Судя по статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Seltos по итогам продаж за первое полугодие 2021 г. не входит ни в топ-10 SUV, ни в топ-20 самых продаваемых легковых моделей в целом. В чем причина?
Александр Ставров Фото: KIA
В первом рейтинге, кстати, уже пятый год подряд лидерство удерживает Hyundai Creta. С некоторыми оговорками, это прямой конкурент и двойник Seltos. Причем на долю Creta приходится около 43% всего объема продаж марки. Тут впору поговорить о просчетах маркетологов KIA. Или, напротив, о прозорливости единой корейской корпорации в целом.
Так или иначе, но выпущенная на старой платформе Creta появилась в России раньше (читай -- вовремя) и по очень привлекательной цене, чем Seltos, сделанный уже на новой платформе и предлагающийся по минимальной цене от 1 266 900 ₽. И это больше, чем у Creta совершенно нового поколения (1 199 000), не говоря уже о старой версии популярного кроссовера Hyundai, популярность которого пять лет назад обеспечил как раз ценник в 850 тысяч.
Что же мешает Seltos? Чем ему плохо в России, хотя он, можно сказать, здесь родной -- собирается у нас, на заводе «Автотор» в Калининграде? Какой крест лежит на этом милом автомобиле, увы, не попадающем в число самых желанных даже в условиях тотального дефицита на рынке? Не сделал ли ошибку производитель, окрестив кроссовер «селтосом». Кстати, название модели KIA, согласно официальным скрижалям, ведет аж от Кельта (Celtus), сына Геракла, совладавшего с отцовским боевым луком и ставшего прародителем кельтского народа. Правда, в KIA решили кельту поменять первую литеру на «S», и это, якобы, символизирует спортивность и скорость.
Наверное, хорошо, что большинство автолюбителей – вне зависимости от бренда и модели -- не задумывается об этимологии автомобильных имен. И хорошо, что маркетологи KIA не сильно педалируют всю эту кельтскую легенду… Согласитесь, по отношению к мирному городскому компакту история о «скоростном геракле» выглядит как скверный анекдот.
Не будем углубляться в другие придумки: нынешним автомобильным маркетологам в целом свойственны невероятные фантазии о целевой аудитории автомобильных моделей. Какой опус ни возьми – там сплошь успешные, амбициозные, молодые потребители от 25 до 40 лет. Подумаешь – так других людей в стране просто нет. Вот и Seltos маркетологи сватают преимущественно (85%) молодым женатикам уже с детьми или с чадами на подходе.
Как уживаются образы «яркого, стильного, с привлекательным дизайном» кроссовера и практичного семейного транспортного средства – непонятно… Ради эксперимента посмотрите на типичный семейный автомобиль и его владельцев. Что вы увидите? Заваленный барахлом, забитый крошками и огрызками, извозюканный, в липких пятнах и грязных следах транспорт. И затюканных, в очень и очень casual одежде, со стеклянными глазами людей…
Будем честны: образцовые, счастливые, беззаботные, разодетые, словом, как с картинки целевые потребители сверкающего, нашпигованного, конфетного Seltos Premium в реальности выбирают не этот автомобиль… А другой, скорее всего, немецкий Premium.
Тут сделаем отступление и заметим, что однако Seltos существует не только в конфетном варианте. И, например, комплектации Comfort и Classic (всего комплектаций – шесть) предстают гораздо более приземленными и соответствующими реалиям жизни. Но жизни куда как скучнее и беднее. Где ни тебе модных колесных дисков 18-го размера и светодиодов снаружи, ни роскоши с эко-кожей и богатой начинки – внутри.
В России кроссовер предлагается как с передним, так и полным приводом. Под капотом на выбор: проверенный “атмосферник” 1.6 MPI, который агрегатируется с шестиступенчатой “механикой”, либо с классическим “автоматом” и тем же количеством передач; мотор 1.6 T-GDI с турбонаддувом и роботизированной семи-ступенчатой коробкой. А еще атмосферный 2.0 MPI с абсолютно новым вариатором Smartstream IVT собственной разработки.
Стоит отметить, что вариатор отечественные пользователи традиционно недолюбливают. Хотя его надёжность – при разумной эксплуатации автомобиля – доказанный факт.
Наша тестовая оценка касается как раз кроссовера с 2-литровым 149-сильным двигателем, клиноцепным вариатором с полным приводом и в полной упаковке. Именно за «упаковку» моделям KIA можно простить если не все, то многое. Редко в каком «массовом» автомобиле пользователь найдет не только подогрев, но и вентиляцию передних сидений. И это -- не считая теплых руля и заднего дивана. Проекционный цветной дисплей -- тоже приятная и пока еще не самая народная штука. Пусть даже он не самый навороченный, а в виде выдвижного стеклянного щитка. Но зато щиток регулируется в разных плоскостях. В салоне – приличная времени и запросам мультимедиа с сенсорным экраном в диагональ 10,25 дюйма. Поддержка форматов “Apple CarPlay” и “Android Auto” обеспечена. Плюс – недурная “акустика” Bose с дизайнерскими динамиками в дверях, напоминающими кристаллы льда, ритмично подсвечиваемые синим цветом. К слову, пользователь может поменять тон контурной подсветки по желанию, что тоже круто.
Еще из крутого ряда: камера заднего вида и смарт-ключ с кнопками на ребре, который смотрится необычно и в руке лежит приятно. А еще ключ позволяет обойтись без кнопки в салоне, а запустить двигатель дистанционно.
К эргономике в целом претензий у небалованного автолюбителя быть не может. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету, да и сиденье водителя можно поднять или опустить, придвинуть или отодвинуть в довольно широких пределах. И рослому человеку в любом случае будет достаточно места. А над головой остаётся приличный запас, даже если он весь из себя такой командир и любит взирать на дорогу максимально свысока. На втором ряду взрослым пользователям умеренно свободно. Возможный дефицит пространства во время поездки компенсирует удобство посадки и высадки. И все – благодаря широко распахивающимся дверям. Спинки задних сидений регулируются по углу наклона. Их можно и сложить в пропорции 60:40. Здесь есть крепления для детского кресла. Опускающийся подлокотник с подстаканниками. Правда, кармашек для мелких вещей почему-то только на одном сидении. И всего одно гнездо USB.
Практичность кроссовера – вопрос дискуссионный. В багажнике -- полноразмерное запасное колесо. Но, видимо, именно потому и багажник (заявленный объем – 433 л) по факту откровенно мал для семейного скарба. Не всякая коляска в него войдет. А при необходимости загрузить коляску и еще что-то, например, пакеты с продуктами из магазина – морока «семейникам» точно обеспечена. К тому же внутри грузового отсека царит какая-то нарочитая пустота. Нет ни крючков для фиксации, ни дополнительных карманов, ни сеток, ничего…
Спортивный кельт – как горячий финский парень. И, собственно, на этом тему динамических подвигов Seltos можно закрывать. Автомобиль создан для ровного, умеренно резвого бега по загородным магистралям и не очень залихватских ускорения в городе. И это даже похвально на фоне периодических обострений в драйверских рядах. Кстати, от всякого рода сумасшедших и просто растяп у Seltos отменная защита – комплекс электронных ассистентов Drive Wise. Они помогают на парковках и магистралях, контролируют в частности слепые зоны и дорожную разметку. Все работает штатно и даже сверх ожиданий. И, например, система безопасного выхода из автомобиля реально спасает от инвалидности. Когда вы расслабились и решили выйти на дорогу прямо под колеса какого-нибудь лихача, вас успеет остановить звуковой сигнал.
У автомобиля – вполне «острый» руль: всего 2,5 оборота от упора до упора. Но полагаться только на это не стоит. Если водитель захочет поиграть в формульного пилота, Seltos будет заметно крениться и плыть на скоростных виражах. И дело тут уже не в руле, а в адаптированной для российских сибаритов подвеске с «распущенными» пружинами и амортизаторами.
Умеренно неровные дороги кроссовер держит умеренно терпимо для большинства водителей. А вот игра в «целинника» и проходчика дается автомобилю с большим трудом. И дорожный просвет в 185 см, конечно, не должен обманывать пользователя. Впрочем, у него есть неплохая страховка. В виде защиты под двигателем. И системы, предупреждающей перегрев трансмиссии: символ на приборной панели загорается вовремя, и двигатель перестает работать тоже вовремя.
KIA Seltos
Габаритные размеры 437х180х163 см
Колесная база 263 см
Дорожный просвет 18,5 см
Снаряженная масса 2.030 кг
Двигатель бензиновый, 4-цил., 1.591/1.999/1.591 куб. см
Мощность 123/149/177 л.с. при 6.300/6.200/5.550 об/мин
Крутящий момент 150.7/179.5/265 Нм при 4.850/4.500/1.500-4.500 об/мин
Коробка передач 6 МТ (6АТ)/вариатор/7 DCT
Тип привода передний/полный/полный
Максимальная скорость 175/190/200 км/ч
Разгон 0-100 км/ч 12,2 (12,3)/10,4/8,4 с
Средний расход топлива 6,9 (7,4)/7,3/7,6 л/100 км
Запас топлива 50 л