Рубрики

Как сдают на права

16:10 10-11-2011

В любой стране мира, чтобы получить водительские права, необходимо сдать экзамены. Готовятся к ним везде по-разному. Да и сам процесс сдачи экзамена во многих странах различается.

Особенности подготовки водителей в России и за рубежом

В любой стране мира, чтобы получить водительские права, необходимо сдать экзамены. Готовятся к ним везде по-разному. Да и сам процесс сдачи экзамена во многих странах различается.

США

В США причиной несдачи экзамена может стать то, что кандидат на права неправильно
проверяет “мертвые зоны” перед маневром или неуверенно ведет себя за рулем машины.

Для получения любительской лицензии достаточно самостоятельной подготовки. В местном Отделе транспортных средств (Department of Motor Vehicles) проверяют знания ПДД и элементарные навыки управления машиной. Теоретический тест состоит из 20 вопросов, охватывающих весь спектр Правил дорожного движения. Необходимо ответить правильно как минимум на 15 из них за 30-40минут. В случае неудачи теорию можно пересдавать неограниченное количество раз, и денег за это не берут. Если экзамен сдан успешно, то кандидату выдают permit (разрешение), то есть “ученические” права с ограниченным сроком действия. За них обычно надо заплатить $20 (такие расценки, например, в Колорадо, Калифорнии, Нью-Джерси и многих других штатах). Permit, как правило, выдается на два месяца, хотя срок в разных штатах может варьироваться. С таким разрешением можно выезжать на дороги общего пользования, но лишь для тренировок и при условии, что рядом сидит человек, имеющий водительскую лицензию. Получив практические навыки, новичок записывается на практический экзамен для получения полноценных прав в том же Department of Motor Vehicles.

Экзамен по вождению сдается на городских улицах (такого понятия, как “площадка”, в США не существует). Результат зависит от того, насколько серьезными, по мнению инструктора из Отдела транспортных средств, были допущенные ошибки. Он дает задания и следит не только за тем, чтобы кандидат не нарушал ПДД (не пересекал сплошную линию разметки, соблюдал требования знаков и т.д.), но и уверенно и грамотно управлял автомобилем. Например, причиной несдачи может стать то, что кандидат неправильно проверяет “мертвые зоны” перед совершением того или иного маневра. Оценивается и то, как он ведет себя за рулем, насколько уверенно держится. Лишняя осторожность тоже может пойти в минус.

В случае провала практику можно пересдавать только три раза, причем не более одного раза в год. Первая попытка бесплатная, две следующие могут стоить от $20 до $40. Если все три окажутся неудачными, придется вновь сдавать “теорию” и получать временный permit для повторного обучения.

Великобритания

Вопросами обучения будущих водителей и выдачи прав ведает специальная государственная организация DVLA (Driver and Vehicle Licensing Agency). Любой желающий посылает в эту организацию заполненную анкету и получает по почте временную ученическую лицензию. С ней уже можно садиться за руль автомобиля, но только при условии, что рядом – водитель в возрасте не моложе 21 года, имеющий права не менее трех лет; автомобиль имеет опозновательный знак “L” (учебный), и на нем нельзя выезжать на национальные магистрали. Да, еще надо определиться, какой автомобиль вы собираетесь водить в будущем. Если только с “автоматом”, то это будет отмечено в лицензии и управлять автомобилем с “механикой” уже нельзя. Если же вы намерены получить лицензию на управление машиной с механической коробкой, то она позволяет управлять и автомобилем с “автоматом”.

Теорию кандидат на права изучает, как правило, самостоятельно. В любом книжном или автомобильном магазине можно купить самые разнообразные учебники и пособия, в том числе и для занятий на компьютере. Кстати, теоретическая часть подготовки здесь очень объемная. Она включает в себя и нормы этики для водителей, и советы по оказанию первой помощи пострадавшим, и очень широко трактует вопросы безопасности движения...

Когда теория выучена, можно через Интернет выбрать любое подразделение DVLA (совершенно никак не связанное с местом проживания), свободную дату и время тестирования.

Теоретический экзамен состоит из двух частей: ответы на 50 вопросов (зачет ставится, если за 57 минут дано 43 правильных ответа) и так называемый “hazard perception” – тест на внимательность и реакцию. На экране компьютера демонстрируются одиннадцать видеороликов с реальными дорожными ситуациями. При появлении опасности (пешехода, автомобиля и т.д) надо успеть вовремя среагировать “мышкой”. Если не сдана хоть какая-то часть теории (ответы на вопросы или “hazard perception”), весь экзамен надо пересдавать заново. И каждая такая пересдача обойдется столько же, как в первый раз – 31 фунт стерлингов. Количество “подходов” не ограничено. Экзамен на вождение вдвое дороже – 62 фунта (если сдается в рабочее время с понедельника по пятницу). Экзамен, сдаваемый вечером или в выходные дни, обойдется в 75 фунтов стерлингов.

Практический экзамен продолжительностью 45 минут сдается на дорогах общего пользования (как правило, часть экзамена – на городских улицах, и часть – на загородном шоссе). На каком автомобиле вы намерены сдавать практику, значения не имеет (важен только вид коробки передач). Инструктор DVLA, принимающий тест, дает определенный маршрут и внимательно следит за всеми вашими действиями, начиная от того, в каком порядке вы смотрите в боковые и заднее зеркала при трогании с места. В ходе тестирования предстоит сделать несколько маневров. Это может быть парковка “в бокс” или параллельная; разворот на узкой дороге или трогание с места на подъеме... Все ваши ошибки делятся на мелкие (например, не включил указатель поворота при маневре или не посмотрел в зеркало) и крупные: не пропустил пешехода, проехал на красный свет, выехал на встречную полосу и т.д. Чтобы сдать экзамен, можно допустить не более 12 мелких ошибок и ни одной крупной. Иначе надо заново сдавать “практику”. Ограничений на пересдачу нет.

Франция

Будущий водитель может выбирать из трех форм подготовки: обучение в автошколе (только теория); обучение в автошколе с практическими занятиями по вождению, в сопровождении частного инструктора; индивидуальные занятия.

Как правило, большинство французов идет по второму пути и откликается на объявления многочисленных автошкол, которые предлагают “пакет услуг”. Изучение теории и практическая подготовка обходятся обучающимся в среднем в 1.200 евро. За дополнительные занятия по практическому вождению надо платить отдельно.

Экзамен (его принимают специалисты из дорожной полиции)состоит из двух частей: теоретической (так называемый “код”) и практической. “Код” – это 40 вопросов по девяти темам (остановка и парковка, проезд перекрестков и обгон, уличное движение, видимость и освещение, и т.д.). Необходимо за час правильно ответить на 35 вопросов. Успешно сданный тест дает право на пять попыток в течение трех лет для сдачи практической части экзамена. Если все пять – провальные, то придется заново учиться и сдавать “теорию”.

Тест по управлению машиной проходит в присутствии инспектора дорожной полиции и специального государственного служащего. Экзамен длится 35 минут. Он включает в себя вождение в городских условиях и выполнение ряда маневров. Причем экзаменатор учитывает как тяжкие ошибки (нарушение разметки, несоблюдение знаков и сигналов светофора и т.д.), так и легкие, например, невключенный поворотник при совершении маневра или перестроение без контроля “мертвых зон” и т.п.

Первый подход к сдаче экзаменов – бесплатный (включено в “пакет”), а вот за последующие попытки придется раскошеливаться. За “теорию” – в среднем 100 евро, за вождение – около 120-130.

Германия

Существует две схемы. Первая – это курс в автошколе, по единой программе, одобренной государством (обучение стоит в среднем 1.000-1.200 евро). Вторая - это занятия с частным инструктором, которые обычно обходятся дороже, чем в автошколе ( до 1.500 евро).

Независимо от схемы обучения экзамены сдаются по единой методике. Знания и навыки начинающих водителей проверяют независимые экзаменаторы (их обычно два-три на регион), лицензированные местными органами власти. В “теоретической” части надо за 45 минут ответить на 30 вопросов, допустив не более двух ошибок. Этот тест разрешено пересдавать пять раз в течение года. Если все попытки оказались неудачными, обучение придется проходить заново. Вне зависимости от результата каждая попытка стоит 80 евро. Практический экзамен тоже длится 45 минут. Независимый экзаменатор выносит вердикт исходя из количества и тяжести ошибок, которые допустил кандидат на права.

При плохой оценке неудачнику назначаются (разумеется, за доплату) еще десять часов обучения в автошколе или у частного инструктора, после чего он вновь идет на экзамен. Количество таких попыток не регламентировано, и они бесплатные. Зато после сдачи экзамена по вождению надо заплатить 180 евро за выдачу прав.

Япония

В Японии будущий водитель обязан “откатать” на полигоне не менее 15 занятий по полтора часа.

В этой стране затраты, связанные с получением водительского удостоверения, сопоставимы с ценой подержанной машины. В общем и целом они составят примерно 400.000 иен (около $5.000), если не понадобятся дополнительные расходы.

Прежде всего, в сумму входит двухмесячный курс обучения (минимум 120 часов) в автошколе, где изучают только ПДД. Затем курсант должен сдать экзамен в префектуре по месту жительства. Надо за час правильно ответить на 45 из 50 вопросов. Пять неудачных попыток в течение шести месяцев – и придется повторно записываться в автошколу.

Разрешается и самостоятельная подготовка к экзамену. Но в этом случае надо вдобавок к первым 50 вопросам ответить еще на 100 вопросов по “теории”, сделав не более десяти ошибок (на это дается дополнительно полтора часа). Если пять попыток сдать экзамен экстерном в течение полугода безуспешны, то в следующий раз можно приходить только после обучения в школе – самоподготовка уже не допускается.

Сдача теста на знание ПДД позволяет курсанту сесть за руль учебного автомобиля на специализированных закрытых полигонах, где сымитированы дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д. На таких площадках отрабатываются навыки маневрирования, парковки, торможения, заезда в горку и т.д. И здесь уже самостоятельная подготовка не разрешается: занятия (их как минимум 15 по 1,5 часа) проводит инструктор, имеющий специальную лицензию. Если курсант не уверен в своих силах, он может взять неограниченное число дополнительных занятий, каждое из которых обойдется в 5.000-7.000 иен ($65-90).

Экзамен на полигоне принимает представитель префектуры. Ошибки не допускаются: сбитый конус, наезд на разметку во время парковки или любая другая погрешность означает, что испытание провалено и вновь необходимо проходить обучение на “площадке”. Конечно, за отдельную плату.

Если “полигон” сдан, курсант получает специальный документ, позволяющий ему выезжать с инструктором (обязан наездить не менее десяти часов) на дороги общего пользования, за исключением скоростных магистралей. В роли инструктора может быть любой человек, имеющий права и стаж вождения не менее трех лет. По итогам тренировок он должен расписаться в бумаге, которую выдали ученику.

Наконец, успешно пройдя все эти испытания, кандидат на получение прав должен прослушать курс лекций (тоже при префектуре) по оказанию первой медицинской помощи и сдать по этому предмету отдельный экзамен. Только после этого он получит водительское удостоверение.

Россия

Компьютеризированные автодромы в России так и не стали обязательными
для сдачи экзаменов на права.

Разрешается как подготовка в автошколе (50 часов теории и 56 часов практики – это стоит около 20.000 рублей), так и самостоятельное изучение ПДД и навыков управления машиной.

С начала прошлого года сдача и пересдача экзаменов в ГИБДД стали бесплатными. Оплачивается только изготовление самого удостоверения – 800 рублей.

На экзамене по “теории” курсант должен за 20 минут ответить на 20 вопросов, допустив не более двух ошибок. За каждый промах добавляется еще пять вопросов. Если тест не сдан, то дается неограниченное количество повторных попыток: первый раз через десять дней, затем каждую неделю.

Результаты теоретического экзамена действительны в течение трех месяцев.

Практические занятия состоят из “площадки”, на которой отрабатываются навыки управления, и “города”, когда курсант с инструктором ездит по обычным дорогам.

Экзамен по вождению принимает сотрудник ГИБДД. На “площадке” – наблюдая за действиями водителя со стороны (не возбраняется и присутствие в машине). На городских улицах – сидя рядом в машине. При этом российские экзаменаторы нередко не просто следят за вашими действиями, а провоцируют нарушения ПДД (хотя это и запрещено официально): например, просят остановиться в зоне действия знака “Остановка запрещена”, проехать под “кирпич” и т.п. Каждая допущенная ошибка прибавляет штрафных баллов. Пять таких баллов – и экзамен считается несданным. В этом случае количество повторных попыток также не регламентируется.

Поделиться: