Рубрики

Как работают городские системы платного въезда

15:46 02-03-2017

Российские города скоро могут пополнить немногочисленный перечень мегаполисов, где предусмотрен платный въезд в определенные районы.

Хотите в центр? Платите!



Российские города скоро могут пополнить немногочисленный перечень мегаполисов, где предусмотрен платный въезд в определенные районы. У нас, скорее всего, это сделают с какими-то перегибами, без которых мы просто не умеем внедрять что-то новое. А вот за рубежом система взимания платы давно и хорошо отработана.


ЛОНДОН

Въезд в центр британской столицы стал платным с 2003 года. Причем это правило действует только в рабочие дни с 7.00 до 18.00. В выходные и праздничные дни, а также после 18.00 в рабочие дни за проезд по центру Лондона деньги не взимаются. Оплатить проезд – не проблема. Можно по телефону, можно через Интернет. И не обязательно это делать заранее – можно и после поездки. Главное – заплатить в эти же сутки. Иначе уже на второй день к стандартному тарифу в одиннадцать фунтов стерлингов добавится еще три фунта. А через две недели неустойка вырастет уже до 65 фунтов… Так что затягивать с оплатой нет никакого смысла. Как и пытаться оспаривать сам факт въезда в платную зону – за этим следят более 700 камер.

Среди автомобилистов Лондона весьма популярна услуга привязки специального счета к автомобилю. В этом случае владелец машины не получает квитанцию на оплату, а списание средств происходит автоматически, когда машина въезжает в платную зону. Автовладельцы, проживающие в платной зоне, имеют определенные льготы – годовой абонемент им обходится менее чем в триста фунтов. То есть один фунт в рабочий день. 


  О въезде в платную зону Лондона водителей предупреждают яркими указателями,
  а проезд контролируют более 700 камер.

 

Как перед зоной с платным въездом, так и внутри ее существует достаточно большое количество парковок (уличных, подземных, многоярусных). Тарифы дифференцируются в зависимости от района: в самом центре час стоянки обойдется в два-три раза дороже, чем на окраине. Но и здесь есть важный нюанс: все платные уличные парковки после 18.30 в рабочие дни становятся бесплатными. Также на них не надо платить в выходные и праздничные дни.

Одновременно с введением платного въезда в центре на улицах британской столицы появились выделенные полосы для общественного транспорта и такси, почти на 30 процентов увеличилось количество автобусов, курсирующих по городу. В итоге в городе круглосуточно (интервал движения в час пик около пяти минут, в остальное время 10-15 минут) работают более 50 маршрутов автобусов, значительная часть из которых проходит по платной зоне. Все остановки оснащены электронными табло, на которых указывается, когда придет автобус того или иного маршрута. Метро (одиннадцать линий) работает с 5.30 (по выходным дням с 7.00) до 23.30-00.30.


СИНГАПУР

Этот город-государство стал первым в мире мегаполисом, власти которого в 1975 году решили взимать плату за проезд. Причем сразу на всей территории города (719 кв. км), а не в отдельных районах, как это принято в других странах. Соответственно, нет и каких-либо преференций для жителей того или иного района. Изначально плата взималась только в утренние и вечерние часы пик, однако теперь – за любое передвижение по мегаполису на личном автомобиле. 

Сколько стоит поездка на машине по Сингапуру? На этот вопрос точно вам не ответит никто. Фиксированных тарифов нет. Зато есть система “Electronic Road Pricing” (ERP), состоящая из сотен рамп с камерами, которые отслеживают транспортный поток и фиксируют номера проезжающих автомобилей. Информация о трафике в режиме реального времени обрабатывается суперкомпьютером, а специальная программа определяет стоимость проезда по тому или иному району города в зависимости от трафика, типа автомобиля и т.д. Причем тарифы меняются каждые пять (!!!) минут. Упала скорость движения транспорта по определенным улицам – система моментально повысила тарифы за проезд по этому району. Поток поехал быстрее – расценки тут же снизились. Фактически в Сингапуре создали интеллектуальную “экономическую” модель управления трафиком.


  В Сингапуре интеллектуальная система меняет тарифы за проезд,
  по городу каждые пять минут.

 

Все автомобили обязательно оснащаются специальными модулями-транспондерами для оплаты проезда, в которые водители вставляют банковские карты. Но чаще всего жители Сингапура привязывают этот модуль к своему личному счету в банке для автоматического списания денег за каждую поездку.

Любопытная особенность законов Сингапура: если человек решит поехать на работу на своем автомобиле, то, возвращаясь домой, он обязан будет подвезти как минимум пару коллег. Иначе ему выпишут штраф в размере 500 сингапурских долларов.

Система парковок в Сингапуре достаточно жесткая. В центральных районах города даже на подземных стоянках, не говоря уже об уличных, которых крайне мало, разрешено оставлять машину не более чем на 30 минут. Это обойдется в два сингапурских доллара. В спальных районах час парковки стоит 50 центов, на остальной территории –  один сингапурский доллар. При этом ограничений по времени стоянки на них нет.


  Все автомобили в городе-государстве оснащаются модулями-транспондерами
  для оплаты проезда..

 

Общественный транспорт, представленный четырьмя линиями метро, четырьмя ветками скоростного трамвая и почти сотней автобусных маршрутов, работает с 5.30 до полуночи (в выходные и праздники – с 6.00). Разовый билет в зависимости от расстояния обойдется в один-три сингапурских доллара. Безлимитный проездной на сутки стоит 12 долларов. Интервал движения в течение суток любого вида транспорта не превышает пяти минут в течение всего времени работы.


СТОКГОЛЬМ

Плата за въезд в историческую часть столицы Швеции была введена в 2007 году. Причем попытки внедрить взимание денег за проезд в центр Стокгольма предпринимались и раньше, но на референдуме жители города сказали решительное “нет” такой инициативе чиновников. Лишь после того, как власти провели масштабную кампанию, в ходе которой разъяснили и наглядно показали, для чего необходимо введение платы и что произойдет, если этого не сделать, горожане проголосовали “за”.

Властям Стокгольма, пожалуй, было проще всех наладить систему взимания платы и контроля за потоком транспорта. В историческую часть города ведут всего шесть автомобильных мостов, на которых установлены камеры, считывающие номера проезжающих машин. Плата взимается только по рабочим дням с 6.30 до 18.30. В утренние (с 6.30 до 10.00) и вечерние (с 16.00 до 18.30) часы тариф составляет 20 крон, в остальное время – десять. Платить необходимо за каждый проезд на территорию с особым режимом. Отдав 60 крон, водитель получает право на неограниченное количество поездок в течение дня.


  В Стокгольме решение о введении платного въезда принималось,
  на основе итогов референдума.

 

Механизм оплаты в целом похож на тот, что действует в Лондоне. Автомобилист либо создает специальный счет, с которого деньги списываются автоматически (необходимо каждый раз предварительно при помощи SMS выбирать, по какому тарифу будут списываться деньги – “абонемент” на сутки или за каждый въезд), либо раз в месяц получает по почте квитанцию с указанием количества въездов в платную зону и суммы, которую необходимо внести. Если это не сделать в течение месяца, то размер долга автоматически удвоится. Людям, проживающим в платной зоне, инвалидам, а также владельцам электрокаров и гибридных моделей предоставляются скидки – 50-80% от установленного тарифа.

Все парковки в Стокгольме разделены на четыре зоны, обозначенные красным (располагаются в исторической, платной части города, тариф 60 крон в час, стоянка не более двух часов), синим и зеленым (находятся вблизи этой территории, 40 и 30 крон в час, время стоянки не ограничено), а также черным (располагаются на окраинах, 20 крон за сутки) цветами.

Общественный транспорт в Стокгольме представлен четырьмя ветками метро и четырьмя линиями трамвая, проходящими через платную зону, 45 маршрутами автобуса, а также несколькими линиями паромов и маршрутных теплоходов, связывающими острова, на которых расположен город. Весь общественный транспорт работает с 5.00 до 1.00. Интервал между поездами метро не превышает трех-четырех минут, у автобусов и трамваев – пяти-семи минут. Теплоходы и паромы курсируют раз в 15-20 минут.


МИЛАН

Здесь за каждый въезд в центральную часть города придется отдать пять евро. Плата взимается в рабочие дни с 6.30 до 18.00, а также по субботам с 14.00 до 18.00. Перед тем как проехать в эту зону, необходимо приобрести в банке, на почте, в табачном или газетном киоске специальную карточку. На ней указан код, который вместе с номером машины необходимо отправить по SMS в единую базу данных. Однако такой схемой оплаты чаще всего пользуются либо туристы, либо жители других итальянских городов. Миланцы обычно приобретают за 55 евро месячный абонемент с безлимитным посещением платной зоны. Люди, проживающие на этой территории, получают в муниципалитете специальный электронный пропуск, дающий право на 40 бесплатных проездов в течение месяца. При этом каждая поездка сверх этого лимита обходится им в два евро. Камеры, установленные на въезде в платную зону, не предназначены для оплаты проезда – они лишь фиксируют тех, кто не заплатил за проезд. Нарушителям по почте приходит штрафная квитанция на 78 евро.


  Общественный транспорт Милана считается лучшим в Италии. Неудивительно,
  что жители города для поездок в центр предпочитают автобус или трамвай.

 

В отличие от многих других городов, тарифы на парковку в   центральной части Милана достаточно либеральные: два евро в час (с четвертого часа – три евро в час). И при этом нет ограничения по времени. Правда, мест для стоянки немного, поэтому обычно шансы припарковать машину без нарушений минимальны. Перед въездом в платную зону парковок также немного, а с учетом еще более либеральных тарифов (0,8-1,2 евро в час) все места на них, как правило, заняты. Поэтому многие автомобилисты предпочитают парковать свои машины на окраинах города и дальше пользоваться общественным транспортом. А он, по мнению многих специалистов, является лучшим в Италии и одним из лучших в Европе. Судите сами: 19 линий трамвая, работающих с 4.30 до 2.30 и курсирующих каждые пять-семь минут; четыре линии метро, которые открыты с 6.00 до 0.30; 89 маршрутов автобусов (время работы с 5.30 до 1.45 плюс 19 круглосуточных маршрутов, которые проходят через платную зону); четыре маршрута троллейбусов, образующих своеобразное кольцо вокруг центра с несколькими ответвлениями к окраинам...


РОССИЯ

В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий вводить плату за проезд в определенные районы населенных пунктов. Критерии взимания платы могут быть разными – экологические параметры транспортного средства, его тип, ограничения по массе или габаритам и т.д. Также допускается дифференциация тарифов в зависимости от времени суток и дня недели.

В отличие от законов, регламентирующих платный въезд за рубежом, которые принимались в каждом конкретном городе, где вводилась эта система, российский документ подразумевает, что его действие будет распространяться на территорию всей страны. Более того, правом устанавливать плату планируется наделить власти всех уровней – федеральные, региональные и местные. Именно этот пункт вызывает у специалистов основные претензии.

– Наделение местных властей правом вводить режим платного въезда в тот или иной район города может привести к серьезным злоупотреблениям с их стороны, своего рода феодальным замашкам, – отмечает депутат Госдумы Ярослав Нилов. – Самый яркий пример – ситуация с платными парковками в Москве. Когда только обсуждалась эта идея, столичные власти неоднократно заявляли, что такие стоянки появятся лишь на некоторых улицах в центре города. И что в итоге? Платные парковки уже действуют даже на некоторых улицах, проходящих рядом с МКАД. Боюсь, что такая же ситуация будет и с зонами платного въезда. Сначала за деньги можно будет проехать только в центр, а по мере роста аппетита чиновников платным станет проезд по всем крупным городам.

Если закон будет принят в нынешнем виде, право вводить платный въезд появится у администрации любой российской деревни, у чиновников из любой городской управы или муниципалитета. Решит, к примеру, какой-нибудь районный глава, что в райцентре не продохнуть от пробок, да и введет простым росчерком пера плату за въезд. А соседний “князек”, получив двойной трафик в своем районе, решит проблему тем же способом. И понеслось... Скажете утопия, абсурд? Отнюдь, принятый Госдумой законопроект позволяет местным чиновникам это делать на абсолютно законных основаниях.


  На фоне пассажиров, вынужденных брать штурмом переполненные автобусы,
  и автомобилистов, мечущихся в поисках места для парковки, законопроект
  о введении платы за въезд в центр российских городов выглядит кощунством.

 

Еще один важный момент. За рубежом, перед тем как начать собирать деньги за въезд в центр города, власти предоставили автомобилистам альтернативные способы, как попасть в платную зону – наладили нормальную работу общественного транспорта, предоставили водителям возможность оставить свой автомобиль на парковке (пусть и платной).

У нас даже в Москве или Санкт-Петербурге (где уже действуют платные парковки) зачастую весьма проблематично найти место для стоянки машины в центре. Что уж говорить про другие мегаполисы. Да и с общественным транспортом далеко не все так гладко. Во многих городах (даже в некоторых районах столицы) люди до сих пор вынуждены по полчаса, если не дольше, ожидать переполненного автобуса.

Непонятно и каким будет механизм оплаты за проезд. Автоматизированная система, наподобие сингапурской или лондонской, для нас пока несбыточная мечта. Ведь даже на тех немногочисленных платных трассах, что действуют в нашей стране, очереди перед пунктами оплаты – обычное явление. Что будет твориться в городах, если в них появятся такие же будки со шлагбаумами, даже представить сложно.

Принимая закон, позволяющий взимать плату за проезд в города, чиновники и депутаты хотели скопировать зарубежный опыт. Но пока хорошо получилась лишь та часть, которая называется “Дайте нам денег!”

Поделиться: