Рубрики

Как чистят дороги в России и за рубежом

17:59 10-01-2013

Снегопады – головная боль коммунальщиков во всем мире. Однако за рубежом, где “химию” для борьбы со снегом и льдом используют крайне редко и в ограниченных количествах, трассы почти всегда чистые. У нас же, несмотря на миллионы тонн реагентов, ежегодно высыпаемых и выливаемых на дороги, чистота автотрасс редко заслуживает хорошей оценки. Различие – в подходах к уборке.

Снегопады – головная боль коммунальщиков во всем мире. Однако за рубежом, где “химию” для борьбы со снегом и льдом используют крайне редко и в ограниченных количествах, трассы почти всегда чистые. У нас же, несмотря на миллионы тонн реагентов, ежегодно высыпаемых и выливаемых на дороги, чистота автотрасс редко заслуживает хорошей оценки. Различие – в подходах к уборке.

США и КАНАДА

В этих странах, по правилам, через три часа после окончания снегопада основные трассы должны быть очищены от снега. В большинстве случаев государственные и муниципальные коммунальные службы убирают лишь главные улицы крупных городов, а также скоростные хайвеи. Очисткой мелких дорог обычно по контракту с властями занимаются частники на небольших грузовичках, внедорожниках и пикапах с навесным оборудованием. Кроме того, практически во всех штатах США и Канады убирать снег с дорог помогают волонтеры из числа местных жителей на собственных автомобилях – спецоборудование они получают в муниципалитетах. Химические противогололедные реагенты практически не используются. При гололеде дороги и тротуары посыпают (нередко вручную) обычной технической солью, а снежно-соляную кашу затем убирают и утилизируют при помощи специальных снеготаялок.

В США и Канаде небольшие улицы очищают частники на личных внедорожниках и пикапах.
А снег с примесью технической соли утилизируют на специальных снеготаялках.

Всякое предприятие, организация или владелец частного дома в США и Канаде обязаны самостоятельно очищать от снега и льда не только свою территорию, но и близлежащие тротуары. Нарушителям грозит штраф в $25-100, а если из-за неубранного снега прохожий упадет и получит травму, то оплачивать лечение и моральный вред придется домовладельцу или фирме, в чьем ведении находится неочищенный тротуар.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА

В европейских странах химические реагенты и техническая соль используются лишь при сильных снегопадах. Кстати, это та же самая “химия”, что применяется в российских мегаполисах – коммунальщики Старого Света закупают ее на наших предприятиях. Разница в способе применения. Реагенты разливают и рассыпают на дороги до начала снегопада, а не пытаются плавить уже выпавший снег. Кроме того, надзорные ведомства строго следят за дозировкой реагентов. В штатных погодных режимах европейские дороги просто тщательно очищают от снега и наледи спецтехникой.

Европейские дорожники даже в горах стараются не использовать реагенты, а убирать
снег с дорог.

СКАНДИНАВИЯ

В Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции коммунальщики не счищают снег до асфальта, а оставляют небольшой слой в пару-тройку сантиметров. Его посыпают гранитной крошкой и укатывают. В некоторых регионах зимние дороги даже специально поливают теплой водой с щебнем. В итоге трассы остаются чистыми и по своим сцепным свойствам практически не отличаются от обычного асфальта. Весной гравий собирают при помощи специальных пылесосов, промывают и отвозят на склады, чтобы снова использовать в следующем году. Некоторые трассы, где нет ливневых стоков с решетками, обрабатываются песком. Пешеходные дорожки и тротуары посыпают небольшим количеством измельченной каменной соли, причем образовавшуюся снежную кашу категорически запрещено сбрасывать на газон (это карается штрафом в 5.000-7.000 евро). Ее собирают и вывозят для утилизации на специализированные полигоны.

В Скандинавии дороги посыпают гранитной крошкой, которую весной убирают
специальными пылесосами.

ЯПОНИЯ

Схема уборки небольших дорог в Японии схожа со скандинавской: здесь также посыпают выпавший снег мелким гравием и укатывают. Крупные автотрассы коммунальщики очищают до асфальта, а в качестве противогололедного реагента используют техническую соль. Некоторые мосты оснащены подогреваемым дорожным полотном, на котором лед вообще не образуется. Тротуары и пешеходные зоны также тщательно убирают от снега – использование любых химических реагентов и соли в этих местах запрещено.

В северных префектурах Японии высота сугробов в течение зимы может превышать
20 метров. Однако это не мешает поддерживать дороги в порядке.

РОССИЯ

Согласно нормативам, основные трассы и улицы должны быть очищены от снега в течение трех часов после прекращения снегопада. Для более мелких дорог срок больше – до трех суток. Уборкой улиц и тротуаров занимаются муниципальные предприятия, однако в ряде регионов собственник здания обязан расчищать снег на расстоянии десяти метров от стены, а со стороны фасада – до проезжей части. При этом официально разрешено сбрасывать снег с тротуара на дорогу, но только перед тем как по улице пройдет снегоуборочная техника. Неофициально – сбрасывают в любое время.

Бездумное использование химических реагентов – отличительная особенность российских
коммунальных служб.

Вопросы применения противогололедных реагентов отданы на усмотрение местных властей. Как правило, в крупных городах применяют “химию” (зачастую в огромных количествах, причем растапливают ею уже выпавший снег). На крупных трассах вне населенных пунктов практически везде применяется песко-соляная смесь, увеличивающая количество грязи на дорогах. Нередко в регионах, где есть залежи каких-либо природных материалов (мрамор, гранит, базальт и т.д.), их используют в качестве противогололедных средств. А на Камчатке пару лет назад вместо песка дороги решили посыпать вулканическим пеплом.

Поделиться: