Рубрики

Когда менять тормоза

14:19 02-12-2020

Не верь жене и тормозам, — гласит старая водительская мудрость. Правил, чтобы проверять и менять спутницу жизни, не существует. Другое дело — тормоза…

Тормозные колодки и диски — детали автомобиля, на долю которых выпадают, пожалуй, самые значительные перегрузки. Так что регулярный износ и, как следствие, необходимость их замены — закономерный результат. А беспечность в этом вопросе может обернуться серьезными неприятностями.

Определяем степень износа

Делать это лучше всего во время сезонной замены шин. Когда колесо снято, легче всего получить полный доступ к состоянию тормозных колодок и дисков. Или барабанов, если в вашей машине используются барабанные тормозные механизмы.

Нормальной остаточной толщиной фрикционного слоя накладки считается величина не менее 3,5 мм.

Чтобы не прикидывать «на глазок» и не измерять ее толщину штангенциркулем, можно положиться на датчик износа. В частности, на колодках с электронным датчиком сигнал поступит на панель управления. В результате на панели загорится соответствующий индикатор. При использовании же колодок с металлической пластиной по мере износа фрикционного слоя она начинает цеплять тормозной диск. И в результате она издает характерный скрип.

Круговые царапины и борозды на тормозном диске тоже говорят о том, что колодки износились. Кстати, как и появление металлической стружки. В этом случае сам диск работает недостаточно эффективно. И нуждается как минимум в восстановлении. Хотя замена его на новый — всегда более надежный и безопасный вариант.

И, наконец, еще один признак, на который стоит обращать внимание, — это поведение самой машины. Тормозной путь становится длиннее? Педаль тормоза увеличивает ход? При торможении ощущается заметная вибрация? Или автомобиль уводит в сторону? Все это значит, что вам пора на СТО.

Кстати, чаще всего приходится менять именно колодки. Их жизненный цикл в 2-3 раза короче, чем у тормозных дисков. Кроме того, быстрее изнашиваются детали передних колес: основная нагрузка приходится именно на них. Как тормозные колодки, так и тормозные диски, расположенные на передней оси, служат примерно в три раза меньше, чем эти же детали на задних колесах.

Независимо от того, что подлежит замене — диски или колодки, — меняются эти детали непременно на всей оси, в паре. Проверку состояния элементов тормозной системы лучше доверить квалифицированным специалистам.

Выбираем тормозные колодки и диски

Важное правило: в вопросах безопасности не стоит гнаться за экономией. Конечно, можно рассматривать в качестве альтернативы оригинальным запчастям их аналоги от известных брендов. Однако ни в коем случае не берите «аналоги» от производителей, чье имя вам ничего не говорит. Тем более, что в арсенале крупных производителей наверняка найдется все, что вам нужно.

Следует учитывать и еще один важный момент. Современные автомобили выпускаются с антиблокировочной системой ABS или системой стабилизации ESP. И важно, чтобы все «расходники» в тормозной системе соответствовали заложенным автопроизводителями спецификациям. Иначе расчетные параметры системы активной безопасности могут расходиться с реальными. А это уже чревато нежелательными последствиями.

Выбор типа дисков (цельных, вентилируемых или перфорированных) определяется особенностями автомобиля. При этом индивидуальные предпочтения автолюбителя не должны играть роли. Современным стандартом являются вентилируемые диски. Как известно, они состоят из двух фрикционных колец (их еще называют «блинами»), между которыми располагаются специальные каналы для отвода тепла.

Маломощной машине для спокойной езды без резких разгонов и торможений достаточно более простой конструкции. А любители мощных спортивных авто предпочитают перфорированные диски и колодки с керамическими накладками.

Меняем старые колодки или диски на новые

В общем и целом последовательность действий выглядит так:

  • автомобиль следует поднять домкратом, обязательно убедившись в устойчивости и безопасности конструкции:
  • снять колесо;
  • при помощи плоской отвертки вдавить поршень суппорта;
  • снять прижимную пружину, с помощью которой в суппорте удерживается тормозная колодка;
  • освободить суппорт от удерживающих его болтов и поднять над тормозным диском (при этом стараясь не повредить присоединенные к нему тормозные трубки);
  • извлечь старую колодку (либо диск) и установить новую деталь, последовательно выполнив все описанные действия в обратном порядке;
  • несколькими нажатиями прокачать педаль тормоза.

При кажущейся простоте этой операции без опыта и навыков за нее лучше не браться. Тем более, что за помощью всегда можно обратиться к профессионалам.

Обкатываем диски и колодки после замены

Новые тормозные колодки и диски обязательно нуждаются в обкатке. После выезда на прямую и безопасную дорогу выполните несколько циклов разгона до 80 км/ч и торможения до 25-30 км/ч с интервалом в 5-10 минут. Это «закалит» поверхность колодок, и они не будут так быстро стираться.

Первые километры пробега после замены не забывайте о том, что тормозить нужно плавно. Избегайте повышенных нагрузок на тормозную систему. Также некоторое время нельзя сбрасывать высокую скорость, «утапливая» педаль тормоза в пол резким движением — нажатия должны быть прерывистыми.

Несвоевременная замена тормозных колодок и дисков может стать причиной перекоса или заклинивания суппортов. А также механических поломок изношенных деталей тормозной системы и даже ее полного отказа.

По материалам «Бош Авто Сервис».

Авторские материалы газеты Клаксон читайте на канале Яндекс.Дзен