые распространенные устройства, сохраняющие передок автомобиля от повреждений – это защитные дуги, известные как “кенгурятники”. На рынке хватает моделей всех размеров и конструкций, однако их можно поставить не на каждый кроссовер. Согласно постановлению правительства РФ от 10 сентября 2010 года № 706 “О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств”, “кенгурятники”, независимо от материала, разрешено устанавливать только на внедорожники с полным приводом, имеющие раздаточную коробку с блокировкой дифференциала.

“Кенгурятники” хорошо защищают “нос” автомобиля вне асфальта, но по техническому
регламенту могут устанавливаться не на каждый внедорожник.

Не помешает и боковая защита, состоящая из порогов и дуг на крылья. В отличие от чисто декоративных моделей, профессиональная защита крепится к раме и представляет собой очень прочную конструкцию. Она позволяет “переползти” через лежащее бревно или камень, предохраняет от боковых ударов о пни, стволы деревьев...

Прочные пороги служат не только для удобства посадки и высадки,
но и обеспечивают боковую защиту кузова.

Что касается профессиональных внедорожных бамперов, то перед их установкой стоит крепко задуматься. Пусть они, как правило, изготавливаются из особо прочной листовой стали холодного проката, но без квалифицированной установки к раме или, при ее отсутствии, к силовым элементам кузова они могут быть бесполезны. Имейте в виду, что тяжелый металлический бампер серьезно меняет развесовку автомобиля, увеличивает расход топлива, ухудшает управляемость и часто не соответствует техническому регламенту для дорог общего пользования.


Свети везде

На бездорожье, да еще при коротких днях, дополнительные фары – вещь необходимая. В большинстве случаев достаточно установить на передний бампер еще одни фары ближнего-дальнего или только дальнего света. При этом надо выбирать модели, которые защищены прочным корпусом и не боятся грязи и влаги. Однако низко установленные фары на неровной дороге будут давать большие тени и искажать рельеф местности. Именно поэтому дополнительное освещение чаще размещают на специальной верхней стойке, которая называется “light-bar”, или “люстра”. К этим фонарям есть особые требования. Они не должны давать засветку у основания и, как результат, подсвечивать капот, поскольку ночью отраженный от него свет будет утомлять и мешать вождению. Одновременно такие фары должны обладать повышенным запасом прочности, ведь при движении они постоянно задевают ветви деревьев. Также они должны быть устойчивы к дождю и пыли.

Самый эффективный вариант освещения на бездорожье – “люстра” из нескольких фар на крыше.

Что касается юридической стороны вопроса, то, согласно международному стандарту “Т-1”, регламентирующему конструкцию внедорожных автомобилей, разрешены дополнительные фары со следующими ограничениями: не более восьми штук, только парные комплекты, они могут применяться только на бездорожье, а при движении по дорогам общего пользования должны быть закрыты непрозрачными крышками.


Салон надо тоже беречь

Вылазка на природу – не самое чистое занятие, особенно когда речь идет о салоне дорогой машины. Больше всего страдает багажник, в котором везут грязную амуницию и порой охотничью добычу. Для таких случаев предназначены специальные коврики-корыта из прочной резины или пластика. Существуют как универсальные модели, так и специализированные для конкретной модели внедорожника. Но лучше часть поклажи вынести наружу – во внешний багажник на крыше. Обычные конструкции тут мало подойдут. Надо приобрести так называемый экспедиционный багажник, который похож на большую плоскую корзину с каркасом из прочных металлических труб или прутьев. Часто спереди предусмотрены крепления для фар.

Для защиты салона лучше использовать специальные грязезащитные чехлы и покрывала.

Сиденья рекомендуем закрыть специальными широкими быстросъемными чехлами из грязезащитной водонепроницаемой ткани. Кроме того, выпускается немало защитных накидок с такими же свойствами. К примеру, модель, которая крепится к подголовникам передних и задних сидений, образует нечто вроде гамака, в котором удобно перевозить охотничью собаку.

Поделиться: