Эпоха гласности в “Формуле 1”
За один год “Формулу 1” покинули Рон Деннис и Флавио Бриаторе – два человека, которые на протяжении нескольких десятков лет писали ее историю. Оба покинули свои посты после громких скандалов с формулировкой “чтобы спасти команду”. С момента окончания шпионской саги с участием “McLaren” не прошло и двух лет, как в “Ф 1” прогремело дело команды “Renault”.
НЕСКОЛЬКО лет назад, еще до шпионского скандала с участием команд “McLaren” и “Ferrari”, Рона Денниса и Флавио Бриаторе наряду с Жаном Тодтом называли главными претендентами на роль нового президента Международной автомобильной федерации. Оба, теперь уже в отличие от Тодта, в дружеских отношениях с действующим руководителем FIA Максом Мосли замечены не были. Напротив, считались его идеологическими противниками. Случайно или нет, но именно вокруг их команд впоследствие и разгорелись два самых серьезных скандала в истории автомобильного спорта.
Были и менее громкие. После шпионской саги с “McLaren” в 2007 году, команда еще раз была уличена в нарушении спортивного регламента на “Гран-при Австралии” этого сезона. Лидер команды Льюис Хэмилтон солгал стюардам гонки, что сразу же было предано огласке. Чтобы спасти команду от наказания, ее покинул Рон Деннис – человек, возглавлявший “McLaren” на протяжении нескольких десятков лет. Бывший босс Айртона Сенны, Алена Проста, Найджелла Мэнселла и Мики Хаккинена подал в отставку, чтобы сохранить в “Формуле 1” место своей команде. В противном случае ей грозила дисквалификация.
Команда “Renault” празднует победу на “Гран-при Сингапура” без главного “виновника” торжества – Нельсона Пике на коллективном фото нет. |
С той же формулировкой “Renault” в середине сентября покинул Флавио Бриаторе. У итальянца было жаркое лето. Еще в начале июня он был главным противником Мосли в конфликте между FIA и ассоциацией команд “Формулы 1”. Недовольные последними изменениями в техническом регламенте, они хотели организовать альтернативный чемпионат. Возглавить его и должен был Бриаторе. В июле команды были вынуждены отказаться от своих планов. В августе “Renault” дисквалифицировали на гонку в Испании за то, что механики команды на пит-стопе во время “Гран-при Венгрии” неправильно прикрутили к автомобилю Фернандо Алонсо колесо. Команду к участию в гонке в Валенсии все же допустили, но уже в сентябре Бриаторе ждал главный удар – его обвинили в фальсификации итогов “Гран-при Сингапура” 2008 года.
Дело было вечером...
ВСЕ НАЧАЛОСЬ в день старта первой в истории “Формулы 1” ночной гонки на встрече самого Бриаторе, руководителя инженерного департамента “Renault F1” Пэта Симондса и второго пилота команды Нельсона Пике. Позади была очередная неудачная квалификация для некогда чемпионской команды в 2008 году. Отказавший на автомобиле Фернандо Алонсо топливный насос не позволил испанцу подняться в субботней сессии выше 15-го места. Пике в свою очередь безо всяких технических проблем квалифицировался еще ниже.
Кто именно из этой троицы предложил “смелый” план на гонку, показания разнятся, но воплотить его в жизнь удалось. Алонсо раньше всех из пилотов заехал в боксы на дозаправку и смену покрышек – на 12-м круге, а еще через два свой автомобиль разбил Пике. Сработало. На трассе появился автомобиль безопасности, благодаря чему Алонсо подтянулся к общей группе пилотов, фактически не потеряв время на своей остановке в боксах. Далее все было делом техники – остальные гонщики один за другим отправились на свои дозаправки, и лидер “Renault” стал лидером всей гонки, а затем и ее победителем. Эксперты лишь посмеялись над тем, что авария Пике столь положительно сказалась на результате его напарника, а между тем именно об этом шла речь на встрече самого бразильца, Бриаторе и Симондса перед гонкой.
Расчет был весьма прост. Авария в 17-м повороте практически гарантировала появление на трассе машины безопасности – рядом с этим местом у судей просто нет возможности быстро эвакуировать автомобиль. Необходимо было лишь удостовериться, что произойдет она в нужное время.
Достоянием общественности эта история стала спустя год. “Renault” вновь проводила весьма неудачный сезон. После нескольких хороших гонок в сезоне-2008 команда так и не смогла включиться в борьбу за титул. Пике был уволен прямо по ходу чемпионата – за плохие результаты. Помимо одной “полезной” аварии в Сингапуре бразилец в течение полутора лет, что выступал за “Renault”, стал участником еще десяти абсолютно бесполезных, а в сезоне-2009 не набрал к моменту своего увольнения ни одного очка. Но решение расстаться с пилотом стало для Бриаторе роковым.
Иммунная система FIA
ИМЕННО Пике в итоге проинформировал FIA о заговоре на “Гран-при Сингапура”. И именно он дал ход делу команды “Renault”, приведшему к отставке Бриаторе и Симондса с занимаемых должностей.
Нельсон Пике, уйдя из “Renault”, громко хлопнул дверью |
На экстренном заседании Всемирного совета FIA по автомобильному спорту должна была определиться мера наказания как для самой команды “Renault”, так и для главных фигурантов дела: Бриаторе, Симондса и Пике. На заседание был вызван и Фернандо Алонсо, но у федерации еще до слушаний было достаточно доказательств того, что испанец не был в курсе плана команды на “Гран-при Сингапура”.
Бриаторе и Симондс на заседании не присутствовали – они к тому моменту уже были отстранены от работы в “Renault” руководством концерна. Именно это официально и побудило чиновников не применять серьезных санкций к “конюшне”. Дисквалификация была объявлена условной, а основной удар пришелся на Бриаторе и Симондса. Пике еще до дачи показаний был гарантирован иммунитет в обмен на информацию, так что и Нельсон мог чувствовать себя перед заседанием в Париже комфортно. Интересно, что предлагали иммунитет и Симондсу, но Пэт, на протяжении полутора десятков лет работавший плечом к плечу с Бриаторе, отказался.
Произошло это уже в тот момент, когда вину всех троих и доказывать было не надо. Как и в случае со шпионским скандалом, все доказательства еще до слушаний просочились в прессу. Два года назад миллионы болельщиков “Формулы 1” имели возможность читать электронные письма сотрудников “Ferrari” и “McLaren”, свидетельские показания пилотов команд и даже знали, сколько раз в течение месяца два главных фигуранта дела Найджелл Стэпни и Майк Кофлэн говорили друг с другом по телефону. Сейчас все повторилось вновь. В прессу каким-то непостижимом образом попало обращение Нельсона Пике к FIA, затем на страницах газет появились расшифровки переговоров командного мостика “Renault” по радио в памятной гонке, тем же путем последовали и данные телеметрии, не говоря уже о показаниях Симондса, данных советникам федерации...
Скандалы с участием “McLaren” и бесконечные штрафы в отношении гонщиков британской команды прекратились после того, как в отставку, наконец, подал неугодный федерации и лично Мосли Рон Деннис. Дело “Renault” фактически было закрыто еще до начала заседания Всемирного совета FIA – когда из команды ушел Бриаторе.
Долгая карьера Флавио Бриаторе в “Формуле 1” закончилась громким скандалом. |
Предложив иммунитет Симондсу уже тогда, когда его вина была практически доказана, Мосли четко дал понять, кто является мишенью во всем этом деле. То, что Пэт отказался – его личное дело. Британцу в итоге было “запрещено на протяжении следующих пяти лет принимать участие в проектах, связанных с участием в автомобильных соревнованиях, проводимых под эгидой FIA”. Итальянец, некогда приведший Михаэля Шумахера к его первому чемпионскому титулу, получил полный запрет на профессию. К тому же – пожизненный.
Интересную фразу обронил еще до начала слушаний отец Нельсона Пике – Нельсон Пике-старший. Трехкратный чемпион мира сказал, что известил федерацию о том, что его сын намеренно разбил машину на “Гран-при Сингапура”, еще в прошлом году. Сам Мосли узнал об этом лишь немногим позже, но ход делу был дан только в сентябре. Уже после того, как Бриаторе встал во главе команд “Формулы 1” и объявил о желании создания альтернативной серии. Возможно, не будь летнего конфликта между FIA и “конюшнями”, мир никогда бы не узнал о том, что же произошло в день первой ночной гонки “Формулы 1” на короткой планерке в команде “Renault”...
Андрей ДОЛГОВ,
фото “Renault”
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон