Рубрики

Климат-контроль профессора Беляева

18:37 11-04-2014

Он стал самым известным метеоведущим благодаря тому, что готов рассказывать про циклоны и антициклоны не просто профессионально и с душой. А как про лучших друзей, которые приходят к нему в гости. Кстати, точно так же Александр Беляев относится и к автомобилям.

Он стал самым известным метеоведущим благодаря тому, что готов рассказывать про циклоны и антициклоны не просто профессионально и с душой. А как про лучших друзей, которые приходят к нему в гости. Кстати, точно так же Александр Беляев относится и к автомобилям. 


Антициклоны на перекрестке

Для большинства людей он – известный телеведущий. Между тем основное место работы профессора Беляева несколько десятилетий – Институт географии РАН, где он является заместителем директора.

– По профессии я гидролог. Вторая специальность – синоптик-метеоролог. Проще говоря, я географ. Мне с юности нравились карты, я мечтал о дальних странах, уникальных экспедициях и открытиях... И все это получил потом сполна. Я обожал ездить в командировки. Любимыми были биологические экспедиции в Монголию, во внутренние районы страны на границе с Китаем. Я туда ездил несколько раз. Кстати, там я неожиданно открыл неизвестный науке вид паука...

– ?

– Во время экспедиции я часто помогал своему приятелю, одному из лучших в Советском Союзе специалисту по паукам. Мы с ним вместе ставили ловушки для насекомых. Как-то я его в шутку спросил: “А как назовут новый вид паука, если он попадет в мою ловушку?” “Твоим именем”, – ответил он. Тогда я поймал несколько пауков, а про этот разговор забыл... Прошло несколько лет. Получаю посылку из Нью-Йорка. В ней специализированный журнал со статьей о новом виде паука, обнаруженном в Монголии. И не верю глазам своим: новый вид получил название Ганофузий Беляевий. В мою честь! Оказывается, пойманного тогда паука приятель показал в зоологическом музее в США. Там выяснилось, что этот вид до сих пор был неизвестен ученым...

Из космоса хорошо видно, как зарождается очередной мощный тайфун над Филиппинами.

– Вы очень долго наблюдаете за климатом. Насколько часто в последние годы стали проявляться погодные аномалии?

– Очень часто. И это заметно не только синоптикам. В основном аномалии являются естественным следствием глобального потепления. Процесс этот идет стремительно. Причем аномальные явления при глобальном потеплении больше всего касаются северных широт. Здесь можно провести аналогию с человеком – когда у него что-то болит, температура повышается. Понятно, что-то не в порядке. И в этом виноваты мы сами. Условно считаем, что 90 процентов изменений в климате происходит под влиянием деятельности человека. Некоторые ученые думают, правда, что глобальное потепление может привести к глобальному похолоданию. В качестве главного примера приводят течение Гольф-стрим, плотность воды в котором меняется из-за интенсивного таяния льдов. Прогнозируют, что Гольфстрим не будет омывать север Европы, а свернет направо в районе Африки. В результате Европа замерзнет. Но это не прогноз, а попытка заглянуть на сто лет вперед... На самом деле неплохо, что об этом говорят. Мы должны знать, к чему наши действия могут привести.

– Засуха 2010 года, которая привела к по-всеместным пожарам в Центральной России, и недавнее наводнение на Дальнем Востоке – тоже проявления глобального потепления?

– Да, все процессы взаимосвязаны. Причем и у засухи, и у наводнения один похожий механизм. Обе аномалии были вызваны так называемым блокирующим антициклоном, который закупоривает движение воздушных масс. В нашей стране потоки воздуха двигаются с запада на восток. Летом 2010-го циклоны с Атлантики двигались к России и наталкивались на блокирующий антициклон. И они “разгружались” на его границах. Когда у нас была жара, в Восточной Европе шли сильные дожди. Теперь представьте себе, что вся эта система с блокированием воздушных масс сдвинулась вглубь России. И мы получим ситуацию с наводнением на Дальнем Востоке. Там над океаном стоял блокирующий антициклон. А все циклоны, которые шли из Сибири, “разгружались” в Приамурье. Условно эти движения воздушных масс можно сравнить с дорожным перекрестком. Когда происходит авария в его центре, то все движение останавливается, образуются пробки. То же самое происходит с воздушными потоками. Глобальное потепление делает свое черное дело. Средние температуры растут, особенно в северных широтах. Жители Заполярья после моих слов посмотрят на меня с удивлением: “Какое глобальное потепление? У нас такие морозы!” Однако статистика говорит: температуры зимой условно повысились с минус сорока до минус тридцати...

Крупнейшее наводнение на Дальнем Востоке стало прямым следствием глобального потепления.

– Сегодня мир становится все более технологичным. Скоро даже свет в автомобильных фарах будет менять направление по сигналу спутниковой системы GPS. Не говоря уже об авиации, объектах инфраструктуры... Между тем электронику легко могут вывести из строя мощные вспышки на Солнце. Насколько опасно движение цивилизации в направлении электронного управления всего и всем?

– Здесь действительно очень велики риски разрушительного влияния природных факторов на электронику. Причем не только Солнца, но и глобального потепления, различных его проявлений. Самый яркий пример – Фукусима. Атомная энергетика, казалось бы, должна быть надежна защищена от любых природных катаклизмов. Но реальность говорит об обратном. Опираться лишь на достижения технологий и недооценивать возможное воздействие природных факторов очень опасно. Недаром об этом говорили еще фантасты. Посмотрите, что происходит с мобильной связью даже в обычных автомобильных пробках. Она отказывает. Так что все электронные системы, конечно, уязвимы. Природа одним плевком может вывести их из строя. Поэтому полностью доверяться им нельзя. Нужна страховка. А про нее забывают.


Погода – дело серьезное

На телевидении Беляев старается рассказать о погоде на доступном для публики языке. Именно так, как принято делать за рубежом.

– У нас люди плохо знают, чем занимается современная наука. Поэтому еще в конце 80-х мы в Институте географии подумали об идее рассказать обывателю о современной географии. Адаптировать научные материалы для средств массовой информации, прежде всего для телевидения. Создали группу “Меркатор”. Тогда появились первые телевизионные географические карты. Мы пришли на “Метео ТВ” и решили, что о погоде должен рассказывать специалист, которому зрители будут доверять. Долго не могли найти ведущего, вот я и согласился “заткнуть дыру”...

Раньше разрушительные смерчи были характерны для США. Сейчас они стали обычными
и в Центральной России.

– Чем отличаются прогнозы погоды на западных телеканалах от наших?

– Отношением к самой погоде. Там хорошо понимают: погоду не надо задвигать в конец. Часто выпуски новостей в США и Европе начинаются с прогнозов, особенно если речь идет о каких-то аномалиях. Хронометраж тоже различается – у нас часто погоде уделяют две-три минуты. Совсем мизер для такой огромной страны. Там – в несколько раз больше, при этом постоянно ищут возможности привлечь внимание зрителя, даже если погода обычная. На центральных каналах у нас погоду в большинстве случаев подают скучно, язык ведущего бедный... На Западе другое отношение, погоду там всегда подают ярко. Наконец, у нас любят преувеличивать негативную сторону погоды. Считаю, что это неправильно. Нужно радоваться любой погоде, а если происходят аномалии – делать серьезные выводы, а не нагнетать панику.

– О чем не удается сказать зрителю?

– Мне хотелось бы больше внимания уделять глобальным вопросам, больше рассказывать о ключевых коллизиях. Например, много говорили о проделках знаменитого циклона “Святой Иуда” в Европе, но почему-то забыли сообщить, что затем он пришел в Россию, завершив свой поход на Тихом океане. Там, кстати, поэтому было рекордно тепло. Но страна об этом так и не узнала.


Перегонщик “без башни”

Беляев обожает автомобили. Говорит, что привязывается к ним, как к домашним животным. Расставаться бывает очень тяжело. А самые яркие моменты его автомобильной биографии связаны с началом 90-х.

– Открылись границы, и я пытался подрабатывать перегонщиком. Было очень интересно – за несколько лет объездил всю Европу. В одиночку гонял машины из Германии, невзирая на произвол бандитов и гаишников. То есть был водителем “без башни”. При этом у меня не было ни опыта, ни знаний об автомобилях. Одну из первых машин купил в Берлине с ходу, за десять минут...

– Покупки “кота в мешке” ни разу не подводили?

– С одной машиной случилась забавная история. Всю дорогу мне приходилось ее постоянно заправлять. Средний расход топлива превысил 30 литров на “сотню”. Когда приехал в Москву, обратился к соседу с “золотыми” руками, поскольку нормальных сервисов тогда еще не было. Оказывается, не был затянут хомут бензопровода, и я поливал дороги бензином на протяжении полутора тысяч километров.

– Тяжело было научному работнику промышлять перегонами?

– Я привык к испытаниям в экспедициях. Ездить пытался по принципу: сел за руль в Европе, вылез в Москве. Без остановок! Уставал очень сильно. Однажды еду ночью, начинаю клевать носом. Съехал на обочину и сразу отключился. Проснулся от яркого света фар. Это приехала полиция. Оказывается, от усталости я даже не заметил, что остановился не на обочине, а на второстепенной дороге. Причем по самому ее центру! После того случая стал делать несколько остановок по 10-15 минут.

“Я привязываюсь к автомобилю, как к домашнему питомцу. Мне потом очень трудно
с ним расставаться”.

– Встречи с бандитами случались?

– К счастью, нет. А вот с полицией были неприятные эпизоды. Особенно в приграничных районах Польши и Чехословакии. На одном участке чехи устроили настоящий капкан. Если ехать по указателям, то получалась езда по кругу. Чтобы из него вырваться, нужно было нарушить. Но стоило это сделать, как ты попадал в лапы полицейских. Самое любопытное: эти проходимцы стажировались в Москве, научились подобным приемам у наших гаишников. Словом, чтобы ехать дальше, приходилось платить...

– После таких рейсов водителю Беляеву уже ничего не страшно?

– В Москве ездить не всегда комфортно. Я много лет за рулем и поражаюсь, насколько упала культура вождения. А ночной стиль езды в Москве просто ужасен. Сплошные гонки без правил. В этой связи я вспоминаю дикие степи. Самое яркое автомобильное впечатление связано с Монголией. Еду на автомобиле по степи, и вдруг появляется огромное – несколько тысяч животных – стадо дзеренов. Они бегут рядом, и в какой-то момент пытаются догнать машину, которую воспринимают как одного из сородичей. И затем – перебежать условную трассу прямо перед капотом. Жуткое ощущение. К счастью, никого не задавил. Много лет спустя я поразился: некоторые столичные водители стали вести себя так же, как те монгольские дзерены. Стараются подрезать просто так, из принципа. Словно не люди за рулем, а дикие животные. В отличие от антилоп, подобные поступки людей часто приводят к очень печальным последствиям. Надо быть добрее друг к другу. Не в степи живем...

Поделиться: