Рубрики

Каким будет новый сезон “Формулы-1”

14:16 23-03-2018

В конце марта в Мельбурне стартует очередной чемпионат в самой престижной гоночной серии мира. Корреспондент “Клаксона” рассказывает о самых важных изменениях по сравнению с предыдущим сезоном, а также представляет десять команд, что примут участие в первенстве.

Быстрее. Безопаснее. Интереснее?

В конце марта в Мельбурне стартует очередной чемпионат в самой престижной гоночной серии мира. Корреспондент “Клаксона” рассказывает о самых важных изменениях по сравнению с предыдущим сезоном, а также представляет десять команд, что примут участие в первенстве.



Что нового?

Самое заметное и самое обсуждаемое нововведение в “Формуле-1” в этом году – это система защиты кокпита. FIA несколько лет подряд работала над тем, чтобы повысить безопасность самой проблемной зоны в конструкции машин, и в итоге сделала обязательным применение так называемой системы “Halo”. Это выполненный из титана каркас безопасности вокруг кокпита. Новая внешность автомобилей вызвала полярную реакцию в паддоке, средствах массовой информации и среди болельщиков. Хотя система призвана повысить безопасность пилотов, даже многие из гонщиков выступали против ее введения. Не говоря уже о болельщиках – ведь столь сильно облик машин чемпионата не менялся, пожалуй, ни разу в истории. Так или иначе, теперь к “Halo” придется привыкнуть: FIA уже ни за что не отменит своего решения.

Изменится и цветовая маркировка шин. Может сложиться ощущение, что о поклонниках гонок организаторы думали в последнюю очередь: теперь в “Ф1” будет семь типов резины, для каждого из которых предусмотрено собственное обозначение. Тем, кто просто хочет посмотреть гонки, разобраться будет непросто.

В угоду телевидению скорректировано время старта гонок. Теперь прогревочный круг будет начинаться не при смене часа, а на 10 минут позже – так вещателям якобы проще выстраивать сетку.


Фавориты

Сенсаций ждать не стоит. В “Формуле-1” они происходят очень редко – например, при серьезной смене регламента. Свод технических правил по сравнению с прошлым сезоном изменился не слишком сильно. А потому фаворитами останутся три команды, чьи пилоты выигрывали гонки в прошлом сезоне: “Mercedes”, “Ferrari” и “Red Bull”. Они не просто поделили между собой все победы: из пилотов других команд лишь одному удалось хотя бы раз подняться на подиум.


  Теперь голову пилота защищает не только шлем, но и каркас безопасности системы “Halo”.

 

Хотелось бы, чтобы по ходу сезона эти три команды сражались на равных... Но пока складывается ощущение, что преимущество все же будет у “Mercedes”, которая выиграла подавляющее большинство гонок чемпионата с 2014 года. Ее лидер и действующий обладатель титула Льюис Хэмилтон начинает первенство в качестве главного претендента на победу по его итогам. Если “Ferrari” удастся хотя бы остаться на прежнем уровне, то ее первый пилот Себастьян Феттель может навязать Льюису борьбу.

Отдельный вопрос – чего добьется в этом году “McLaren”? Эта команда разорвала контракт с “Honda” на поставку моторов и перешла на “Renault”, что в теории должно позволить ей добиться существенного прогресса. Но будет ли так на самом деле? Первые выводы на сей счет можно будет начать делать по ходу двух-трех стартовых этапов чемпионата.


Третий русский

Начиная с 2010 года, лишь один сезон “Формулы-1” обошелся без россиян. Виталия Петрова сменил Даниил Квят, а когда его самого уволили из структуры “Red Bull”, до “Ф1” добрался Сергей Сироткин. 22-летний москвич дебютирует в чемпионате мира в составе “Williams”. Пока сложно предсказать, чего от него можно ждать. Первый сезон в “Ф1” для многих пилотов получается непростым, но  Сироткин имел возможность подготовиться. На протяжении двух последних лет он занимал должность тест-пилота в “Renault” и знаком с миром “Ф1” изнутри. Единственное, что для него будет в новинку, – это непосредственно участие в гонках.

Сироткин будет не единственным россиянином в “Большом цирке”. На резервных ролях в других командах теперь будут еще три представителя России: Артем Маркелов стал тест-пилотом “Renault”, Квят нашел себе работу в “Ferrari” и теперь будет проводить исследования на симуляторе, а Никита Мазепин остался пилотом по развитию “Force India”. На подступах к “Ф1” есть и еще несколько гонщиков. Следить в первую очередь нужно за Робертом Шварцманом – зимой он был включен в Академию “Scuderia Ferrari” для молодых пилотов. И уже успел делом доказать, что взяли его туда не случайно: в начале года Шварцман выиграл гоночный чемпионат “Toyota Racing Series” в Новой Зеландии.


Календарь

Впервые в истории “Формулы-1” календарь чемпионата перевалил за отметку в 20 этапов. Из расписания выпала Малайзия, правительство которой отказалось спонсировать гонку. Зато состоялось сразу два возвращения. В Хоккенхайме по-прежнему не готовы проводить “Гран-при Германии” ежегодно, но раз за два сезона “Ф1” все-таки заезжает в Баден-Вюртенберг – и это снова случится предстоящим летом. Впервые за десять лет в “Ф1” появится и “Гран-при Франции”. Он пройдет на автодроме имени Поля Рикара неподалеку от Марселя. Эта трасса принимала этапы “Формулы-1” и раньше, но с тех пор была серьезно перестроена и в последние годы использовалась в основном для тестов.


В остальном география осталась той же, но некоторые этапы переместились в календаре: в частности, “Гран-при России” теперь состоится не в начале мая, а в конце сентября.


  “Mercedes”



Глава заводской программы “Mercedes” в “Формуле-1” Тото Вольф настаивает, что потеря любого сотрудника – пусть даже занимавшего одну из ключевых должностей – не может сказаться на конечном результате. И в это верится, ведь над проектом работают около двух тысяч человек в департаментах шасси и развития мотора. Но в текущем сезоне “Mercedes” ждет хорошая проверка на прочность. Прошлой зимой команду покинул технический директор Падди Лоу, под руководством которого были созданы все чемпионские машины последних лет. Сменивший его Джеймс Эллисон столь серьезных успехов в “Формуле-1” не добивался. И хотя он построил несколько интересных машин для “Lotus” и “Ferrari”, нельзя не вспомнить и о том, что “Скудерия” от его услуг отказалась самостоятельно.

Удастся ли Джеймсу удержать “Mercedes” на вершине – большой вопрос. Да, от одного человека в современной команде “Ф1” уже действительно не может зависеть все, но очень многие считали Лоу ключевым сотрудником. Судя по предсезонным тестам, “Mercedes” действительно начнет сезон в качестве фаворита, но в прошлом году “Ferrari” и тем более “Red Bull” обогнали чемпионов по темпам развития.


В Кубке конструкторов многое будет зависеть от того, смог ли справиться со своими проблемами Валттери Боттас. Это Льюис Хэмилтон всегда выступает на высочайшем уровне, а вот его напарник провалил несколько гонок прошлой осенью. Это могло стоить “Mercedes” титула в командном зачете. Еще один спад – и Валттери лишится контракта на 2019 год. Претендентов на его место более чем достаточно.


 “Red Bull Racing”



Возможно, теневые фавориты чемпионата. В конце прошлого года уже было понятно, что “Red Bull” вышла на уровень, позволяющий бороться с “Mercedes” и “Ferrari”. Макс Ферстаппен выиграл пару гонок и в какой-то момент даже был самым результативным пилотом чемпионата по набранным очкам. Это верный признак того, что “Red Bull” намного лучше развивала свое шасси, чем конкуренты.

В команде уже признали, что в последние годы слабо проводили стартовые отрезки чемпионатов. Главной тому причиной якобы было желание собственного инженерного департамента до предела затянуть процесс разработки машины. Получалось, что “Red Bull” последней заканчивала работу над машиной, пытаясь полнее других воспользоваться предоставленными регламентом возможностями. Соперники доводили свои машины, подбирая оптимальные настройки еще перед началом сезона, а у “Red Bull” еще несколько месяцев уходило на то, чтобы реализовать-таки потенциал шасси. Этим вроде бы и объяснялся тот факт, что год за годом “Быки” резко прибавляли во второй половине чемпионата.


Прошедшей зимой – об этом уже заявили в руководстве команды – был избран иной подход. “Red Bull” одной из первых показала собственную машину и в числе первых провела ее обкатку – с целью не повторить ошибок прошлых сезонов. Осталось понять, сработает ли это. Если с машиной все будет нормально, то пилоты не подведут. Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо – наверное, лучшая пара гонщиков в пелотоне.


 “Ferrari”



В прошлом году “Скудерия” сделала огромный шаг вперед. Если в сезоне-2016 о серьезном соперничестве с “Mercedes” не могло идти и речи, то в 2017-м “Ferrari” почти не уступала по скорости лидерам. Можно даже списать потерю возможности побороться за титулы в концовке на пилотов: Себастьян Феттель допустил несколько ошибок, а Кими Райкконен просто не соответствовал статусу чемпиона мира –  финн оказался единственным гонщиком из трех ведущих команд, кто не одержал ни одной победы по ходу сезона. В “Mercedes” должны были отправить Кими рождественскую открытку, чтобы хоть как-то выразить благодарность за содействие. Но дело не только в пилотах: “Ferrari” все же чуть уступала в скорости главным соперникам, да и с надежностью было не все гладко.

Теперь важно понять, насколько хорошо команда справилась с работой над ошибками. Главное подтверждение, что “Скудерия” идет верной дорогой – тенденция в копировании элементов прошлогодней машины “Ferrari” другими командами. Что-то из конструкции “SF70H” позаимствовали практически все конкуренты.


Работу над ошибками нужно провести и пилотам. Хэмилтон выиграл прошлый чемпионат благодаря тому, что ни разу не терял очки по своей вине. Про Феттеля того же не скажешь, и теперь его задача – доказать, что на него не зря делают ставку как на лидера. Кими Райкконену тоже нужно прибавить. Но в то, что ему это удастся, верится с большим трудом.


 “Force India”



На протяжении нескольких лет “Force India” постоянно прогрессировала, поднимаясь все выше и выше в Кубке конструкторов, но теперь уперлась в потолок. Ввиду финансовых ограничений команда просто не может соперничать с лидерами и теперь почти наверняка отправится в обратном направлении. Конкуренты становятся сильнее, и очень вероятно, что “Renault” и “McLaren” по итогам предстоящего чемпионата обойдут “Force India” в командном зачете. Руководство коллектива уже признало, что удержаться на четвертой строчке в Кубке конструкторов будет очень сложно.


Из всех команд средней группы у “Force India”, возможно, самый сбалансированный состав. Серхио Перес практически не ошибается и набирает очки почти в каждой гонке. Молодой протеже “Mercedes” Эстебан Окон быстр и мотивирован – сильный сезон на фоне Переса, который высоко котируется в паддоке, может позволить ему занять место Валттери Боттаса в заводской команде.


 “Williams”



Кажется, “Williams” ждет трудный сезон. Взлет результатов пару лет назад объяснялся тем, что после смены регламента команда получила лучший в “Ф1” двигатель “Mercedes”. Но затем соперники подтянулись, и команда из Гроу скатилась на пятое место в Кубке конструкторов. И могла упустить даже его, окажись болиды “Renault” чуть надежнее.


“Williams” остается частной командой, а им в последние годы приходится особенно нелегко. И все же надеяться на сюрпризы от коллектива Фрэнка Уильямса можно. “FW41” – первая машина Падди Лоу после возвращения в команду, в которой он начинал свою карьеру. Эксперты уже отметили, сколь интересной получилась новинка: похоже, ее потенциал действительно велик. Реализовывать его будут Лэнс Стролл и Сергей Сироткин. У “Williams” самая молодая пара пилотов, и это может стать проблемой. Если борьба в средней группе будет плотной, неопытность гонщиков может негативно сказаться на результате.


 “Toro Rosso”



На бумаге все выглядит достаточно скверно. “Toro Rosso” в этом году единственная использует двигатели “Honda”, от которых отказались в “McLaren”. За три года в “Ф1” японцы не смогли подтянуться к конкурентам ни по мощности, ни по надежности. Даже “McLaren” в прошлом сезоне осталась девятой! Что же теперь будет с “Toro Rosso”, штат которой в три раза меньше? А если вспомнить про пилотов, у которых в послужном списке девять гонок в “Ф1” на двоих…


Но, кажется, не все так плохо. К удивлению многих, по итогам первой же официальной тестовой сессии в Барселоне “Toro Rosso” проехала самую большую дистанцию: похоже, проблемы с надежностью мотора “Honda” решены! Осталось понять, что с мощностью.


 “McLaren”



Теперь у “McLaren” не может быть никаких оправданий. Суперуспешная в прошлом команда не побеждала с 2012 года. В последние сезоны главной причиной был недостаток мощности мотора “Honda”. Руководство “McLaren” не раз говорило, что их шасси едва ли не лучшее в пелотоне. В этом году утверждение будет проверено практикой.


Если это действительно так, то с мотором “Renault” команда должна выступать на уровне “Red Bull” с аналогичными двигателями. Если машина действительно получится быстрой, мы об этом узнаем – ведь сохранить Фернандо Алонсо команде все-таки удалось. Стоффель Вандорн тоже наконец получит возможность показать свой потенциал.


 “Renault”



Команда может совершить самый большой рывок. Заводской коллектив “Renault” готовится к третьему своему сезону. Штат на базе в Энстоуне увеличился почти вдвое – уже это само по себе можно считать неплохим поводом для прогресса. В “Ф1” очень многое зависит от ресурсов, а в них у команды производителя недостатка нет. Вряд ли “Renault” удастся добраться до “Mercedes”, “Ferrari” и “Red Bull”, но четвертое место в Кубке конструкторов – вполне реалистичная задача.


У команды два сильных пилота: Нико Хюлькенберг, которого долгое время считали подающим надежды, но который так и не пригодился топ-командам, и Карлос Сайнс, которого “Renault” удалось арендовать у “Red Bull”. Ни тот ни другой ни разу по ходу карьеры в “Ф1” не поднимались на подиум, но оба имеют шанс заполнить этот пробел уже в предстоящем сезоне.



 “Haas”



Команда Джина Хааса начнет свой третий сезон в “Формуле-1”. Два первых она закончила на восьмой строчке в Кубке конструкторов, но даже удержаться на том же уровне теперь будет сложно. “McLaren” избавилась от моторов “Honda”, “Sauber” получила поддержку “Ferrari” и деньги от FIAT. Обе команды наверняка поднимутся в турнирной таблице. У Хааса единственная команда, которая лишь обслуживает технику от “Dallara” и “Ferrari”, а не строит машину самостоятельно: так проще запускать команду, но прогрессировать – намного сложнее. Нельзя исключать провала на самое дно таблицы Кубка конструкторов.


Одно из преимуществ команды – опытные и быстрые пилоты. Кевин Магнуссен и Ромен Грожан обязательно раскроют потенциал машины, но столь ли он велик?



 “Alfa Romeo Sauber”



Еще пару лет назад за “Sauber” было тревожно: ходили слухи о банкротстве, спонсоров не было, перспектив тоже. В прошлом году команда опустилась на последнюю строчку в Кубке конструкторов, на ее машинах стояли устаревшие моторы “Ferrari”, а в коллективе происходили масштабные перестановки. Теперь в конце туннеля забрезжил свет: коллектив из Хинвила получил поддержку FIAT, приставку “Alfa Romeo” в названии, новые моторы “Ferrari” и чемпиона “Формулы-2” Шарля Леклера – одного из самых ярких талантов последних лет.


Потребуется время, чтобы все заработало как надо, но “Sauber” должен уже в этом году стать намного ближе к середнякам, чем ранее.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: