Рубрики

Когда тайное становится явным

Эпоха гласности в “Формуле 1”

За один год “Формулу 1” покинули Рон Деннис и Флавио Бриаторе – два человека, которые на протяжении нескольких десятков лет писали ее историю. Оба покинули свои посты после громких скандалов с формулировкой “чтобы спасти команду”. С момента окончания шпионской саги с участием “McLaren” не прошло и двух лет, как в “Ф 1” прогремело дело команды “Renault”.

НЕСКОЛЬКО лет назад, еще до шпионского скандала с участием команд “McLaren” и “Ferrari”, Рона Денниса и Флавио Бриаторе наряду с Жаном Тодтом называли главными претендентами на роль нового президента Международной автомобильной федерации. Оба, теперь уже в отличие от Тодта, в дружеских отношениях с действующим руководителем FIA Максом Мосли замечены не были. Напротив, считались его идеологическими противниками. Случайно или нет, но именно вокруг их команд впоследствие и разгорелись два самых серьезных скандала в истории автомобильного спорта.

Были и менее громкие. После шпионской саги с “McLaren” в 2007 году, команда еще раз была уличена в нарушении спортивного регламента на “Гран-при Австралии” этого сезона. Лидер команды Льюис Хэмилтон солгал стюардам гонки, что сразу же было предано огласке. Чтобы спасти команду от наказания, ее покинул Рон Деннис – человек, возглавлявший “McLaren” на протяжении нескольких десятков лет. Бывший босс Айртона Сенны, Алена Проста, Найджелла Мэнселла и Мики Хаккинена подал в отставку, чтобы сохранить в “Формуле 1” место своей команде. В противном случае ей грозила дисквалификация.

Команда “Renault” празднует победу на “Гран-при Сингапура” без главного “виновника” торжества – Нельсона Пике на коллективном фото нет.

С той же формулировкой “Renault” в середине сентября покинул Флавио Бриаторе. У итальянца было жаркое лето. Еще в начале июня он был главным противником Мосли в конфликте между FIA и ассоциацией команд “Формулы 1”. Недовольные последними изменениями в техническом регламенте, они хотели организовать альтернативный чемпионат. Возглавить его и должен был Бриаторе. В июле команды были вынуждены отказаться от своих планов. В августе “Renault” дисквалифицировали на гонку в Испании за то, что механики команды на пит-стопе во время “Гран-при Венгрии” неправильно прикрутили к автомобилю Фернандо Алонсо колесо. Команду к участию в гонке в Валенсии все же допустили, но уже в сентябре Бриаторе ждал главный удар – его обвинили в фальсификации итогов “Гран-при Сингапура” 2008 года.

Дело было вечером...

ВСЕ НАЧАЛОСЬ в день старта первой в истории “Формулы 1” ночной гонки на встрече самого Бриаторе, руководителя инженерного департамента “Renault F1” Пэта Симондса и второго пилота команды Нельсона Пике. Позади была очередная неудачная квалификация для некогда чемпионской команды в 2008 году. Отказавший на автомобиле Фернандо Алонсо топливный насос не позволил испанцу подняться в субботней сессии выше 15-го места. Пике в свою очередь безо всяких технических проблем квалифицировался еще ниже.

Кто именно из этой троицы предложил “смелый” план на гонку, показания разнятся, но воплотить его в жизнь удалось. Алонсо раньше всех из пилотов заехал в боксы на дозаправку и смену покрышек – на 12-м круге, а еще через два свой автомобиль разбил Пике. Сработало. На трассе появился автомобиль безопасности, благодаря чему Алонсо подтянулся к общей группе пилотов, фактически не потеряв время на своей остановке в боксах. Далее все было делом техники – остальные гонщики один за другим отправились на свои дозаправки, и лидер “Renault” стал лидером всей гонки, а затем и ее победителем. Эксперты лишь посмеялись над тем, что авария Пике столь положительно сказалась на результате его напарника, а между тем именно об этом шла речь на встрече самого бразильца, Бриаторе и Симондса перед гонкой.

Расчет был весьма прост. Авария в 17-м повороте практически гарантировала появление на трассе машины безопасности – рядом с этим местом у судей просто нет возможности быстро эвакуировать автомобиль. Необходимо было лишь удостовериться, что произойдет она в нужное время.

Достоянием общественности эта история стала спустя год. “Renault” вновь проводила весьма неудачный сезон. После нескольких хороших гонок в сезоне-2008 команда так и не смогла включиться в борьбу за титул. Пике был уволен прямо по ходу чемпионата – за плохие результаты. Помимо одной “полезной” аварии в Сингапуре бразилец в течение полутора лет, что выступал за “Renault”, стал участником еще десяти абсолютно бесполезных, а в сезоне-2009 не набрал к моменту своего увольнения ни одного очка. Но решение расстаться с пилотом стало для Бриаторе роковым.

Иммунная система FIA

ИМЕННО Пике в итоге проинформировал FIA о заговоре на “Гран-при Сингапура”. И именно он дал ход делу команды “Renault”, приведшему к отставке Бриаторе и Симондса с занимаемых должностей.

Нельсон Пике, уйдя из “Renault”, громко хлопнул дверью

На экстренном заседании Всемирного совета FIA по автомобильному спорту должна была определиться мера наказания как для самой команды “Renault”, так и для главных фигурантов дела: Бриаторе, Симондса и Пике. На заседание был вызван и Фернандо Алонсо, но у федерации еще до слушаний было достаточно доказательств того, что испанец не был в курсе плана команды на “Гран-при Сингапура”.

Бриаторе и Симондс на заседании не присутствовали – они к тому моменту уже были отстранены от работы в “Renault” руководством концерна. Именно это официально и побудило чиновников не применять серьезных санкций к “конюшне”. Дисквалификация была объявлена условной, а основной удар пришелся на Бриаторе и Симондса. Пике еще до дачи показаний был гарантирован иммунитет в обмен на информацию, так что и Нельсон мог чувствовать себя перед заседанием в Париже комфортно. Интересно, что предлагали иммунитет и Симондсу, но Пэт, на протяжении полутора десятков лет работавший плечом к плечу с Бриаторе, отказался.

Произошло это уже в тот момент, когда вину всех троих и доказывать было не надо. Как и в случае со шпионским скандалом, все доказательства еще до слушаний просочились в прессу. Два года назад миллионы болельщиков “Формулы 1” имели возможность читать электронные письма сотрудников “Ferrari” и “McLaren”, свидетельские показания пилотов команд и даже знали, сколько раз в течение месяца два главных фигуранта дела Найджелл Стэпни и Майк Кофлэн говорили друг с другом по телефону. Сейчас все повторилось вновь. В прессу каким-то непостижимом образом попало обращение Нельсона Пике к FIA, затем на страницах газет появились расшифровки переговоров командного мостика “Renault” по радио в памятной гонке, тем же путем последовали и данные телеметрии, не говоря уже о показаниях Симондса, данных советникам федерации...

Скандалы с участием “McLaren” и бесконечные штрафы в отношении гонщиков британской команды прекратились после того, как в отставку, наконец, подал неугодный федерации и лично Мосли Рон Деннис. Дело “Renault” фактически было закрыто еще до начала заседания Всемирного совета FIA – когда из команды ушел Бриаторе.

Долгая карьера Флавио Бриаторе в “Формуле 1” закончилась громким скандалом.

Предложив иммунитет Симондсу уже тогда, когда его вина была практически доказана, Мосли четко дал понять, кто является мишенью во всем этом деле. То, что Пэт отказался – его личное дело. Британцу в итоге было “запрещено на протяжении следующих пяти лет принимать участие в проектах, связанных с участием в автомобильных соревнованиях, проводимых под эгидой FIA”. Итальянец, некогда приведший Михаэля Шумахера к его первому чемпионскому титулу, получил полный запрет на профессию. К тому же – пожизненный.

Интересную фразу обронил еще до начала слушаний отец Нельсона Пике – Нельсон Пике-старший. Трехкратный чемпион мира сказал, что известил федерацию о том, что его сын намеренно разбил машину на “Гран-при Сингапура”, еще в прошлом году. Сам Мосли узнал об этом лишь немногим позже, но ход делу был дан только в сентябре. Уже после того, как Бриаторе встал во главе команд “Формулы 1” и объявил о желании создания альтернативной серии. Возможно, не будь летнего конфликта между FIA и “конюшнями”, мир никогда бы не узнал о том, что же произошло в день первой ночной гонки “Формулы 1” на короткой планерке в команде “Renault”...

Андрей ДОЛГОВ,
фото “Renault

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: