Рубрики

Как облегчить холодный запуск двигателя

Зима подбрасывает водителю немало проблем: грязь, скользкая дорога, обмерзающие стекла, холод в салоне, наконец. Но еще хуже, если автомобиль на морозе просто отказывается заводиться. Как уберечься от сезонных напастей?

ПРИМЕМ за аксиому, что речь идет о машине полностью исправной, с правильно подобранными техническими жидкостями. Ведь если водитель залил неподходящее масло, все прочие усилия наверняка пойдут насмарку. Да и старые закопченные свечи могут подкинуть пару неприятных сюрпризов. Что уж говорить о “севшем” аккумуляторе... А вот если все по этой части в порядке, имеет смысл озаботиться и тем, какие дополнительные средства позволят избежать проблем с холодным пуском.

Автономные жидкостные подогреватели

САМЫЙ надежный способ обезопасить себя в морозную погоду – установить автономный подогреватель. Анатомия таких устройств довольно сложна. У них есть собственная камера сгорания из нержавеющей стали, в которую встроенный насос закачивает топливо, а небольшой вентилятор нагнетает забортный воздух. В качестве воспламенителя используется обычная искровая или свеча накаливания. Пламя нагревает стенки теплообменника, подключенного в системе охлаждения мотора, и электронасос прокачивает теплый антифриз через “рубашку” двигателя. Большинство подогревателей настраивают на 60-минутный цикл работы: за час температура охлаждающей жидкости достигает 70-80 градусов – для уверенного пуска мотора и быстрого прогрева салона этого вполне достаточно.

Пользоваться подобными “грелками” просто. Самые доступные из них оснащены таймером: достаточно загодя запрограммировать его, чтобы студеным утром сесть в теплую машину. Более продвинутые модели снабжают радиопультом дистанционного управления. Проснувшись утром, можно нажать кнопку, и пока вы будете умываться и завтракать, машина прогреется. Разумеется, возможность задавать время работы по таймеру тоже остается: с помощью брелка можно не только активировать устройство на расстоянии, но и отменить или заново активировать заранее заложенную программу работы.

Цены автономных подогревателей в зависимости от их продвинутости варьируются от 7.000 до 20.000 рублей.

Неавтономные жидкостные подогреватели

БОЛЕЕ простое решение – неавтономное устройство. Cтоят такие “грелки” от 2.000 до 18.000 рублей в зависимости от комплектации. Наиболее дорогие модели умеют поднимать температуру не только антифриза, но и моторного масла. Для этого используют нагревательный элемент, установленный вместо контрольного щупа. Но чаще встречаются более простые устройства: отдельный модуль, соединенный шлангами с системой охлаждения.

Питание к “кипятильникам” поступает от внешнего подключения к бытовой сети 220 В. Чтобы не расходовать слишком много энергии, подавляющее большинство подобных устройств лишено насоса: охлаждающая жидкость циркулирует благодаря естественной конвекции. Вот только подобная экономия приводит к серьезному снижению эффективности: на прогрев двигателя уходит от часа до трех, в зависимости от температуры наружного воздуха и мощности нагревательных элементов.

Управлять неавтономным подогревателем так же удобно, как и автономным – с помощью таймера или дистанционного пульта. Но вот незадача: для России подобное решение мало подходит. Если в северных европейских странах несложно найти автостоянку, где к каждому машиноместу подведена розетка, то у нас об этом можно только мечтать. Конечно те, у кого автомобиль стоит в гараже, найдут, куда подключиться. Но для них и актуальность предпускового подогревателя не так уж высока.

Тепловые аккумуляторы

ДЛЯ УМЕРЕННЫХ широт, где лютая стужа бывает редко, более оправданной может оказаться установка теплового аккумулятора. Устроен он просто: это небольшой резервуар с мощной теплоизоляцией, врезанный в систему охлаждения. Во время движения он накапливает горячий антифриз и сохраняет его температуру до двух суток (при условии, что мороз на улице не перевалил за -30 градусов). Перед стартом встроенный электронасос пару минут прокачивает теплую жидкость по малому контуру системы охлаждения, подогревая мотор. Ну а после того как двигатель выходит на рабочий режим, аккумулятор снова “заряжается” менее чем за десять минут.

Проблема подобных устройств – в недостаточной эффективности. Если машина простояла на холоде несколько дней, проку от них не будет; они выручают только при регулярных поездках. Кроме того, в отличие от автономных и неавтономных жидкостных подогревателей тепловые аккумуляторы не могут помочь в прогреве салона. Их производительности хватает только на облегчение пуска мотора. Цена таких устройств относительно невысока – 3.000-5.000 рублей.

Сигнализация с автозапуском

МНОГИЕ могут спросить: зачем возиться с установкой дополнительных “печек”, если мотор может греть себя сам? Действительно, современные сигнализации умеют не только охранять автомобиль, но и поддерживать температуру двигателя на заданном уровне.

Первый вопрос: как охранный модуль узнает, когда следует завести мотор? Тут есть несколько вариантов. Самый простой – по таймеру, который водитель программирует заранее. В относительно теплую погоду можно поставить задачу подготовить машину к утру, а в мороз стоит настроить электронику на запуск двигателя каждые несколько часов. Более сложные комплексы позволяют использовать дистанционное управление: они заводят мотор по сигналу с брелка.

Но самым привлекательным выглядит полностью автоматический вариант, использующий данные с датчиков температуры охлаждающей жидкости и воздуха в салоне. Когда показания падают ниже заданной нормы, электроника производит самодиагностику, на 3-5 секунд включает зажигание, а затем активизирует стартер. Если же по какой-то причине мотор не достиг штатных оборотов, “мозг” отключает стартер и зажигание и повторяет цикл заново.

Почему же такие комплексы все еще не очень популярны? Причин несколько. Во-первых, в наши дни большинство автомобилей оснащено иммобилайзерами, которые позволяют завести двигатель, только получив сигнал от чипа, спрятанного в ключе. Можно, конечно, каждый раз подходить к машине, но тогда автоматика теряет смысл. Во-вторых, современный мотор на холостом ходу выделяет слишком мало тепла: после автозапуска он сможет прогреть и прогнать масло по магистралям, а вот для того, чтобы протопить салон, придется одеться потеплее и отправиться в путь.

Пусковые аэрозоли

НУ А САМЫЙ простой (на первый взгляд) способ облегчить холодный запуск – впрыснуть во впускной тракт специальный аэрозоль. На полках автомагазинов стоит немало баллончиков от разных производителей по цене 200-300 рублей. Все подобные средства примерно наполовину состоят из диэтилового эфира. Это вещество обладает высокой летучестью, а эффект при его сгорании похож на действие небольшого заряда взрывчатки. Чтобы предотвратить детали мотора от ударных нагрузок, во вторую половину состава включают разнообразные примеси: смазывающие, стабилизирующие, снижающие скорость и температуру сгорания. Такие жидкости могут обеспечить уверенный пуск двигателя даже при сорокаградусном морозе. Вот только воспользоваться ими в одиночку вряд ли удастся – баллончики рассчитаны на применение вдвоем: водитель включает зажигание и стартер, а в это время помощник впрыскивает аэрозоль во впускной тракт.

Поделиться: