Рубрики

Какие наши годы!

Для “Мерседеса” сорок лет – не возраст

“Куплю зеленый “Мерседес”, и в дни незапыленные напоминать он будет мне твои глаза зеленые”... Взглянув на элегантное купе оливкового цвета, я почему-то вспомнил слова из этой незамысловатой песенки начала 90-х. Правда, автомобиль этот в ту пору уже мог считаться олдтаймером.

И ВСЕ-ТАКИ интересно, какой именно “Мерседес” упоминался в песне – наверняка одна из актуальных для того времени моделей. Хотя, если покупать зеленый “Мерседес” не для бизнеса, а “в память о чьих-то глазах”, то очевидно, что искать надо было машину постарше. Ведь 20 лет назад из многих автомобилей начал потихоньку уходить шарм, а на передний план выдвигаться сугубая утилитарность. Но “Мерседесы” – особая статья.

Большинство представителей других марок за пару десятков лет эксплуатации превращаются просто в старую машину, место которой на свалке металлолома. Любой “Мерседес” переходит в разряд почтенной классики, какой бы модели ни был. Он всегда красив, статен и благороден независимо от того, в каком году его изготовили. Например, как это купе “Mercedes-Benz 250C W114”, выпущенное в 1970 году.

Вертикаль Брака

ПО СОВРЕМЕННОЙ классификации концерна это купе E-класса. Тогда такого ранжирования не было, и машина обозначалась исключительно по объему двигателя и типу кузова. Новую модель 1968 года нарекли “W114”. Почему именно так – неизвестно. Нумерация моделей фирмы никакой последовательности не поддается, и обнаружить в ней какую-либо логику также проблематично. Все как у нас – попробуйте найти объяснение тому, что “пятая” модель “Жигулей” вышла позже “одиннадцатой”!.. Нет в цифрах и никакой символики. Во всяком случае, уж точно “Mercedes-Benz W114” назвали не в честь советского дальнемагистрального авиалайнера Ту-114, производство которого прекратили в 1965 году. А ничего другого значительного с такими цифрами в мире нет. Не верите – спросите у Яндекса…

Противотуманные фары устанавливались
на все “Мерседесы”, поставляемые в США

Предшественник “114-го” “Мерседеса” носил индекс “W110” и даже получил имя собственное – “Heckflosse”. В переводе это значит “задний плавник”: у модели из задних крыльев действительно выпирали своеобразные стальные плавнички – дань европейских дизайнеров тогдашней американской моде на аэростиль. Его преемник не нуждался ни в каких художественных аллюзиях, и даже не потому, что к концу 60-х автодизайн из США уже не дирижировал на мировой арене, а по причине наличия собственного, европейского гения по имени Поль Брак.

Молодой француз начинал как скульптор и живописец, затем работал ассистентом у знаменитого тогда автомобильного дизайнера Филиппа Шарбонне. В 1957 году Поля пригласили на постоянную работу в Штутгарт. От таких предложений не отказываются, и на целых десять лет месье Брак переехал в Германию.

Молодость сделала свое дело: уже первые его работы – спорткар “Pagode” и седан “W111” рекламировались как “модели нового поколения”. И этот слоган не был голословным – машины приобрели неповторимый облик и безошибочно идентифицировались как “Mercedes-Benz”. В первую очередь из-за необычных передних фар, предложенных Браком. Вертикальные блок-фары оригинальной формы – один из его значительных шагов в концерне “Daimler-Benz” – уже давно признаны вехой в истории автомобильного дизайна. Следующие несколько лет француз рисовал всю серию “Мерседесов” с вертикальными фарами, в которую вошла и модель “W114”. “Автомобильный дизайн должен быть не агрессивным, а нежным, как женщина, как ее поцелуй, пластичным, как скульптура”, – так истинный француз Брак сформулировал отношение к своей работе. Возможно, в этой философии и кроется секрет неповторимости его машин.

Знающие люди уже при первом взгляде на “114-й” готовы ответить на вопрос о том, кто рисовал машину. Рука Поля Брака угадывается и в огромном заднем стекле – мотив, разработанный им еще на “Pagode”. А два хромированных релинга на крыше не только несут функциональную нагрузку, но и являются элементом декора, оживляющим пустоту крыши. Более чем смелым было решение Брака сделать купе без центральной дверной стойки, т.е. хардтоп. Потом это станет классикой на всех купе E-класса – от “C123”, сменившего “114-й”, до самого последнего “С212”. К слову, “W114-й” стал последним в своем классе купе, в обозначении которого литера “С” относилась к объему мотора, а не к типу кузова.

Нет такой буквы

УПРАВЛЕНИЕ “114-м” вряд ли сложнее, чем любым современным автомобилем, но его главная отличительная особенность – это эмоции! Уже подходя к машине, чувствуешь некоторое радостное предвкушение того, что поездка будет приятной и не доставит никаких неприятных сюрпризов, коими любят озадачить многие олдтаймеры. Пластичная, но не строгая внешность “W114-го” располагает к доверию – машина как будто говорит мне: “Садись, скучно не будет, наоборот – интересно”.

Спидометр размечен в милях, как и положено
экземпляру из Америки.

Сев в машину и захлопнув дверь, понимаю, что попал в не слишком далекое прошлое. Сразу хочется самому стать немного ретро – одеть бежевый плащ, шляпу и темные очки. Вот сидящий сейчас рядом со мной владелец даже специально перчатки купил шоферские с дырочками и застежками на запястьях. А голыми руками за руль даже как-то стыдно браться. Его обод тонкий, и я для начала поближе знакомлюсь с ним поглаживанием ладоней – в итоге пальцы сами остановятся на спицах, размещенных, к слову, весьма необычно, в нижней части руля. Вспоминаю, что на своем современном “Мерседесе” руки на руль частенько кладу точно так же. Может быть, срабатывает с годами выработанный рефлекс?!

Спицы расположены необычно – в нижней части полукруга рулевого колеса.

На центральной консоли тоже все знакомо: в самом центре – кнопка аварийки, пульт климат-контроля с кондиционером, приемник – конечно же, “Becker”! Традиции не меняются годами. Вообще ничего в салоне не режет глаз, все красиво и функционально. Над его интерьером наверняка поработал не только Поль Брак, но и “отец безопасности” Бела Барени. Рулевая колонка – травмобезопасная, ремни – уже инерционные, “торпедо” – без острых углов и из мягких материалов. Боковые зеркала с первого взгляда кажутся очень маленькими и чуть ли не совсем бесполезными, но стоит только взглянуть в них с водительского места, и подобные мысли улетучиваются – обзор просто отменный.

Как у других “Мерседесов”, здесь нет “ручного тормоза”. Точнее, он есть, но ручным его назвать никак нельзя – в действие он приводится расположенной слева педалью, и к нему больше подходит более солидное слово “парковочный”. Из-за расположенного на руле рычага-селектора АКПП пространство между сиденьями кажется несколько пустоватым. Впрочем, любой заказчик “W114-го” мог выбрать и более распространенную в те годы “механику”. Или рычаг АКПП приказать разместить на более привычном для европейцев месте – в последнем случае такая опция никак не отражалась на цене машины.

Поворачиваю ключ в замке – мотор мне отвечает легкой вибрацией, нажимаю на тормоз и тяну рычаг на рулевой колонке сначала на себя, а потом вниз. Стрелочка на панели приборов перемещается на цифру “4”. Знакомой буквы “D” тут нет. Отпускаю тормоз, и машина плавно, как будто бы даже лениво, начинает движение вперед. Немного газа, но и тут она не торопится поразить меня своей динамикой, хотя под капотом аж 130 л.с. – по тем временам более чем достаточно. По паспорту машина вообще может разогнаться до 180 км/ч, но нам для этого нужен как минимум хороший автобан.

Купе “W114” уже сегодня является коллекционной моделью из разряда
так называемых “янгтаймеров”.
 

Потом понимаю, что эмоции здесь и сейчас рождаются совсем от другого, и гонять уже не хочется. Такой машиной приятно управлять, ощущая чуть ли не спинным мозгом, как она послушно откликается на любое движение руля. Смотрю вперед и вижу знакомый ориентир – трехлучевую звезду. На небольшой скорости укладываю “Мерседес” в поворот – сначала поворачивает звезда, потом капот и под конец уже вся машина. Поездив так с полчаса, я начал получать подлинное удовольствие от вождения, давно позабытое за рулем современной машины. И еще меня сверлила черно-белая зависть: “А ведь хозяин вот так вот катается каждые выходные”.

Гуд бай, Америка!

НЫНЕШНИЙ владелец “Мерседеса” – всего лишь третий по счету за сорок лет существования машины, а Россия – третья страна проживания. Изначально купе предназначалось для американского рынка. Но родина машины – естественно, Германия. Легковые автомобили на экспорт в США и тогда, как сейчас, поставлялись из Европы, а на заводе “Daimler-Benz” в Алабаме собирают только ML-, GL- и R-класс.

Свои первые мили этот “114-й” начал наматывать в солнечной Калифорнии, в городке Эль-Гранада. Автомобилю, можно сказать, сильно повезло с местом обитания – тамошний климат, сухой и теплый, как нельзя лучше способствует сохранению кузовного железа, являющегося, пожалуй, самой главной составляющей при оценке любого олдтаймера. Сейчас на одометре 93.748 миль – прожившие в Европе машины подобного возраста и с таким же пробегом уже требуют как минимум лакокрасочных работ, если только они не хранились в музее.

В 2007 году “Мерседес” вернулся на историческую родину и оказался в немецком городе Крефельде на западном побережье Рейна – ее купил дилерский центр, специализирующийся на машинах из США. И уже оттуда перебрался в Москву. Таможенные пошлины два года назад были еще “вегетарианскими”, так что необходимости выплачивать родному государству сумму, превышающую продажную стоимость самой машины, не было.

По прибытии в Россию машина также не потребовала каких-либо вложений в ремонт – все почти как у современных автомобилей: замена масел, тормозной жидкости, разных резинок, подушек мотора и т.д. Прекрасно сохранившейся краске цвета “олив грюн” сделали полировку, хром был обработан спецсоставами. Теперь можно подумать и о зеленых глазах.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Модель “W114” производилась концерном “Daimler-Benz” с 1968 по 1976 год и была растиражирована в количестве 1.919.056 экземпляров, из которых большую часть составили четырехдверные седаны. Купе изготовили в количестве 67.048 штук. Машины снабжались бензиновыми карбюраторными двигателями трех типов и продавались соответственно под обозначениями “230”, “250” и “280”. В 1969 году в качестве опции стала предлагаться с системой впрыска “Bosch D-Jectronic”, и “114-й” стал первым “Mercedes-Benz “с такой системой. Шильдики таких машин получили дополнительную букву “Е” в обозначении. Например, “250СЕ” – это купе с впрыском. Подобная инновация отразилась и на цене. Если в 1970 году обычное купе “250С” стоило 18.430 дойчмарок, то с системой впрыска – на 940 марок дороже. Параллельно делались и модификации с дизельными двигателями – они носили индекс “W115” и незначительно отличались внешним оформлением. В 1976-м на смену “W114-му” пришел “W123-й”.

Иван БАРАНЦЕВ,
фото Алексея БАРАШКОВА

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: