Рубрики

Классовая сущность. Какой мотоцикл вам подходит?

10:30 03-05-2012

Начинается очередной мотосезон. Кто-то собирается впервые сесть в седло, кто-то – освоить новую модель. Для новичков, разумеется, первый вопрос: что выбрать? Ответ на него начинается с класса модели. Это основа, которая определяет возможности техники и их соответствие вашим запросам.

Начинается очередной мотосезон. Кто-то собирается впервые сесть в седло, кто-то – освоить новую модель. Для новичков, разумеется, первый вопрос: что выбрать? Ответ на него начинается с класса модели. Это основа, которая определяет возможности техники и их соответствие вашим запросам. Надо определиться, что вы хотите от своего байка. Ведь, скажем, на спортивном аппарате мало кто отправляется в дальние вояжи, а тяжелый круизер плохо подходит для езды в городских пробках. Одни мотоциклы требуют более-менее серьезной подготовки от владельца, другие годятся для самой широкой публики. Так что прежде чем идти в мотосалон, надо иметь представление о существующих классах мотоциклов и о том, какой из них лично вам кажется ближе.


КЛАССИК


ЕСЛИ это слово у вас ассоциируется с дедушкиной “Явой” или старенькой “Honda CB400”, то вы совершенно правы. Классический мотоцикл по сути своей не менялся десятилетиями. Конечно, с поправкой на современные технологии. Появились алюминиевые рамы, дисковые тормоза с AБС, впрысковые четырехтактные моторы. Но концепция классических байков осталась прежней. Прямая посадка за рулем, широкое удобное седло, выверенная высота и изгиб руля... Двигатели не претендуют на гоночные лавры, зато тянут в любом диапазоне оборотов, не заставляя водителя задумываться о тонкостях работы ручкой газа.


"Royal Enfiеld Classic 500"

    У классики множество разновидностей, ведь производители стараются угодить вкусам своих клиентов, а вкусы у всех разные. С точки зрения чистоты образа, к примеру, достоин внимания возрожденный британский (теперь он принадлежит индийцам) бренд “Royal Enfiеld”. Модель “Classic 500” идеально вписывается в концепцию “как у дедушки”. Одноцилиндровый двигатель мощностью около 30 “лошадок”, простая вилка, свечная задняя подвеска, велосипедное седло на пружинах, узкие спицованные колеса и глубокие металлические крылья. Смотрится здорово, но такой байк – не для повседневной езды. 


"Yamaha FZ8"

    Если требуется классик на каждый день, лучше присмотреться к японским мотоциклам. Это надежные и неприхотливые аппараты, без особых изысков в дизайне; со стальными, реже алюминиевыми рамами; оснащенные рядными “четверками” объемом 400-1.400 куб. см. Из ярких представителей назовем “Honda CBF1000A”. У этого аппарата литровый двигатель мощностью 98 л.с., мягкие подвески и удобная посадка с прямой спиной. Или “Yamaha FZ8”: оригинальный объем в 800 “кубиков” и многогранная фара, а в остальном это – бюджетный классик, причем с алюминиевой рамой.        Италия представлена марками “Ducati” и “Moto Guzzi”. У “Ducati” двухцилиндровый двигатель расположен вдоль, а у “Moto Guzzi” – традиционно поперек. Мелких различий в деталях масса, но принцип общий – соответствовать ретрообразу.


"Honda CBF1000A"

    Классические байки подходят для всяческого использования, за исключением разве что спортивной езды. На них удобно мотаться по городу и путешествовать на небольшие расстояния. Правда, в вояжах следует соблюдать осторожность: защиты от ветра нет, да и привязанный сеткой к седлу багаж может потеряться.


"Ducati Monster"

    Именно на классике, наверное, логичнее всего начинать  карьеру мотоциклиста. Не слишком мощные моторы прощают неаккуратное обращение с ручкой газа, а энергоемкие и мягкие подвески, пусть и лишенные отличной “обратной связи”, не заставят в поворотах судорожно выбирать траекторию с асфальтом поровнее. Безусловно, хорош классический мотоцикл и для тех, кто умеет ездить, но никуда не торопится. 

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Как бы ни хотелось побыстрее открыть свой личный мотосезон, торопиться не стоит. Из-за спешки недолго и мотоцикл разбить, и собственное здоровье угробить. Дело в том, за зиму противогололедные составы образовали на дорогах тонкую и очень скользкую пленку. Лучше подождать, пока эту “химию” смоют  весенние дожди и дорожники. Кроме того, моторезина надежно работает лишь при температурах выше +100оС. По весеннему холодку покрышки не прогреваются до рабочих температур, а при холодном же асфальте это чревато падениями.


ЧОППЕР И КРУИЗЕР


В ПРИНЦИПЕ тот же классик, но идеология иная. Чопперы (от англ. сhop – рубить) появились в 50-е годы ХХ века в США и поначалу строились путем удаления от обычного байка всего ненужного – от крыльев до задней подвески. Заодно видоизменяли баки и вилки, увеличивая их длину и меняя угол наклона, а сверху все обильно покрывали хромом. Современные варианты чопперов отказались от “обрубленности” в техническом плане, но сохранили в стилистическом. Любимые поклонниками этого стиля V-образные “двойки” оснащаются балансирными валами и впрыском топлива, коробки передач теперь шестиступенчатые, вилки все чаще – перевернутые. Классический для чоппера hardtail (крепление заднего колеса без подвески) уступил место привычной схеме со свечной подвеской.


"Victory High-Ball"

    В строительстве чопперов весьма преуспели американцы. А японцы сделали ход конем, предложив технику, схожую по идее с чоппером, но несколько иную конструктивно. Это круизеры. Первой ласточкой был “Yamaha V-max” 1984 года, оснащенный V-образной “четверкой” с заоблачной по тем временам мощностью в 145 л.с. Нынешние круизеры продолжают это направление. Они высокотехнологичны и могут похвастать приличной управляемостью. 


"Honda VT1300CX"

     Выделять какие-то модели чопперов не имеет смысла. Это почти вся линейка “Harley-Davidson”, несколько мотоциклов “Victory”, в том числе новичок 2012 года “High-Ball”. Можно присмотреться и к прошлогоднему дебютанту “Honda VT1300CX”.

    Чопперы несложны в управлении. Они подойдут и новичкам, и матерым байкерам. Но, выбирая такой мотоцикл, придется принести некоторые жертвы стилю. К примеру, ездят на нем, вытянув вперед руки и ноги. На плохом асфальте не все ладно с комфортом опять же из-за специфической посадки. К тому же длинная колесная база и низкий центр тяжести не добавляют удобства маневрирования на низких скоростях. Но со стороны смотрится круто. А самое удобное в этом классе – низкое седло. Именно поэтому чопперы или круизеры часто выбирают девушки.


СПОРТБАЙК


МОЩНЫЕ скоростные аппараты для обычных дорог. В чемпионате “World Superbike” гоняются точно такие же, по крайней мере с виду. Литровые двигатели мощностью под 200 л.с., алюминиевые рамы, полностью регулируемые подвески, цепкие дисковые тормоза… К тому же на рубеже XX и XXI столетий почти все бренды перешагнули магический рубеж в 1 л.с. на 1 кг веса мотоцикла.


"Ducati 1199 Panigale"

    На сегодняшний день спортбайки – едва ли не самый востребованный класс. И если японцы после кризиса пока не показали чего-то нового, то итальянцы выдали на-гора две модели – “Ducati 1199 Panigale”, о которой мы уже рассказывали, и “MV Agusta F3”. Последний вообще уникум: его трехцилиндровый рядный двигатель объемом 675 “кубиков” выдает 128 л.с. при 14.400(!) об/мин. Плюс регулируемые подвески, отменные тормоза…

    Но при выборе подобной модели надо отдавать себе отчет, что спортбайк подходит только для опытных водителей. Новичку за руль лучше не садиться. Во-первых, “чайник” просто не поймет всех конструкторских изысков, а во-вторых, избыточная мощность при неумении ей управлять – это бомба замедленного действия. Авария произойдет неизбежно. К тому же и посадка с сильным наклоном вперед постоянно держит водителя в напряжении. Да и в городе на “спорте” негде развернуться. 

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ


Готовясь к сезону, не забудьте уделить внимание тормозам. В обязательном порядке осмотрите тормозные магистрали, проверьте уровень износа колодок и непременно замените тормозную жидкость. Мотоцикл в этом отношении требовательнее автомобиля – при отказе тормозов на переднем колесе вам вряд ли удастся избежать аварии.




НЕЙКЕД


ЭТОТ тип мотоцикла по сути своей – голый (naked в переводе с англ. – обнаженный) спортбайк. Как правило, такие аппараты строят вокруг дефорсированного двигателя от спортбайка, экономя на всем избыточном. Нейкеды лишены пластика, который может пострадать при падении, дорогостоящих регулируемых подвесок, гоночных тормозов. Раму делают попроще, но повыносливее; часто меняют алюминиевые маятники на упрощенные версии. На выходе получаются очень быстрые мотоциклы с гоночными генами, но без лишних в городе дорогих спортивных атрибутов. Соответственно, они гораздо дешевле спортбайков.


"Honda CB1000RA"

    Что касается потребительских качеств, то нейкед, как и классик, призван обеспечивать максимальное удобство водителю. Но подвески у него жестче, управление острее, да и двигатели с характером. Средняя кубатура без проблем подойдет водителям любого уровня, а вот литровые аппараты ориентированы на опытных пользователей. Зачастую эти байки почти так же остры в управлении и мощны, как “спорты”, а значит, от водителя требуется предельная концентрация и приличные навыки.


"Ducati Streetfighter"

Одним из самых красивых и быстрых нейкедов современности можно считать “Ducati Streetfighter”. Стильный мотоцикл оборудован двухцилиндровым двигателем мощностью 155 л.с. По сути, это спортбайк без пластика. Регулируемые подвески, тракшн-контроль, отточенная управляемость… С этого года доступна и модель уровнем пониже – “Streetfighter 848”. На их фоне нейкеды, построенные на базе японских спортбайков, выглядят, так сказать, бюджетно. Но сами по себе весьма неплохи. Скажем, мотор “Honda CB1000RA” развивает 125 л.с.


СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Нелишне проверить и состояние подвесок (это лучше доверить специализированому сервису). Характеристики масла в вилке не безграничны, и его лучше менять один раз в два-три года. Обязательно надо проконтролировать надежность сальников – внезапная потеря масла из-за протечки сильно повредит управляемости байка. Непременно следует очистить и смазать цепь, проверить ее натяжение. Если у вашего байка нет приводной цепи, то внимательно осмотрите приводной ремень или крестовины карданного вала. Обрыв цепи, ремня или поломка кардана с высокой долей вероятности приведет к падению и травмам.

Помимо технической части обязательно перед выездом на дороги (особенно в часы пик) освежите свои навыки. Ведь многие из нас не сидели за рулем мотоцикла больше полугода. Совсем нелишне на площадке вспомнить, что к чему, восстановить скорость реакции. В такой осторожности нет ничего зазорного. Это ваша безопасность. Покрутите “восьмерки”, восстановите навыки контрруления, экстренного торможения, движения на малой скорости. А новичкам советую дополнительно взять пару уроков у опытного инструктора.


 


ТУРИСТ

В 1974 ГОДУ “Honda” представила первый “Gold Wing” – мотоцикл, который многое заимствовал у автомобиля. Четырехцилиндровый “оппозит” был отлит заодно с картерными деталями с тонкими чугунными гильзами, между которыми оставались каналы для жидкости системы охлаждения. На этом байке японцы впервые установили карданный вал. Второе поколение “Золотого крыла” щеголяло задней пневмоподвеской, а вдобавок мотоцикл одели в пластиковые облицовки и оснастили багажными кофрами. С тех пор развитие не прекращалось – подрастал объем двигателя, видоизменялась конструкция шасси. Для пассажира установили не просто удобное седло, а что-то вроде царского дивана. В базовой версии появилась регулируемая пневмоподвеска и бортовой компьютер, а в 2000 году модель получила новую раму и шестицилиндровый двигатель. Когда “Gold Wing” называют “половиной автомобиля”, это звучит почти всерьез.


"Honda Gold Wing"

    В прошлом году BMW выпустила шестицилиндровый туристический люксовый мотоцикл “K1600GTL” (см. “Клаксон” № 19’ 2011). Но при всей своей высокотехнологичности “баварец” тоже пока не затмил яркий блеск “Золотого крыла”.

    “Туристы” – самые комфортабельные представители двухколесной техники. Эргономика оттачивалась годами, ходовые характеристики выше всяких похвал. Но имейте в виду: эти монстры созданы для дальних вояжей по хорошим дорогам, а вот в городе на них “ловить” нечего. Габариты не позволяют с легкостью прошивать поток транспорта, а вес под 400 кг не добавляет уверенности при маневрировании на малых скоростях. 


"BMW K1600GTL"

    Давать рекомендации каким-то определенным моделям не имеет смысла. Покупка “туриста” – дело глубоко личное.  Разве что общий совет: внимательно изучить байк в салоне, посидеть на нем, примерить комфортабельность и удоство пользования многочисленными “наворотами” к своим потребностям и характеру. Обидно купить столь дорогой мотоцикл, в котором после сотни километров пробега начнет раздражать какая-нибудь мелочь. А впрочем, это относится и к другим классам...

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Прежде чем выезжать на дорогу, убедитесь, что покрышки у вашего байка в полном порядке. Ведь уже через два-три сезона эксплуатации резина начинает стареть и терять эластичность. И это не всегда заметно с первого взгляда. Например, на чопперах или круизерах шины изнашиваются не так сильно, как на спортбайках, и владельцы этих мотоциклов порой не замечают старения покрышек. Проверкой давления и замером остаточной высоты протектора не обойтись. Обязательно надо осмотреть покрышки на предмет мелких трещин. Если они появились, колеса надо заменить. Рекомендуем избавиться и от покрышек, с даты производства которых прошло более пяти лет (как правило, месяц и год производства выбит на боковине колеса рядом с типоразмером).




ЭНДУРО

ДОРОЖНЫЕ родственники кроссовых моделей, мотоцикл для удобных путешествий. Можно с приличным комфортом колесить по любым дорогам, направлениям и лесам. Особенно если не гнаться за скоростью. К минусам эндуро можно отнести высокую посадку, продиктованную немалым клиренсом. Людям небольшого роста при остановках у светофоров бывает сложно дотянуться до земли ногами.

"BMW R 1200GS"

    В этом классе есть своя живая легенда – тяжелый эндуро “BMW R 1200GS” (баварцы вырастили его из модели “R80  G/S”, которая в 80-е годы блистала в “Дакаре”). В прошлом году его двигатель прошел модернизацию: “оппозит” получил по два распредвала на цилиндр и прибавку крутящего момента. Теперь он выдает 120 Нм при 6.000 об/мин.         Многие компании пытались сделать  столь же выносливый и способный ехать по любым покрытиям мотоцикл. Всяческого почтения заслуживают “Yamaha Super Tenere”, “Honda Africa Twin” или “KTM 990 Adventure”, взявший на “Дакаре” семь титулов. И тем не менее позиции баварцев на этом поприще непоколебимы.     

ktm-freeride-350_1
“КТМ 350 Freeride”

    В той же категории, но меньшей кубатуры, правят бал легкие эндуро. Их моторы слегка дефорсированы, так что не приходится крутить их до звона, чтобы мотоцикл начал адекватно разгоняться. Здесь с точки зрения цена/качество очень неплохо выглядит, например, “Kawasaki KLX 250” или представленный прошлой осенью “КТМ 350 Freeride”. И не стоит думать, что одного цилиндра объемом в 250 или 350 куб. см и мощности около 25 л.с. мало для полноценной езды. На бездорожъе этого – “выше шлема”.

    Легкие эндуро можно порекомендовать любому мотоциклисту, как опытному, так и новичку. Поездки по бездорожью дают бесценный опыт и для езды по асфальту – с точки зрения как техники, так и физической подготовки. В этом смысле легкие эндуро можно считать своего рода тренажером. Кроме того, такую модель неплохо иметь в своем гараже в качестве второго байка.

    Тяжелые же эндуро вроде “BMW R1200GS” или “KTM 990” требуют хорошей подготовки и отличной физической формы. На мотоцикле весом под 200 кг очень непросто передвигаться даже по грунтовым дорогам, а про настоящий “off-road” и говорить не стоит.



СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Экипировка тоже требует сезонной ревизии, особенно если хранится не дома, а в гараже. Не экономьте на мелочах. Например, внимательно осмотрите визор шлема и при необходимости смените его на новый, ведь в поцарапанном или помутневшем от времени пластике отражаются блики от света фар автомобилей. Сильно ухудшается видимость и в дождливую погоду. На мотоодежде не должно быть дырок или надорваных швов. Ослабленное место обязательно прорвется в случае падения, а это повлечет за собой серьезные травмы. Вообще, как бы банально это ни звучало, всегда надо помнить, что проблемы и травмы чаще всего возникают из-за нарушения требований безопасности.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: