Рубрики

Как ездят настоящие охраники

Контраварийная подготовка от специалистов ФСО

Пара дней, проведенных в школе контраварийной подготовки, где занятия проводят инструкторы Гаража особого назначения (ГОН), весьма пригодятся тем водителям, кто отвечает за безопасность своего пассажира. Я убедился в этом на собственном опыте.

ГОНЯТЬ здесь не учат. “Наша задача – подготовить водителей к экстренным ситуациям, которые могут произойти в реальной жизни в городе, а не на треке. В идеале – научить водителей избегать таких ситуаций”, – сразу поясняют инструкторы. Потому основной упор во время обучения здесь делается на объезде препятствий. В общем-то это самая распространенная экстренная ситуация в городе...

Демонстрационный заезд. Президентский ЗИЛ на скорости свыше 100 км/ч преодолевает
ванну аквапланирования.

Первое упражнение – объезд препятствия на скользком покрытии. Оборудование полигона позволяет даже летом сымитировать практически голый лед. На специально подготовленный асфальт ровным слоем нагоняется вода, что и дает необходимый эффект.

– Сейчас у нас имитация зимних условий, гололедицы. Так что начнем с 60 км/ч, – говорит инструктор. – Разгоняемся на машинах с включенной АБС, тормозим “в пол” с максимальным усилием и плавно поворачиваем руль от препятствия. Когда машина начнет уходить с траектории, сразу начинаем вращать руль в обратную сторону.

Пробуем. В качестве препятствия выступают фонтаны воды, бьющие из асфальта на полтора метра вверх. В данном упражнении важно заставить себя работать рулем максимально плавно, без рывков. Иначе очень велика опасность, что автомобиль, оснащенный даже самыми современными системами безопасности, может проскользить прямо на препятствие. Ведь здесь все решают мгновения. Кроме того, в условиях гололедицы надо работать “на опережение”, все действия должны быть “преждевременными”. Схема такая: подъезжаем, тормоз, руль от препятствия, тут же на него, не дожидаясь прохода.

– Иначе ДТП, пусть и не такое страшное, как если бы вы врезались в первое препятствие, – поясняет инструктор. – С ростом скорости все необходимо делать еще раньше. И помнить о пределах. Даже самый профессиональный водитель не сможет исправить ситуацию, если скорость будет более 100-110 км/ч.

– А как же вы ездите на предельных скоростях сопровождая кортежи? – интересуюсь я.

– Те, кто работает в ФСО, не попадают в экстренные ситуации. Этому мы и вас хотим научить, – ответил он.

Специальный асфальт и ровный слой воды позволяют сымитировать любые погодные условия.
Например, сейчас “Волга” несется по “укатанному снегу”.

Рассказывают, что как-то Борис Николаевич Ельцин, садясь в свой “пульман” без десяти девять утра, даже не спросил, а предположил: “Ну что, в девять в Кремль въедем?” Водитель, сотрудник ГОНа, перечить президенту, конечно, не стал. “Въедем, Борис Николаевич”. Ровно в девять кортеж пересек линию Боровицких ворот. А между прочим, ехал он из подмосковной резиденции Горки-9, что в 15 км от МКАД. Нетрудно посчитать, что средняя скорость кортежа составила 210 км/ч. Какие же тут могут быть ошибки...

Следующее упражнение – уход от препятствия в соседнюю полосу. Асфальт по-прежнему мокрый. Задача: на скорости 80 км/ч перестроиться вправо или влево в ограниченном пространстве. То есть не “вильнуть хвостом” и не задеть конусы. Упражнение подготовительное. И очень полезное для профессиональных водителей. Они, как правило, беспокоясь о комфорте своих пассажиров, в таких ситуациях страются “облизывать” углы поворотов. А тут я слышу....

– Руль больше от препятствия, больше от препятствия! Провоцируем машину на занос.

– Зачем, ведь так безопаснее, и заноса можно избежать, – пытаюсь я спорить.

– Повторяю: это – упражнение подготовительное. Хорошо, если в реальной жизни соседняя полоса будет свободна. Но в городе такое редко бывает, а значит, вам необходимо тут же вернуться в свой ряд. В экстренной ситуации вы не знаете, что вас ждет. Поэтому лучше подстраховаться и подготовить машину к возможным дальнейшим маневрам, – поясняет инструктор.

Препятствия в виде фонтанов воды появляются неожиданно. Эффектно и... даже страшно.

Собственно, на следующем упражнении такая ситуация моделируется. Вы видите препятствие, уходите в соседнюю полосу, а там другая машина, и вам необходимо вернуться в свой ряд. Поэтому разгоняемся, руль “от препятствия”, быстро, но не резко, тут же на опережение, в обратную сторону (не дожидаясь проезда преграды) и снова легким движением в сторону предполагаемого заноса. Подчеркну, предполагаемого. То есть тем самым мы предупреждаем снос задней оси. И нельзя использовать ни газ, ни тормоз. В экстренной ситуации на это не будет времени, а неподготовленный водитель вообще может растеряться и забыть про педали – реальная жизненная ситуация. И пусть пассажиру ваш маневр покажется резковатым. Ваш ответ будет прост: “Я сейчас спас вам жизнь”.

Осторожно, грузовик!

ДАЛЬШЕ – хуже. Нам на пути попадается не легковушка, а целый грузовик. И ситуация сейчас имитирует зимнюю загородную трассу. Уровень воды на асфальте понижают. Получается не так скользко, как на льду, но разворачивает машину тоже легко.

Здесь принципы немного меняются. Фура длинная, ее надо объехать и вернуться в свой ряд. Ситуация вроде бы похожа. Но поскольку дело происходит “зимой”, стабилизировать машину после первого маневра чревато, так как будет сложнее совершить еще один маневр – возврата в свою полосу. Дорога скользкая, есть риск, что машина не впишется во второй поворот. Чтобы этого не произошло, после первого препятствия начинаем скользить и, контролируя занос, возвращаемся в свой ряд...

Честно говоря, не хотел бы я отвечать за безопасность сановного пассажира. Тем более что и учат, как мне показалось, здесь как-то не так, как мы привыкли в других школах экстремального вождения. Хотя, глядя на езду профессионалов из ФСО, я понимаю, что не прав. Что здесь что-то не так. Может быть, потому что учат здесь не экстремальному, а безопасному вождению? Может быть...

Поделиться: