Рубрики

Как учим – так и ездим

Автошколы ждет очередная дорогостоящая реформа.

Но будет ли от этого толк?

За последние годы требования к обучению водителей в автошколах ужесточались неоднократно. Вводились новые упражнения, изменялись билеты, увеличивались часы практических занятий. Все без толку. Качество подготовки остается на низком уровне. И вот планируется очередная акция по “спасению ситуации”. Теперь уже с привлечением дорогостоящей электроники. Однако многие специалисты уверены, что новая затея не принесет успеха. Мы опять пытаемся идти впереди планеты всей. Только в другом направлении...

СОГЛАСНО статистике, имеющейся в распоряжении ГИБДД, российские автомобилисты со стажем вождения до года становятся виновниками ДТП в три-четыре раза чаще, чем более опытные водители. Вчистую проигрывают наши новички и начинающим европейским водителям: у последних показатели аварийности ниже на 50 процентов.

Гаишники считают, что виноваты во всем автошколы. Старший инспектор Александр Лыткин, курирующий в Департаменте ОБДД МВД РФ экзаменационную деятельность, так прямо и говорит:

– Основная причина высокой аварийности среди начинающих водителей – некачественное обучение. Новички не имеют необходимых навыков. Не могут адекватно оценить остановочный путь, плохо чувствуют габариты, иногда просто путают педали и вместо того, чтобы затормозить, добавляют газу.

В большинстве автошкол учат не тому, как правильно и безопасно управлять автомобилем, а “натаскивают” на сдачу экзаменов в ГИБДД, – развивает ту же мысль Леонид Алешин, руководитель учебного отдела Академии безопасного вождения.

Низкий уровень подготовки водителей в России – следствие не только далеких от совершенства программ, но и слабого преподавательского состава. Фактически, заниматься с учениками может первый встречный.

В России, чтобы стать инструктором, необходимо иметь стаж вождения от трех лет и машину с дополнительными педалями. Поставить на машину дублирующие педали стоит около 7.500 рублей, зарегистрировать данное изменение конструкции автомобиля в ГИБДД – 2.500 рублей.

Кроме того, чтобы считаться квалифицированным инструктором, требуется отдать 5.000 рублей за курсы (столько, к примеру, просят в Межрегиональной ассоциации автошкол) и потратить три дня на учебу. Документ об образовании вам выдадут безо всяких экзаменов: учителям не требуются дополнительные проверки. В Германии, для справки, будущий инструктор учится около года, за что платит почти 7.000 евро, потом сдает экзамен –причем с первого раза испытания проходит лишь треть претендентов на обладание лицензией – и только после этого получает право учить других.

Нельзя сбрасывать со счетов и взяточничество, приводящее к тому, что права можно банально купить. Посредником часто выступает сам инструктор из автошколы. Ему только на руку, что ученики боятся “выпускных”. Чем больше неуверенности в себе, тем охотней они отдают 15.000-20.000 рублей, требуемых за прием обоих экзаменов “автоматом”.

Хуже того: водительское удостоверение несложно заполучить, не появившись ни в школе, ни на экзаменах. Цена – 50.000-60.000 рублей. И документ об окончании школы, и права – все настоящее, не подделка!

– Чего греха таить. Купить можно все – от медицинской справки о годности к управлению автомобилем до самих прав, – признает Александр Лыткин. – Подобные преступления очень сложно выявлять, так как обе стороны принимают участие в преступлении по взаимному согласию. За весь прошлый год на взятках попались один инструктор и два инспектора экзаменационных подразделений. Но есть надежда, что ситуация поправима. Новые правила обучения и приема экзаменов должны отсечь взяточников.

Запрограммированная ошибка

ОЧЕРЕДНЫЕ ужесточения, касающиеся процесса подготовки водителей и сдачи экзаменов в ГИБДД, должны вступить в силу с 1 ноября 2011 года.

К нынешним упражнениям – “эстакада”, “заезд в гараж задним ходом”, “параллельная парковка”, “змейка”, “разворот в ограниченном пространстве” – добавится “разгон-торможение” (на десятиметровом участке водитель должен разогнаться, включить вторую передачу и остановиться у стоп-линии). Такое упражнение было до 2002 года, но его отменили, о чем сегодня сожалеют сотрудники ГИБДД: “разгон-торможение” – основа движения в современном городе.

Но главное, что с ноября 2012 года сдавать экзамен по вождению можно будет только на специализированных автодромах, оборудованных аппаратурой, фиксирующей, насколько точно экзаменуемый выполняет то или иное задание. Сотрудника ГИБДД в автомобиле на площадке просто нет.

Экзамен по вождению в городских условиях планируется проводить при непосредственном участии сотрудника ГИБДД. Однако принимать решение о том, сдал претендент экзамен или нет, будет другой инспектор, находящийся в компьютерном центре. Он станет следить за всем происходящим в машине и за ее пределами с помощью видеокамер. Считается, что дистанционная форма общения с экзаменатором снижает вероятность передачи взятки.

Вот мы и пришли к главному выводу: вся суть реформ направлена не на повышение уровня и качества подготовки водителей, а на банальную цель – исключить коррупцию. Из пушек опять стреляют по воробьям. Почему есть основания так говорить? Да потому, что если бы первой целью стояло повышение уровня начинающих водителей, то можно было бы обратить внимание на европейский опыт. К примеру, в Германии и Великобритании – странах с самым большим автопарком – обучение и сдача экзаменов проходит на улицах. Значит, вопрос звучит не “где учить”, а “как учить”.

Вызывают сомнения запланированные реформы и у специалистов. Они считают, что сделать процесс сдачи экзаменов максимально объективным и формализованным – это никакая не победа, если выпускник будет все так же беспомощен на дороге. А все идет именно к этому.

– Зачем изобретать велосипед?! – говорит Евгений Васин, главный тренер школы "Audi Quattro". – Проблемы на наших дорогах возникают вовсе не от того, что начинающие водители не умеют останавливаться ровно в двадцати сантиметрах от стоп-линии или включают поворотник с опозданием. Дело в другом. В школах очень маленький объем ездовой практики, и она крайне однообразна. Люди получают права, но часто не имеют элементарных навыков вождения на скользкой дороге. А что в этом удивительного? Учились весной, удостоверение получили летом, а как им жить дальше – никого не волнует. Компьютер на автодроме можно обмануть, выучив определенный порядок действий. Научить человека предсказывать развитие ситуации на реальной дороге гораздо сложнее. Другой уровень подготовки.

В соседней Финляндии, кстати, нашли способ, как избежать “проблемы летних учеников” – каждый водитель обязан пройти проверку на то, как он умеет справляться с машиной на скользкой дороге. Но для России, видимо, такой путь кажется слишком простым – куда ж в XXI веке без компьютеров и видеокамер!

Между тем программа реформирования системы подготовки российских водителей близка к утверждению: документы проходят регистрацию в Министерстве юстиции.

Автошколы уже начинают роптать. По новому положению, им потребуется на собственные деньги строить площадки для обучения, где помимо всего прочего должны быть такие объекты, как светофор, железнодорожный переезд и пешеходный переход.

Если школы ничего не добьются – свои интересы они намерены защищать через Федеральную антимонопольную службу, – то за “издержки обучения” заплатят те, кто завтра надумает выучиться управлять машиной. Вопрос, повлечет ли повышение стоимости подготовки водителей качественное улучшение, похоже, у государственных чиновников остался за скобками.

Алексей АКСЕНОВ,
Кирилл САЗОНОВ

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: