Рубрики

Каско без сказок

Рынок добровольного страхования автомобилей должен измениться, чтобы выжить

Когда в России говорят про последствия кризиса на автомобильном рынке, обычно обращаются к невеселой статистике продаж новых машин. Между тем на рынке добровольного автострахования дела немногим лучше. Люди отказываются от покупки полисов каско. Многие страховщики балансируют на грани разорения. И это только начало.

ВЫ пробовали экономить на бензине? Ужасно муторное занятие. Отказывать себе в праве лишний раз нажать педаль газа, при первой возможности переключаться на повышенную передачу, следить за давлением в шинах... Гораздо проще сэкономить на полисе каско. Это не слова, а тенденция. На рынке автомобильного страхования явный спад. Ни у страховых компаний, ни у клиентов нет лишних денег. Страховщики все чаще используют принцип “если можешь не платить – не плати”, что только утверждает автовладельцев в мысли, что без страховки вполне можно прожить. Кажется, что это замкнутый круг. Вовсе нет. Страхование никуда не исчезнет из нашей жизни. Просто страховаться мы будем по-другому. И по-другому относиться к застрахованным машинам. Не аккуратнее, а проще. Как это делают в Европе. К взаимной выгоде сторон.

Валютные риски

СТРАХОВОЙ агент Валерий Опарин, обладатель устоявшейся клиентуры, говорит, что такого не припомнит за всю свою многолетнюю практику: “Каждый второй клиент отказывается сегодня от продления каско. Причина банальна – нет денег. Те же, кто хочет сохранить полис, почти всегда обращаются с просьбой “найти вариант подешевле”. И ладно бы, если дело касалось подержанных машин. Покупатели новых автомобилей ограничиваются страхованием гражданской ответственности”.

Официальные представители компаний не сгущают красок, но признают: рынок серьезно просел. Специалисты РОСНО ожидают снижение сборов страховых премий по каско в 2009 году на 24%, добавляя, спад несколько тормозит наличие на руках у людей кредитных автомобилей, от страхования которых в большинстве случаев отказаться нельзя в принципе. Рейтинговое агентство “Эксперт РА”, одно из немногих в России, реально отслеживающих ситуацию, складывающуюся с добровольным страхованием, прогнозируют снижение объема рынка автокаско в 2009 году на 29%, до 134 млрд рублей. Если же принять в расчет, насколько рубль упал относительно доллара и евро, падение окажется еще более существенным и чувствительным для страховщиков.

СПРАВКА

Процент надежности

Федеральная служба страхового надзора вправе потребовать у страховой компании обосновать тарифную политику. Проверяющих может насторожить как слишком высокие ставки, нечестные по отношению к потребителям, так и слишком низкие – демпинг резко снижает надежность. Нарушение методик определения тарифов является поводом для отзыва лицензии. При этом Росстрахнадзор ориентируется на средние по рынку ставки. Они, по данным службы, на рынке автокаско таковы: 7,6-12,5% по отечественным автомобилям, 6,5-14,2% – по импортным. Интересно, что, когда крупная компания предлагает низкие ставки, она обычно находит этому убедительные объяснения: “мы исключили из портфеля плохие риски, а потому можем “нормальным” клиентам предлагать хорошие условия” или “мы снизили тариф на отдельные модели, пересмотрев “угонную” составляющую в оценке связанных с их страхованием рисков”.

– Каско – валютный продукт, – объясняет заместитель генерального директора компании “РЕСО-Гарантия” Игорь Иванов, – его стоимость определяется стоимостью автомобилей, а для иномарок она, как правило, напрямую связана курсом доллара или евро. Соответственно и запчасти, необходимые для ремонта, также закупаются за валюту.

Эти валютные “ножницы” поставили страховщиков не в самое приятное положение: сборы падают, а расходы растут. Напрямую о своих проблемах никто из участников рынка не заявляет, однако данные Федеральной службы страхового надзора оптимизма не внушают: по ее подсчетам, сборы по добровольным видам страхования (его основу составляют именно премии от автовладельцев) в первом квартале 2009 года упали на 10,8%, а выплаты за тот же период выросли на 37,2% (в сравнении с первыми тремя месяцами 2008 года).

Драматизм ситуации придает то обстоятельство, что добровольное автострахование – бизнес достаточно уязвимый. Это значит, что кто-то с рынка непременно вылетит (см. “Мнения”). Причем если в случае с ОСАГО государство предусмотрело некоторые механизмы защиты “обманутых вкладчиков” – за компанию-банкрот расплатятся средствами из специального фонда, – то в случае с каско клиент разорившегося страховщика останется со своими проблемами один на один. Право обратиться в суд у пострадавшего, конечно, никто не отменял. Вопрос в том, что он там получит, кроме исполнительного листа.

Клубок проблем

– РЫНОК автокаско и раньше был не очень прибылен, теперь же для большинства компаний он и вовсе стал убыточен. Причины этого: недальновидная политика демпинга с целью вытеснить конкурентов с рынка – тарифы у многих компаний были ниже статистически обоснованных, а также рост стоимости ремонта, числа угонов автомобилей и случаев мошенничества, – описывает свалившиеся на рынок проблемы Алексей Янин, руководитель направления рейтингов страховых компаний агентства “Эксперт РА”.

Для того чтобы заработать денег – или хотя бы “остаться при своих” – компания должна собирать больше, чем выплачивать. Это очевидно. Со сборами дела обстоят неважно, с выплатами, к сожалению, тоже. С точки зрения клиентов. С началом кризиса вероятность получить отказ в получении выплаты выросла. И чем хуже дела компании, тем выше шансы у ее страхователей уйти ни с чем. Страховщику даже нет особой нужды нарушать им же утвержденные правила. Достаточно поменять их. Например, одна московская страховая компания с октября ввела пункт о том, что сколы от камней, когда повреждения нанесены только лакокрасочному покрытию, не оплачиваются. Неприятным нововведением станет для автовладельца и такая статья – если страхователь признает в милиции ущерб несущественным, то ему могут отказать в компенсации. Страховщика понять можно. Хулиган поцарапал вам автомобиль, вы заявили, что урон для вас невелик, участковый не стал возбуждать уголовного дела, стало быть, шанса, пускай теоретического, на поимку преступника и возмещения им вреда нет. Страховую лишают возможности вернуть деньги. Это с одной стороны. С другой, каждый, кто имел дело с органами внутренних дел, знает, как там не любят заводить уголовные дела. “Вы настаиваете, что ущерб значительный? – говорит участковый, – нет вопросов. Принесите мне калькуляцию ущерба, справку о доходах, уточните количество иждивенцев, а уж я сделаю вывод о том, каким является для вас ущерб”. Справку о повреждениях без возбуждения уголовного дела участковый напишет мигом и, возможно, даже не намекнет на то, что неплохо было бы его отблагодарить за проявленную оперативность. У милиционера своя правда – он не хочет портить статистику очередным нераскрытым делом.

Нередко страховщики готовы оплачивать небольшие повреждения – ремонт одной детали или ущерб в пределах определенной суммы – безо всяких справок, что зафиксировано в договоре. “Страховщик вправе пойти вам навстречу, но делать этого не обязан. Понимаете разницу? Вчера компания была готова войти в ваше положение, сегодня нет. Кто-то уже так поступает” – уточняет Сергей Сомов, президент группы компаний “СВОИ” (специализируется на страховом консалтинге).

Совет “внимательно читать правила”, увы, тоже не всегда помогает. “Правила часто сформулированы так, что, не имея юридического образования, понять их смысл до конца невозможно. Клиент прочитал одно, а юристы страховщика вложили совсем другой смысл”, – делится наблюдением Дмитрий Янин, председатель правления конфедераций обществ потребителей.

Страховщик может сделать ход, который и вовсе не регулируется правилами. Например, одна известная компания ввела процедуру осмотра автомобиля при продлении полиса. Смысл? Элементарный. Таким образом вас лишают возможности задним числом заявить какие-то не слишком значительные повреждения. Даже хуже. У вас обнаружили на стекле скол, о котором вы вовремя не сообщили? Все, стекло исключается из списка. Если завтра на него упадет горшок с цветами, страховая разведет руками – не наш случай.

МНЕНИЯ

“Клаксон” обратился к экспертам с вопросом:

“Насколько вероятна в России череда банкротств среди страховых компаний?”

  • Игорь Иванов, заместитель генерального директора СК “РЕСО-Гарантия”:

    – Крупные страховые компании сохранят свое стабильное положение за счет большого и диверсифицированного портфеля и в конце года зафиксируют рост продаж, но, конечно, меньший, чем в 2008 году. А вот у менее крупных компаний отрицательная динамика частично наблюдается уже сейчас, и ситуация будет только усугубляться. Кризис, конечно же, скажется на страховщиках второго и третьего эшелона, которые не смогут платить по “своим счетам”. Я думаю, что потери в страховом сообществе составят несколько десятков компаний, а может быть, и более сотни.

  • Ханнес Чопра, генеральный директор СК РОСНО, глава “Allianz Евразия”:

    – Сегодня в страховой отрасли работает около 800 компаний. В течение 2009 года рынок покинут, по одним оценкам, порядка 30-50 компаний, по более пессимистическим – свыше 150. Понятно, что в первую очередь уйдут небольшие компании либо игроки, у которых возник серьезный перекос в сторону ОСАГО или убыточной части добровольного автострахования. Честно говоря, это небольшая потеря. Даже наоборот, своего рода санация. Я согласен с оценками некоторых экспертов, что через два-три года в России сформируется достаточно устойчивый и здоровый рынок страхования в целом, на котором будет 200-300 компаний с правильно сформированными резервами, реализующих правильные стратегии. Кризис уберет с рынка ненадежных игроков.

  • Алексей Янин, руководитель направления рейтингов страховых компаний

    агентства “Эксперт РА”:

    – Среди совсем крупных компаний, первой десятки лидеров, банкротств не будет, да и сам список лидеров в обозримой перспективе вряд ли изменится. Среди мелких и средних компаний банкротства точно произойдут. Под угрозой прежде всего те компании, что занимаются почти только одним автострахованием: они не смогут компенсировать убытки по автострахованию прибылью от других видов страхования. С некоторым опасением я смотрю на компании прямого страхования, которые активно заявили о себе в последнее время. У них большие расходы на рекламу, создание колл-центров, разработку интернет-сайтов. На безубыточный уровень они смогут выйти в среднем через четыре-пять лет. Продержаться в условиях кризиса смогут те компании прямого страхования, что будут вести грамотную политику и, что не менее важно, обеспечены поддержкой сильного собственника, готового финансировать их даже в условиях кризиса. В противном случае компания станет первой в списке на выбывание. 

Даже получение принципиального согласия на ремонт – еще не окончательное решение проблемы. Еще нужно дождаться получения направления в сервис или выплаты денег через кассу, если клиент предпочитает получить “живые деньги” по калькуляции.

– Крупные компании стараются держать марку, а на мелкие компании к нам поступает все больше жалоб на затягивание выплат, – рассказывает адвокат Антон Лелявский из юридической конторы “Князев и партнеры”. – К счастью, такие конфликты обычно удается решить в досудебном порядке.

Наконец, даже имея на руках направление на сервис, можно столкнуться с полным равнодушием к вашей персоне со стороны ремонтников. “На авторемонтных станциях многих дилеров сейчас появились “белые” и “черные” списки, а клиентов некоторых ранее уважаемых компаний теперь вообще не принимают или ставят в конец закольцованной очереди, потому что компания не платит, – рассказывает Ханнес Чопра, генеральный директор РОСНО. – Эта картина во многом обусловлена тем, что некоторые наши коллеги по цеху вынуждены сегодня разгребать все те проблемы с убыточностью портфеля по автострахованию, которые мы начали решать год назад”.

Крупные игроки рынка уверяют, что количество претензий к ним за последние месяцы не увеличилось – мол, как решали дела по справедливости, так и сейчас делаем. Федеральная служба страхового надзора не делает разбивки, на кого жалуются клиенты страховщиков – на “китов” или “мелочь пузатую”, но отмечают: с января по март к ним поступило около 3.000 жалоб от владельцев полисов каско. Почти вполовину больше, чем годом ранее.

Ценное наблюдение

ПРОБЛЕМЫ страховых компаний клиентов волнуют постольку поскольку. Им важно одно – придет к ним помощь в трудный момент или нет. Когда у вас нет гарантии в том, что полис каско решит возникшую проблему, покупать его особого желания не возникает, особенно когда денег не хватает на те статьи расходов, без которых автомобиль действительно не может ездить – например, топливо и техническое обслуживание. Клиент, получивший необоснованный, по его мнению, отказ, почти потерян для компании. А когда он узнает, что цены на страхование выросли, желание продлить полис окончательно улетучивается.

Цены на автокаско – один из самых больных вопросов. Стоимость ремонта и убыточность страхования растет. По крайней мере в рублях. А доходы россиян, давно и прочно привязанные к национальной валюте, падают. Но дешевый полис – вещь опасная, как просроченные консервы. Пронесет – не пронесет.

– Снижение цен в нынешней ситуации – это игра на гране фола, – уверяет Алексей Янин из агентства “Эксперт РА”. – Можно с уверенностью сказать, что чем ниже сейчас тарифы по каско у страховой компании, тем хуже на самом деле ее финансовое положение. Она пытается путем демпинга срочно привлечь денежные средства, чтобы оттянуть банкротство, надеясь, что в будущем финансовые проблемы удастся как-то разрешить. Устойчивые компании сейчас не демпингуют.

Признание в демпинге – страховой грех. “Снижение цен я назвал бы преступлением против собственных клиентов”, – категорично заявляет заместитель генерального директора “РЕСО-Гарантия” Игорь Иванов. Однако это не означает, что сегодня вам не удастся найти в компании с хорошей репутацией полис по карману. Страховщики проявляют сейчас чудеса изобретательности в индивидуальном подходе к клиенту. Правда, и клиент должен быть готовым к тому, что бесплатного сыра не бывает – за меньшую сумму он получит обрезанный пакет услуг.

Антикризисные меры по удержанию старых клиентов и привлечению новых есть почти у всех серьезных участников рынка автомобильного страхования. Вы боитесь только одной напасти – угона? Застрахуйтесь только от него. Еще недавно такое желание вызывало подозрение – может, клиент задумал недоброе? Есть полисы с защитой одних лишь стекол и фар – для тех, кто много ездит на дальние расстояния. С особым трепетом компании начали относиться к самым надежным, согласно статистике, клиентам, например, в возрасте от 27 лет и стажем от семи. Кто-то из молодежи лишится на будущий год доверенности.

Но, конечно, главный инструмент по снижению стоимости автострахования – это полисы с франшизой. Каждый, кто брал автомобиль в прокат за границей, знает, что это такое. Скажем, недельная аренда в Германии через компанию “Sixt” машины гольф-класса обойдется вам в 471 евро. Франшиза при этом составит 750 евро. Повреждения на эту сумму вы оплатите из своего кармана. Все, что свыше – страховая компания. Заказать машину вовсе без франшизы нельзя. Минимум – 100 евро. Это увеличит стоимость недельной аренды на 77 евро. Сутки проката. И вы задумаетесь – может, стоит рискнуть? Ведь все так ездят. Не у нас – у них.

– Большинство людей за Западе страхуется с франшизой вне зависимости от стоимости автомобиля, хотя владельцам недорогих машин франшиза дает относительно больший уровень экономии”, – отмечает директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса компании РОСНО Александр Гурдус.

– В Великобритании вообще не существует страхования без франшизы, – анализирует международный опыт Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО “Интач Страхование”, – клиент понимает, что этот риск лежит на нем и мелкие повреждения он ремонтирует сам. Это полностью соответствует основному принципу страхования – страхователь должен заботиться и бережно относиться к своему имуществу. В России ситуация пока другая: наши страхователи стараются заявлять все свои убытки, поэтому количество страховых случаев у нас несравнимо выше. Отсюда и высокая стоимость страхования в целом – ее создают множество мелких обращений. В Англии клиент, злоупотребляющий обращениями к страховщику, рискует вообще оказаться в ситуации, когда никто не захочет иметь с ним дело.

Франшиза дисциплинирует автовладельца – или делает его равнодушным к мелким повреждениям. Посмотрите на автомобили в Париже – на их бамперах не найти живого места, бампер – оружие по расчистке места на парковке. Страховая выигрывает от того, что ее не “грузят” мелочевкой, связанной не только с оплатой ремонта, но и ведением документооборота, его сопровождающего. Кстати, в России “песни и пляски”, предшествующие получению денег или направления на сервис, особенно отчаянны: справки, отказы, ксерокопии, схемы, “а вот тут не хватает печати”, “ваш запрос еще не обработан”, “зайдите после праздников”.

Новое мышление

В РОССИИ страхование с франшизой до последнего времени не пользовалось популярностью. “Раньше бытовало мнение: франшиза – обман, – констатирует Сергей Сомов из группы компаний “СВОИ”, – сегодня интерес к недорогим продуктам резко вырос. Франшиза дает возможность оформить недорогой полис каско, не прибегая к услугам малоизвестных страховщиков”.

Полис с большой франшизой может стоить в два с лишним раза дешевле стандартного – пока это исключение, но примеры есть. Так, РОСНО в апреле запустило программу “Сказка” с тарифом для Москвы от 2,9%. Привлекательность заявленной ставки объясняется просто: франшиза составляет 2% стоимости машины, но не менее 25000 руб. Кроме того, ущерб компенсируются не направлением на ремонт, а деньгами, причем в основу взяты расценки неофициальных сервисов.

Популярность некогда диковинного вида страхования медленно, но растет. “РЕСО-Гарантия” рапортует о том, что “в ряде филиалов” число полисов каско с франшизой превышает 50%. У “Интач Страхование” такая доля в целом по всей компании – следствие особой политики, которую ведет этот новый игрок.

Существенное ограничение одно: банки предпочитают, чтобы “кредитная” машина была застрахована полностью. Однако есть исключения, свидетельствующие о том, что принципиальных препятствий изменить свою позицию у кредитных организаций нет. К слову, привлекательность специальной программы кредитования автомобилей “Ford” отчасти обеспечивается интересными условиями по каско – 5% стоимости машины. Франшиза – порядка 5000 рублей.

Страховка с франшизой – хороший вариант для тех, кто решил в силу недостатка средств отказаться от автокаско как такового. Чем не выход? Царапину на бампере вы и так переживете, а большую часть ущерба от угона или крупной аварии оплатит страховщик.

Кризис меняет психологию автовладельцев. Финансовые трудности приводят к мысли о том, что машина без единого повреждения существует только в автосалоне, а оставаться на несколько дней без автомобиля лишь для того, чтобы заменить ветровое стекло, получившее еле заметную отметину от камня, – просто мотовство.

Страховщики тоже довольны: им не приходится делать вид, что они готовы оплатить любой каприз клиента. Тем более что работают страховые компании по всем известному принципу – берешь чужие на время, а отдаешь свои и навсегда.

Тревожный звонок

Обладатели полисов автокаско вправе пожаловаться на действия своих страховых компаний двум государственным организациям:

  • Федеральная служба по страховому надзору: 8-495-251-32-03

  • Роспортребнадзор: 8-499-973-26-90

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: