Рубрики

Как определяют транспортный налог за рубежом

13:10 12-02-2015

Автомобилистам всего мира приходится платить за загрязнение воздуха, использование дорог и вообще саму возможность ездить на машине. Системы налогообложения везде отличаются, но расчеты тарифов в большинстве стран стараются сделать как можно более справедливыми и гибкими. В России, напротив, транспортный налог определяется по одному и не самому логичному параметру – мощности двигателя.

Автомобилистам всего мира приходится платить за загрязнение воздуха, использование дорог и вообще саму возможность ездить на машине. Системы налогообложения везде отличаются, но расчеты тарифов в большинстве стран стараются сделать как можно более справедливыми и гибкими. В России, напротив, транспортный налог определяется по одному и не самому логичному параметру – мощности двигателя.

НИ ВОЗРАСТ, ни чистота выхлопа, ни другие параметры автомобиля у нас в стране не учитывают. И абсолютно неважно, что за машина у налогоплательщика – бензиновый спорткар или электромобиль, который вообще не загрязняет воздух. Платить все равно придется только за мощность. Поэтому владелец старой, давным-давно не отвечающей никаким нормам развалюхи ежегодно перечисляет государству меньше, чем обладатель мощного современного автомобиля, но соответствующего нормам “Евро-6”. Разговоры о введении экологического налога ведутся уже который год, но пока так и остаются разговорами.


Борьба за чистоту


В ЕВРОПЕЙСКИХ странах при расчете налоговой ставки тоже учитывается мощность. Но это не самый важный критерий. Наибольшее влияние имеют параметры выбросов CO2, так как именно от этого показателя во многом зависит размер вреда от автомобиля. Неудивительно, что больше всего вопросами экологии и потребления топлива озаботились именно в Европе. Автомобилей много, плотность населения высокая, собственных природных ресурсов немного. Все это наложило отпечаток на налоговую систему.

Чистота выхлопа так или иначе влияет на размер налога во всем Старом Свете. Во Франции уже почти 20 лет используется одна формула расчета. Меняются только коэффициенты. Владельцы автомобилей с мощностью примерно 100 л.с. и выбросами углекислого газа в объеме 140 граммов на км отчисляют в бюджет около 700 евро. А за 200-сильную модель с выхлопом 150 граммов придется выложить уже 1.600 евро. Но это единовременная выплата при покупке машины. Причем если выбросы составляют меньше 130 граммов, то налог определяется исходя только из мощности. Обладателей слишком вредных для воздуха машин власти наказывают ежегодными сборами. За автомобили с выхлопом 350 граммов и больше надо платить по 160 евро в год. Но есть и поощрения за заботу о природе. Государство само платит автовладельцам разовые бонусы при покупке экологичных машин. Например, если француз решит приобрести электромобиль, власти выдадут ему 6.300 евро. За машину с выбросами ниже 91 грамма CO2 государство может выдать субсидию до 3.300 евро в зависимости от конкретных данных.

В Германии до недавнего времени в разных регионах страны транспортный налог вычислялся по-своему, но со временем власти пришли к единой формуле, в которой общая сумма платежа прямо пропорционально зависит от объема двигателя и выбросов углекислого газа. За каждые 100 куб. см бензинового мотора владелец платит по два евро, дизельного – по девять. В свою очередь, каждые 10 граммов выбросов стоят по 20 евро. Таким образом, за двухлитровую машину с выхлопом 150 граммов на км житель Германии выкладывает примерно 500 евро в год. Правда, это касается новых автомобилей. Чем машина старше, тем выше ставка.

В Великобритании нет общей четкой формулы. Агентство DVLA, которое занимается регистрацией автомобилей, определяет размер налога на конкретную модель, исходя из объема и типа двигателя, чистоты выхлопа, а также возраста. Для примера: владелец трехлитрового автомобиля с объемом выбросов CO2 150 граммов обязан заплатить 480 фунтов в год. Обладатели электрокаров и гибридов освобождены от налогового бремени. Ежегодно автовладелец получает письмо с указанием размера налога. До октября прошлого года подтверждением оплаты служил специальный бумажный диск, который необходимо было прикрепить на лобовое стекло. Но эту обязанность власти отменили. Всю налоговую информацию теперь можно получить онлайн. Автовладелец вправе вносить платежи по месяцам.

Все перечисленные цифры покажутся просто смешными, если взглянуть на тарифы в Дании. Именно здесь самый высокий транспортный налог в Европе. В зависимости от типа двигателя сумма отчислений при покупке может составлять до 175% от цены для особенно “грязных” автомобилей. Как результат, по данным европейской общественной организации “Transport & Environment”, средний объем выбросов одной машины в Дании составляет 112,7 грамма. Самый низкий показатель на всем континенте. Значит, налоговая система, поощряющая покупку экологически чистых автомобилей, действительно работает.

Голландия, где также уровень загрязнения природы от автомобилей крайне низок, пошла еще дальше. Три года назад власти в порядке эксперимента предложили местным жителям пока добровольно перейти на налог на километраж. В автомобили устанавливают датчик GPS, по которому отслеживается пробег и впоследствии начисляется налог. При расчете учитывают даже то, по какой местности ездил автовладелец. Прокатился в магазин? Заплати три евроцента за километр. Чиновники уверяют в безопасности системы. Доступ к навигационным данным не имеет даже полиция. Если эксперимент признают удачным, вся страна перейдет на новую схему исчисления транспортного налога.


Другая логика


СОВСЕМ другую, но также по-своему справедливую систему используют в США. При покупке машины надо заплатить разовый налог, который варьируется от одного до семи процентов в разных штатах. За регистрацию новой машины придется отдать от 50 до 500 долларов. Сумма также зависит от региона, параметров и габаритов автомобиля. Как такового транспортного налога вовсе не существует – его сумма заложена в стоимость топлива. Чем больше автомобилист проедет, тем больше перечислит в бюджет. Размер налоговой добавки к цене горючего существенно разнится от штата к штату. Общей для всех является только сумма в 2,5 цента (с каждого галлона). Эти деньги уходят в Национальный фонд дорожного строительства. Остальная часть топливного налога устанавливается местными властями. Разброс довольно велик – от 18,4 цента на Аляске до 59,7 цента в Нью-Йорке за галлон. Каждый штат тратит полученные средства на ремонт и строительство местных трасс.

Хотя подобная система действует в Америке уже почти век, и здесь чиновники периодически экспериментируют. Например, в штате Орегон ни при покупке, ни при регистрации ничего платить не надо, зато с октября 2013 года власти ввели налог на пробег наподобие голландского. Водители платят 1,2 цента за милю. Обмануть государство не получится, ведь скручивание пробега в США – уголовное преступление.

В Китае еще недавно рассчитывали транспортный налог по мощности, как в России, но и в Поднебесной признали систему устаревшей. Власти пытаются стимулировать продажи малолитражек и автомобилей отечественного производства. Владельцу машины с литровым двигателем начислят в год всего 45 долларов. Но и самая высокая ставка несильно бьет по карману – 75 долларов. Более ощутимые траты автовладельцы несут непосредственно при покупке. За машину китайского производства придется отдать 10% от стоимости, а за иностранную модель – все 40. Но и это не все. Примерно пятую часть стоимости топлива также составляет налог. Поэтому обладатели мощных иномарок вынуждены платить гораздо больше остальных.

Также многоступенчатую схему сбора налогов с автомобилистов используют и в Японии, правда, с особенностями. Помимо разового платежа при покупке в размере 5% от цены местные жители вынуждены отдавать налог на массу машины после каждого техосмотра. Сумма варьируется от 50 до 500 долларов. Примечательно, что владельцы гибридов и электрокаров от налогов не освобождаются, хотя ставка у них немного меньше. Власти исходят из такой логики: чем тяжелее автомобиль, тем сильнее он портит асфальт. Поэтому водители больших внедорожников отчисляют из своего кармана в дорожные фонды больше денег.

Как мы видим, для каждой налоговой системы есть свои объяснения. В одной стране автомобилисты платят больше за вредные выбросы, в другой – за сами поездки, в третьей – за износ дорог... Может, российские чиновники все-таки учтут зарубежный многолетний опыт и наконец найдут более-менее справедливую формулу транспортного налога.


Поделиться: