Рубрики

Когда автомобиль становится холстом

23:25 20-08-2022

Более 100 лет назад художник впервые воспел автомобиль, а около 45 лет назад был создан первый «Art Car» от BMW – кузовные панели из листового металла оказались очень удачным пространством для реализации творческих замыслов.

Уникальная картина, проносящаяся по склонам со скоростью более 200 км/ч – безрассудство? Может быть. Но идея, возникшая в BMW около 45 лет назад, породила сегодня всемирно известную серию «Art Cars». Впрочем, лежащая в ее основе концепция стилизации и фактически превращения автомобиля в произведение искусства намного старше.

Еще в 1909 году основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти утверждал в своем манифесте, что гоночный автомобиль, «чей капот украшен большими трубами, напоминающими огнедышащих змей» и «ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи», прекраснее, чем Ника Самофракийская.

Но некоторые видели в автомобиле не просто произведение нового искусства, а главным образом холст. Чуть более 100 лет назад французская художница (с российскими корнями) Соня Делоне украсила Unic Tourer 1920 года геометрическими абстракциями. За ним последовал Bugatti Type 35, а затем Matra M530A.

На другой стороне океана в 1950-х годах американцы начали массово изображать на бортах автомобилей языки пламени.

Но чаще всего неизвестные художники увековечивали свое ремесло на обычных транспортных средствах или гоночных автомобилях рекламными сюжетами. Идея заключалась в том, чтобы использовать большую площадь кузова в качестве средства коммуникации, наполняя ее разнообразным контентом.

Розовые свиньи, хиппи и музыканты

В 1960-х годах движение хиппи принялось усердно развивать тему. Коллектив калифорнийских художников «Веселые шутники» изрисовал старый школьный автобус психоделическими рисунками и проехал на нем через США, чтобы проводить мероприятия, посвященные ЛСД.

Porsche 917 «Pink Pig» (1971 г.)

Примерно в 1968 году друг Дженис Джоплин раскрасил свой Porsche 356 в психоделические цвета. К конце 1960-х гг. в автоспорте стали модными яркие, сочные лакокрасочные покрытия. Например, Mercedes 300 SEL AMG «Rote Sau» (1971 г) или Porsche 917 «Pink Pig» (1971 г.). Ну, а когда спонсоры окончательно взяли автоспорт в оборот – автомобили превратились в движущиеся рекламные баннеры.

От гоночной битвы до музея

Подразделение BMW Motorsport всегда очень активно участвовало в разнообразных автоспортивных состязаниях. Победы сменялись поражениями, круговорот событий, гонок, взлетов и падений истощал моральные силы команды, превращал ее в механическую машину, лишенную души и чувственности. Это, конечно же, очень негативно сказывалось на результативности и боевом духе.

Чтобы как-то исправить ситуацию, возникла неожиданная идея оформить гоночную машину нестандартным образом. Тем самым наделив ее большим смыслом и выведя за рамки банального соревнования в скорости. По счастью одним из хороших знакомых французского гонщика Эрве Пулена был американский скульптор Александр Колдер, который и сам очень хотел украсить автомобиль.

BMW 3.0 CSL (E9) от Александра Колдера

Ему было поставлено единственное условие – стилистика художественной работы должна была гармонично вписать новый BMW 3.0 CSL (E9) в предстоящие автомобилю 24 часа Ле-Мана. Колдер прекрасно справился с поставленной задачей. Автомобиль показали в Лувре, а чуть позже отправили на гонку, где незримая связь между искусством и автоспортом продемонстрировала себя во всей красе.

Развитие художественной истории

Термин Art Cars не охраняется, но с тех пор ассоциируется исключительно с BMW. За последние несколько лет в этой серии было создано 19 автомобилей, над которыми трудились самые известные художники нашего времени. Среди них: Рой Лихтенштейн (1977 г., 320i), Энди Уорхол (1979 г., M1), Роберт Раушенберг (1986 г., 635 CSi), Эстер Малангу (1991 г., 525i), Дэвид Хокни (1995 г., 850 CSi), Дженни Хольцер (1999 г., V12 LMR), Джефф Кунс (2010 г., M3GT2), Олафур Элиассон (2007 г., H2R), Джон Балдессари (2016 г., M6 GTLM), Cao Fei (2017 г., M6 GT3).

Cao Fei (2017 г., M6 GT3)

Сейчас стоимость расписанных ими машин исчисляется миллионами. Так, например, М1 руки Энди Уорхола эксперты оценивают в более чем 30 миллионов евро. Тем не менее, BMW не торопится расставаться со своей коллекцией, лишь сдавая машины в аренду для специальных выставок по всему миру. С недавнего времени Art Cars можно разглядеть со всех сторон с помощью дополненной реальности и в специальном приложении.

Но не только баварцы поддерживают автомобильное художественное искусство. Процесс с каждым годом обретает все больший охват. В апреле 1989 года в рамках двухнедельной арт-кампании «Fetish Auto» художником из Кельна Хансом-Юргеном Шультом из Ford Fiesta была создана «Золотая птица», так же известная как «Wing Fiesta». Французский художник Бернар Венет основательно потрудился над Bugatti Veyron в 2012 году (заглавная картинка текста), сэр Питер Блейк – над Bentley Continental GT V8S в 2015 году. Бэнкси, британский уличный художник, в ​​2000 году творчески переосмысли грузовик Volvo. И этот список далеко неполный.

Искусство или …?

Но не всякая раскрашенная машина становится произведением искусства и объектом коллекционирования. Необходимо различать  автомобили, которые, подобно холсту, служат основой для уникальной живописной картины и автомобили с необычной окраской.

Наибольшую ценность имеют, конечно же, транспортные средства, над которыми работали известные художники, вложив в них свою душу, свои творческие устремления. Поэтому марка и модель, в конечном счете, не играет совершенно никакой роли. Главное – значение этого произведения с художественной точки зрения.

С другой стороны – просто разукрашенные машины.  Например, бывший Rolls-Royce Phantom V Джона Леннона, оформленный яркими цветочными элементами. В 1985 году автомобиль был продан за 2,3 миллиона долларов на художественном аукционе, что сделало его одним из самых дорогих автомобилей своего времени.

Beatles-Bentley

Однако эта сумма была обусловлена отнюдь не художественной ценностью машины, а тем, что она принадлежала известному человеку, который к тому же набрался смелости и таким демонстративным образом надругался над четырехколесным символом британского истеблишмента и аристократии. С другой стороны Bentley S1 сейчас известный, как «Beatles-Bentley». Он был расписан коллективом художников BEV (Дуглас Биндер, Дадли Эдвардс и Дэвид Вон) и потому для современного поколения коллекционеров ценен вдвойне и как машина легендарной ливерпульской четверки и как одно из ранних произведений BEV.

Текст: Михаил Калинин

фото:stock.adobe.com

Поделиться: