Рубрики

Как покорить “зеленый ад”

Об этом мы решили узнать в школе “Castrol” и BMW

Свои школы вождения есть у многих автомобильных компаний. Но лишь некоторые из них предлагают настоящие гоночные тренинги, которые проходят на самых известных трассах Европы вроде “Nurburgring” с его легендарной “Северной петлей”, которую за сложность и непредсказуемость Джеки Стюарт назвал “зеленым адом”. Например, здесь готовит пилотов школа совместного проекта “Castrol” и BMW.

ОТ АВТОБАНА узкая дорожка вьется змеей меж лесов, холмов и полей – типичная картина для запада Германии, если бы не пролетающие мимо с истошным визгом высокооборотных моторов стайки байкеров и нетерпеливо бубнящие выхлопом в общем неторопливом потоке суперкары. Чем ближе к маленькой деревушке Нюрбург, тем насыщеннее становится концентрация спортивных машин самых разных марок, моделей и годов выпуска.

Опускаю стекло такси, и в салон врывается воздух, в котором паров высокооктанового топлива едва ли не больше, чем кислорода. Сегодня воскресенье – на “Нюрбургринге” открытие очередного мотосезона и трек-день для всех желающих. А желающих немало. Вон тот колоритный джентльмен, пыхтящий трубкой, явно приехал из Англии, а вот на том родстере развивается французский флаг... На трассе одновременно можно увидеть изрядно потертый семейный минивэн и гоночный болид, украшенный спонсорскими наклейками. По сути, в такие уик-энды “Северная петля” превращается в платную одностороннюю дорогу, где, кстати, ради безопасности новичков на некоторых участках действуют ограничения скорости и запрещен обгон справа.

Эксперты BMW основное внимание уделяют упражнениям, помогающим развить
“чувство автомобиля”. К ним относятся, например, тесты на торможение и дрифтинг –
движение в управляемом заносе.

Но уже на следующий день, в понедельник, суматоха закончится, и на опустевшее кольцо выйдут те, кто хочет не просто кататься, красуясь перед зеваками, а научиться реально быстро и безопасно ездить. На таких энтузиастов рассчитаны курсы от “Castrol” и BMW, в усредненном варианте которых (немцы предлагают несколько программ) предстоит принять участие и мне.

Ранний подъем, дышу в трубочку алкотестера (с этим в школе очень строго – безопасность превыше всего), и сразу на трассу. Немецкие эксперты не тратят времени на долгие брифинги: считается, что сюда приходят лишь те, кто уже знает, как правильно настроить кресло и держать руль.

Перед заездами по трассе всех обучающихся
распределили по группам согласно
результатам соревнования – надо было
пройти скоростную змейку, развернуться
в ограниченном пространстве и остановиться
в “гараже”. Время фиксировалось
автоматически при помощи фотоствора.

Поэтому после короткого инструктажа меня облачают в гоночный комбинезон и выводят на пит-лайн формульного участка “Нюрбургринга” – отсюда начинается путь в “зеленый ад”. С трудом протискиваюсь сквозь клетку каркаса безопасности на пассажирское место “BMW M3 GT4”, подготовленного для соревнований “Gran Turismo”. За рулем – Энди Приоль, неоднократный чемпион WTCC и победитель “24 часов Нюрбургринга”, который личным примером показывает новичкам, к чему надо стремиться. Штампуя быстрые круги на грани фола, Энди невозмутимо поясняет:

– Скорость придет сама. Главное – научиться чувствовать машину, правильно оценивать ее и свои возможности.

И простое бывает сложным

НО ЭТИ навыки прививают уже другие инструкторы. Первым делом нам выдали ключи от обычных дорожных BMW и отправили на дальний участок трассы тренировать экстренное торможение и “переставку”, чем поначалу вызвали недовольный ропот бывалых автожурналистов.

Однако на деле все оказалось не так-то просто. Стоило начать курс торможения с 80 км/ч до полной остановки в узком коридоре, как из рации на нас полился поток критики:

– Машина номер 38, сильнее давите на педаль! Номер 34 – начинайте тормозить раньше! Тридцать пятый – выше скорость!

Ведущая нашей группы Клаудиа Хюртген – первая женщина, победившая в чемпионате
по гонкам на выносливость. Все 154 виража “Северной петли” она знает наизусть.

Наконец прямо по центру коридора инструктор ставит конус. Надо остановиться максимально близко, не сбив его. Дистанция более метра – уже незачет. На словах просто, а на практике рассчитать точку начала торможения оказалось очень нелегко. Лишь после нескольких попыток мы научились правильно прогнозировать ситуацию и останавливаться за считаные сантиметры до конуса.

С “переставкой” вышла похожая история. Надо было на скорости 80-90 км/ч на отрезке в десять метров перестроиться на соседнюю полосу шириной четыре метра. Здесь основное внимание уделялось не только навыкам руления, но и концентрации внимания. Прием известный: чтобы не сбить конусы, надо смотреть не на препятствие, а на ту точку, куда хочешь попасть.

– Повторяйте за мной, – руководитель нашей группы Гельмут встает на одну ногу словно цапля. – Вам сейчас несложно сохранять равновесие, так ведь? А теперь резко посмотрите на небо. Вы на секунду потеряли контроль над собой, поскольку не видите горизонта. То же самое и за рулем, только там цена ошибки совсем другая…

В итоге мы начали выполнять “переставку” играючи.

На ступень выше

ПРОЙДЯ проверку базовых навыков, пересаживаемся на спортивные “BMW M3”. 420 “лошадей” под капотом и задний привод – это серьезно. Чтобы лучше понять характер машины, отправляемся на секцию дрифтинга. Это круг диаметром около 30 м, частично залитый водой, который надо было пройти в управляемом скольжении.

– Систему стабилизации отключить, коробку в ручной режим, вторая передача и 2.000 оборотов! – командует инструктор. – Теперь жми на газ сильнее и контролируй траекторию рулем и тягой.

Получилось не сразу – дело осложнялось тем, что участки влажного и сухого асфальта чередовались. Соответственно менялось сцепление с дорогой и поведение машины. В гонках может произойти то же самое – масляное пятно на асфальте или вынесенный на траекторию гравий запросто отправят автомобиль в занос, если не быть к этому готовым.

Еще одно упражнение – слалом с отсечкой времени. На вид – обычная “змейка”, но и этому упражнению эксперты придали свою изюминку: за последним конусом надо было развернуться в ограниченном пространстве, точно рассчитав траекторию и включив первую передачу. Те, кто этого не делал, разом теряли больше секунды, что на таком коротком отрезке было равноценно полному поражению. Но еще больше народу отсеялось на торможении. Если обычно финиш пролетают с ходу, то в данном случае нам пришлось останавливаться в “гараже”. Переборщил со скоростью, считай въехал в “стенку”, за что незамедлительно следовала дисквалификация. В итоге из двух зачетных попыток меньше половины группы записали свое время в официальный протокол.

Наконец, последний этап перед “зеленым адом” – заезд по формульной трассе “нового Нюрбургринга” в составе группы из шести машин за инструктором, который про рации дает рекомендации по выбору траектории, передач, скорости и прочим особенностям гоночной езды. Так, круг за кругом, человек привыкает вовремя тормозить и поворачивать руль, до автоматизма доводя свои движения. Проблема в том, что скорость пелотона в данном случае целиком зависит от его самого медленного участника – именно на него должен ориентироваться ведущий, чтобы машины не растягивались по трассе и всегда оставались под наблюдением. Так, попав в компанию с коллегами из Индии, я был вынужден периодически сбрасывать темп, чтобы не влететь в корму передним и не сильно отрываться от тех, кто сзади. Впрочем, по словам представителей BMW, это особенность журналистского мероприятия, а в группы для клиентов стараются набирать людей примерно одного уровня подготовки.

Во время одной из таких вынужденных пауз обращаюсь к своему пассажиру – Саймону Герни, ведущему технологу “Castrol” – с вопросом: а зачем, собственно, масляной компании участие в подобных проектах?

– Частично это реклама. Близость к автоспорту придает бренду определенный вес в глазах автомобилистов, – поясняет Саймон. – Но для нас партнерство с BMW – это еще и замечательный испытательный полигон. Ведь одно дело обкатывать масло на стендах, и совсем другое – в реальных “боевых” условиях. Например, максимальные обороты двигателя этого “BMW M3” (тут собеседник похлопал рукой по передней панели) – 8.400 об/мин, поршни движутся со скоростью 20 м/с и, к примеру, за всю гонку “24 часа Нюрбургринга” в цилиндрах происходит 39 миллионов вспышек. И масло должно все это время обеспечивать низкое трение и надежную защиту металла. А когда за руль садится не опытный гонщик, а начинающий, который, само собой, делает много ошибок, нагрузка на смазочную систему выпадает еще более впечатляющая.

…Проведя целый день на треке, практически не вылезая из-за руля, устаешь так, что хочется отправиться в ближайший бар и посвятить вечер дегустации местных спиртных напитков. Но приходится идти в гостиницу – завтра опять ранний подъем и кульминация программы – заезды в “зеленом аду”.

Четыре сезона “Северной петли”

ТРЕНИНГ на “Северной петле” по формату сильно походил на предыдущие групповые заезды по трассе “Гран-при”. Участники так же разбились на группы, по шесть машин в каждой, и вслед за ведущим отправились на трек. Но в этот раз мне повезло несравненно больше: организаторы учли результаты слалома и постарались распределить журналистов так, чтобы в одной команде выступали примерно равные по силам водители. Я попал в первую группу, которую вела не кто иная, как Клаудиа Хюртген – первая женщина, победившая в чемпионате серии VLN по гонкам на выносливость. Озадачил лишь выбор машин – это были обычные гражданские BMW самых разных серий, которые для огромной пишущей братии, похоже, собирали по всей Германии. Например, меня с напарником посадили на “X6”.

– Не переживайте, на нем тоже можно ехать быстро, – успокоила Клаудиа. – Вы же видели, на чем сюда люди приезжают (мне вспомнился минивэн, пыхтевший по трассе. – Прим. авт.). Сейчас самое важное – закрепить те навыки, что вы наработали вчера. Тем более что условия сегодня несравнимо сложнее, – добавила Хюртген, показав на зависшие над пит-лайном мрачные тучи.

Действительно, стоило нам пройти первые из 154 виражей, как на трассу обрушился такой ливень, что я с трудом различал среди брызг машину Клаудии, которая и не думала сбавлять темп (для нас он был достаточно бодрым, а для нее больше напоминал прогулочный выезд). Для местных пилотов перемена погоды привычное дело: “Северная петля” имеет довольно внушительную протяженность – 20,8 км, поэтому, пока проедешь целый круг, успеваешь почувствовать все времена года. Пока на юге идет летний дождь, на западе царит весенняя сырость, на севере по-летнему светит солнце, а на востоке между тем зима – нас накрыл даже град со снегом!

Одно хорошо – на мокром асфальте отчетливо видны следы машины Клаудии, позволяющие выбрать правильную траекторию. Остается лишь внимательно слушать ее короткие команды по рации:

– Сброс газа! Торможение! Передачу вниз! Ранний апекс! Ускорение! Распрямляй траекторию!

Права на ошибку “Нюрбургринг” не дает. Ширина трассы в среднем составляет 8-9 м, едва две машины разъезжаются, а спасительных зон безопасности практически нет. Вылетел, и добро пожаловать в железный рельс или бетонный отбойник, на которых после недавнего трек-дня еще видны свежие отметины.

Да и по рельефу “Северная петля” мало напоминает другие трассы. Здесь такие перепады высот, что гоночные машины порой взлетают как в ралли, поэтому, чтобы не терять контакт с трассой, многие спортсмены, по словам фирменного пилота “BMW Motorsport” Дирка Мюллера, даже увеличивают ход подвески и дорожный просвет, хотя теоретически это приводит к росту кренов и более размытым реакциям на повороты руля.

Но у “зеленого ада” свои законы. И чтобы научиться проходить бетонную “Карусель” так же эффектно, как Рудольф Караччиола, и не разбить машину в повороте “Bergwerk”, где горел Ники Лауда, надо тренироваться не один день на протяжении многих лет. А при помощи “Castrol” и BMW мы сделали лишь первый шаг к мастерству, так сказать, оценили, каких трудов стоит научиться ездить по-настоящему быстро.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: