Рубрики

Как “королевские гонки” меняют юниорские серии

15:58 20-04-2018

В главном гоночном чемпионате планеты все привыкли, что команды выбирают себе пилотов исходя из того, сколько с собой они могут принести денег от личных спонсоров. Талантливые гонщики еще пробиваются в “Формулу-1”, но с каждым годом финансовый фактор становится все более значимым. Причем как в чемпионате мира, так и в молодежных сериях. Они медленно, но верно превращаются в развлечение для миллиардеров.

Рыба гниет с головы

В главном гоночном чемпионате планеты все привыкли, что команды выбирают себе пилотов исходя из того, сколько с собой они могут принести денег от личных спонсоров. Талантливые гонщики еще пробиваются в “Формулу-1”, но с каждым годом финансовый фактор становится все более значимым. Причем как в чемпионате мира, так и в молодежных сериях. Они медленно, но верно превращаются в развлечение для миллиардеров.


В сезоне 2016 года молодой канадец Лэнс Стролл установил рекорд в европейской “Формуле-3”, выиграв почти половину гонок первенства и с огромным отрывом от соперников завоевав титул в одной из самых престижных юниорских категорий на планете. После этого в возрасте 18 лет он перешел сразу в “Формулу-1”, заключив контракт с командой “Williams”. Но несмотря на впечатляющие результаты, Лэнса мало кто причисляет к лучшим пилотам своего поколения.

Своими успехами в “Формуле-3”, а до этого и в “Формуле-4”, Лэнс не в последнюю очередь обязан команде “Prema”. По итогам все того же сезона-2016 три ее гонщика заняли позиции в четверке сильнейших личного зачета, а в командном первенстве коллектив набрал практически вдвое больше очков, чем ближайший из преследователей. Это особенно впечатляет при условии, что техника как в “трешке”, так и в других молодежных сериях у команд практически идентична. Но для тех, кто хорошо знаком с положением дел в “Ф3”, в успехе “Prema” нет ничего удивительного. Секрет в том, что у итальянской команды просто не было проблем с финансированием. Ее совладелец – канадский миллиардер Лоренс Стролл, отец Лэнса, и он обеспечил команду всем необходимым для победы.



  В 2016 году Лэнс Стролл одержал 11 побед в европейской “Формуле-3”, выиграв титул
  за четыре гонки до конца первенства.

 

Перед “Prema” не стояло проблем, обычных для коллективов, выступающих в младших сериях, – все они существуют за счет денег, которые приносят с собой пилоты.

– Реальность такова, что команды просто не могут оперировать, если у них нет необходимого бюджета, – рассказывает Антти “Афа” Хейккинен, менеджер команды “Koiranen”. Финский коллектив до недавнего времени был представлен в нескольких престижных чемпионатах, но сейчас фактически прекратил существование. – Чтобы выступать успешно, нужна не только машина, но и бюджет для того, чтобы постоянно обновлять комплектующие.



  Одержав победу в “Ф3”, Стролл стал первым канадцем, который попал в “Ф1” после
  Жака Вильнева. Позже соотечественник Лэнса назвал его “худшим дебютантом
  “Формулы-1” в истории”.

 

Однако в последние годы бизнес-модель для команд в юниорских чемпионатах начала меняться. Все больше коллективов находят богатых покровителей, и справляться с подобными задачами им становится проще.


Быстрый и богатый

На протяжении многих лет “Koiranen” была одной из лидирующих команд в “Формуле Рено 2.0” – самой конкурентоспособной категории в Европе. Не так давно титулы в ее составе выигрывали Кевин Корьюс, Карлос Сайнс, Даниил Квят, Ник де Врис… Но в итоге “Koiranen” просто свернула программу. Причина в том, что команде с течением времени становилось все сложнее формировать бюджет.

Стоимость одного сезона в “двухлитровом” классе варьи-руется в пределах от 250.000 до 400.000 евро в год. Эти деньги должны приносить с собой пилоты, и каждая из команд ежегодно решала задачу со многими переменными: им нужны быстрые гонщики, чтобы бороться за победы, и богатые – чтобы иметь конкурентоспособную технику.


> Запредельные расходы в “Формуле-1” вернули к жизни полузабытый феномен рента-драйверов, изжитый, казалось бы, еще в 90-е годы.


– Суть в том, чтобы найти оптимальный баланс, – рассказывает Хейккинен. – Чтобы показывать результаты, нужен талантливый быстрый пилот, а у таких парней обычно денег не много. Им можно предложить заплатить меньше, компенсировав это за счет “богатых мальчиков”, отцы которых владеют крупными компаниями и готовы платить за увлечение сыновей. Все взаимосвязано: богатые обычно выбирают те команды, которые выигрывают чемпионаты. Но чтобы побеждать, вам нужны быстрые и талантливые пилоты. Правда в том, что команды-лидеры не делают ничего необычного. Просто если их бюджет больше, они могут позволить себе менять комплектующие чаще, нанимать лучших инженеров, а не новичков, и так далее.



  Шон Гелаэль, сын миллиардера из Индоне-зии Риккардо Гелаэля, в 2018 году
  выступает за лучшую команду “Формулы-2”.

 

– Главная проблема состоит в том, что если вы не можете найти пилотов, которые готовы платить по верхней планке, вы просто не сведете концы с концами, – продолжает Хейккинен. – Ни одна команда, для которой гонки являются основным бизнесом, не сможет выжить. Именно поэтому многие серьезные игроки сейчас уходят. Потому что они не могут конкурировать. Это банальная проблема: если у пилота есть бюджет, то он выберет ту команду, у которой лучшее оборудование, лучшие инженеры и все необходимые инструменты, включая симулятор. Но если перед командой стоит задача вернуть затраченные средства и при этом у нее нет совладельца-мультимиллионера, то предложить сравнимые условия она просто не может.



  Даже при том, что Гелаэль-младший не добился ровным счетом никаких успехов в других
  юниорских категориях, место в коллективе “Prema” ему обеспечила щедрость отца.

 

Так из молодежных серий постепенно исчезают те команды, для которых гонки были бизнесом. Они просто не могут конкурировать с коллективами, имеющими богатых покровителей, для которых гонки – это просто хобби. А большинству из таких покровителей автоспорт интересен лишь потому, что им увлекаются их дети. Многие молодежные команды строят свою политику вокруг одного пилота, а остальные выступают своего рода играющими тренерами. Так талантливые гонщики могут получить скидку от команды, но при этом одна из их задач – помочь стать быстрее сыну владельца.


Спорт для богатых

Подобная система влияет и на уровень пилотов в молодежных чемпионатах. В прин-ципе, и раньше автогонки не были спортом для бедных, но теперь это уже своего рода спорт для элиты. Участие в молодежных сериях становится все дороже, и талантливым гонщикам еще сложнее пробираться на вершину.

Любому пилоту, чтобы добраться до “Формулы-1”, нужно потратить немалую сумму на выступления в молодежных сериях. Некоторые заручаются поддержкой меценатов, другим удается попасть в программы поддержки крупных компаний – такие есть у “Red Bull”, “Mercedes”, “Ferrari”, “Renault”. Молодых пилотов из России спонсирует “SMP Racing”, а юниоров из Латинской Америки – компания “Telmex”. Но с каждым годом в юниорских сериях становится все больше гонщиков, выступления которых полностью оплачивают обеспеченные родители.

– Если ты суперталантлив, как, например, Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен, Себастьян Феттель, Кими Райкконен или Фернандо Алонсо, у тебя все равно есть шанс пройти весь путь до “Ф1”, – говорит Хейккинен. – Обязательно найдется кто-то, кто будет готов оплатить выступления в младших чемпионатах и провести тебя до “Формулы-1”. Но таких талантов не много. Но если ты просто хороший гонщик, который, к сожалению, не смог попасть в какую-то программу, но в теории смог бы попасть в “Ф1” и неплохо там выступать, то у тебя нет шансов добраться до нее без денег. И тогда место в “королевских гонках” занимает тот, кто богаче.



  Стартовую гонку “Ф1” в Австралии в 2018 году Лэнс Стролл закончил
  на последнем месте из числа финишировавших.

 

Именно в “Формуле-1”, по мнению Хейккинена, нужно искать корни проблем, которые сейчас приводят к критическим изменениям в молодежных сериях. Почти половина команд, которые выступают в “Ф1”, отдают предпочтение так называемым рента-драйверам, потому что они позволяют им оставаться на плаву.

– Все идет от “Формулы-1”, – говорит “Афа”. – Проблема в том, что там нет ни одной команды, которая была бы успешна с финансовой точки зрения. Это больше не бизнес. Сейчас это либо те команды, которые используются крупными компаниями в качестве маркетингового инструмента, либо те, которые тратят деньги своих покровителей. Те немногие истинно гоночные команды, что пытаются с ними соперничать, вынуждены брать к себе богатых пилотов. То есть им выгоднее взять гонщика, готового принести 20 миллионов евро, а не более талантливого, потому что в противном случае они не сведут концы с концами. Они просто вынуждены брать гонщиков с деньгами, даже несмотря на то, что потом не смогут показать результаты, которые команда действительно заслуживает.


> Богатые покровители разрушают бизнес команд в молодежных сериях: без финансовых вливаний со стороны они становятся неконкурентоспособными.


Действительно, в “Формуле-1” сейчас практически не осталось команд, для которых гонки являются основным бизнесом. “Mercedes”, “Ferrari”, “Renault” и “Red Bull” по большей части используют “Ф1” как маркетинговую площадку, и бюджет этих команд во многом зависит от щедрости и состоятельности компаний-владельцев. И те готовы выделить на программу в “Ф1” приличный бюджет, чтобы победить. Но это означает, что соответствующий уровень затрат должен быть и у остальных – в противном случае они просто не смогут конкурировать. Однако частных коллективов становится все меньше. “Toro Rosso” также принадлежит “Red Bull”. Владельцами “Haas” и “Force India” являются мульти-миллиардеры Джин Хаас и Виджей Малья, готовые тратить деньги на любимое хобби. “McLaren”, помимо того, что является производителем спорткаров, имеет покровителей с Ближнего Востока. “Williams” и “Sauber” – фактически единственные коллективы, для которых гонки являются основным бизнесом, и именно им приходится в первую очередь выбирать пилотов, готовых щедро платить за попадание в “Формулу-1”. Найти такое количество спонсоров, чтобы собрать достаточный для борьбы с концернами бюджет, почти невозможно. Да и система распределения доходов в самой “Ф1” ведению бизнеса не способствует. Получается так, что “богатые” команды получают от организаторов первенства в десятки раз больше “бедных”…


Стометровка для миллионеров

Команда “Prema”, совладельцем которой является отец гонщика “Формулы-1” Лоренс Стролл, выиграла два последних чемпионата и в самой престижной после юниорской категории – в “Формуле-2”. Пьер Гасли и Шарль Леклер завоевали титулы, и теперь оба выступают в “королевской гонке”. Никто не может упрекнуть их в недостатке таланта, но в новом сезоне в “Формуле-2” команда будет стараться обеспечить победу Шону Гелаэлю – сыну одного из богатейших предпринимателей Индонезии Риккардо Гелаэля, который не только щедро оплачивает увлечение сына, но и спонсирует его друзей. Даже при том, что Шон за пять сезонов в европейских сериях не выиграл ни одной гонки. Изначально предполагалось, что за “Prema” в сезоне-2018 будет выступать британец Ландо Норрис, который выиграл несколько чемпионатов в последние годы, но, по слухам, контракт заблокировал совладелец команды Стролл – ему якобы не хотелось, чтобы кто-то затмил достижения его сына в молодежных сериях.

И пусть “Prema” начнет сезон не с самым сильным составом, у нее снова не будет проблем с бюджетом. Не исключено даже, что Шону удастся-таки закончить сезон в тройке сильнейших и набрать необходимое количество условных баллов, чтобы иметь возможность перейти в “Формулу-1”. Два года назад Международная автомобильная федерация создала для “богатых мальчиков” такое препятствие: теперь без хороших результатов в молодежных сериях они просто не могут пробиться в “Ф1” – им необходимо набрать определенное количество очков, которые начисляются за успехи в юниорских сериях. Но это, в определенном смысле, лишь усугубило проблему. Потому что теперь многие отцы таких пилотов готовы обеспечить командам, за которые выступают их сыновья, доступ к безграничным ресурсам – совсем как автоконцерны своим командам “Формулы-1”.


Пока у большинства команд “Ф1” есть потребность латать дыры в бюджете за счет приглашения рента-драйверов, в молодежных сериях будет появляться все больше “богатых мальчиков”, на победы которых будут работать не только команды, но и более одаренные, но “бедные” пилоты. А сама “королева автоспорта” рано или поздно превратится в соревнование, где самые талантливые будут противостоять просто самым богатым.

Не выигравший ни одной гонки в молодежных сериях Шон Гелаэль уже числится тест-пилотом команды “Toro Rosso”. Он пилотировал машину в ходе пятничных тренировок в рамках этапов и продолжит принимать участие в тестах “Ф1” в этом году, несмотря на то, что два последних сезона в “Ф2” завершил на 15-м месте в личном зачете. Можно не сомневаться, что если Гелаэль-младший наберет определенное количество баллов для получения необходимой лицензии, его отец найдет несколько десятков миллионов причин, способных убедить одну из команд мирового чемпионата взять Шона в основной состав…

Вопрос лишь в том, насколько долго за подобными соревнованиями будут следить болельщики. Ведь было бы странно рассчитывать, что многие захотят посмотреть финал стометровки чемпионата мира по легкой атлетике, если в нем будут участвовать Усейн Болт и еще семь хромых “бегунов”, которые купили себе возможность выйти на старт.


Дорога из золота: сколько стоит путь в “Формулу-1”?


  “Формула-4”



Класс для пилотов в возрасте от 15 до 18 лет, которые только закончили выступления в картинге.

150.000–250.000 евро


 “Формула Рено 2.0”



В этой серии выступают гонщики от 15 до примерно 22 лет. Стоимость участия варьируется в зависимости от уровня команды.

250.000–400.000 евро


 “GP3”



Гонки проводятся в рамках одних уик-эндов с “Формулой-1”. В чемпионате представлены шесть команд, каждая из которых выставляет на старт по четыре машины.

450.000–700.000 евро


 “Формула-3”



“Формула-3” – один из немногих классов, где командам разрешено дорабатывать машины самостоятельно. Оттого и цены на сезон в чемпионате Европы могут доходить до миллиона евро.

800.000–900.000 евро


 “Формула-2”



Последняя ступень перед “Формулой-1”. Здесь самая мощная и дорогая техника. Уже несколько лет подряд организаторы недобирают участников. На старт выходят по 20 пилотов вместо 26, как позволено регламентом.

1.300.000–2.000.000 евро

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: