Рубрики

Когда в напарниках согласия нет

Еще в конце мая атмосфера в “RedBullRacing” была идеальной. Себастьян Феттель и Марк Уэббер вместе бурно отпраздновали свой двойной успех на “Гран-при Монако”. После этого этапа они делили первую строчку личного зачета чемпионата, имея в активе одинаковое количество очков. В Стамбуле у команды вновь был верный шанс на победный дубль, но в споре за лидерство напарники столкнулись. В результате на первых двух местах гонку закончили пилоты “McLaren”, и британская “конюшня” стала лидером в Кубке конструкторов. Гонщики “RedBullRacing” перекладывают вину друг на друга, а руководство команды вынуждено думать над тем, как их помирить. Увы, не они первые и, наверное, не они последние – история “Ф 1” знает немало примеров, когда напарники “ладили”, словно кошка с собакой...

1982 год

Дидье Пирони – Жиль Вильнеёв

ПЕРЕД началом сезона-1982 Жиль Вильнёв и Дидье Пирони, выступавшие за “Ferrari”, казались лучшими друзьями. В тот год несколько команд могли претендовать на победу в чемпионате, но пара пилотов итальянской “конюшни” считалась сильнейшей. Первые три гонки сложились для них не слишком удачно, Вильнёв не набрал ни одного очка. Зато в Имоле гонщики “Ferrari” оказались на первых позициях. Впереди шел Жиль, и на последних кругах он мог не сомневаться в своей победе, так как в те годы в итальянской команде действовало негласное правило: в споре за лидерство ее пилоты не могут обгонять друг друга. Однако на последнем круге Пирони внезапно обошел не ожидавшего атаки напарника и вырвал у него победу. Из-за этого они вдребезги рассорились, а помириться уже не успели. Во время квалификации на следующем этапе, на трассе “Зольдер”, Вильнёв врезался в автомобиль Йохена Масса и погиб.

Пирони, узнав о трагедии, отказался от участия в гонке, но затем все-таки продолжил чемпионат. Все шло к тому, что француз уверенно выиграет титул. Он лидировал в личном зачете, намного опережая конкурентов, но на этапе в Германии столкнулся с Аленом Простом и сломал обе ноги – на этом карьера Пирони в “Формуле 1” была закончена.

…Своего сына, родившегося 1983 году, Дидье назвал Жилем.

1986 год

Найджелл Мэнселл – Нельсон Пике

СЕЗОН-1986 выдался черным для основателя и руководителя команды “Williams” Фрэнка Уильямса. В апреле, возвращаясь с тестов на трассе “Поль-Рикар”, он попал в дорожную аварию, в результате которой на всю жизнь оказался прикованным к инвалидной коляске. Уильямс не появлялся на гонках в первой половине чемпионата, а его коллеге Патрику Хэду не удалось наладить хорошие отношения между пилотами Найджеллом Мэнселлом и Нельсоном Пике. Последний пришел в команду, будучи двукратным чемпионом мира, и надеялся получить статус первого пилота. Но в “Williams” высоко ценили и Мэнселла – как быстрого, стабильного и к тому же британского гонщика. Пике не гнушался ничем, чтобы вывести Найджелла из равновесия, всячески унижал его в интервью и даже обозвал жену напарника уродиной. Доставалось от него и другим соперникам, претендовавшим на титул: Айртона Сенну он обвинял в гомосексуализме, Алена Проста – в супружеских изменах, – но по отношению к напарнику подобное поведение казалось более чем некорректным.

Грубость Нельсону не помогла – чемпионом в итоге стал лидер “McLaren” Прост. Судьбу титула решила изощренная командная тактика “McLaren”, но это уже другая история, не имеющая отношения к нашей теме...

Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике – главные герои
внутрикомандных дуэлей в 80-х.

1989 год

Айртон Сенна – Ален Прост

В КОНЦЕ 80-х годов преимущество “McLaren” над соперниками было столь подавляющим, что даже открытый конфликт между ведущими пилотами не лишил команду заслуженных титулов. Айртон Сенна и Ален Прост были, безусловно, лучшими пилотами своего поколения, но между собой ладили не слишком хорошо.

Сенна пришел в команду в 1988 году и сразу стал любимчиком Рона Денниса. К тому моменту у гонщика еще не было титулов, однако эксперты не сомневались, что это – лишь вопрос времени. В 1988 году пилоты “McLaren” выиграли на двоих 15 из 16 гонок сезона. Титул в том сезоне достался Сенне.

За три гонки до конца первенства-1989 Прост получил решающее преимущество, за что должен был благодарить Найджелла Мэнселла, выступавшего на “Ferrari”, который на “Гран-при Португалии” выпихнул Сенну с трассы.

Таким образом, чтобы сохранить шансы на титул, на “Гран-при Японии” Айртону во что бы то ни стало надо было побеждать. В гонке лидировал Прост, Сенна преследовал его вплоть до 47-го круга, пока не решился на атаку. Ален, увидев, что напарник пытается его обойти, просто выбил его с трассы. Для француза гонка была закончена сразу, а Сенна с помощью маршалов все-таки вернулся на трассу и даже первым пришел к финишу. Увы, бразилец был дисквалифицирован за то, что принял постороннюю помощь. Прост таким образом стал чемпионом.

Спустя два года на той же “Сузуке” уже Айртон выбил Проста и стал благодаря этому чемпионом. Правда, тогда они уже выступали за разные команды.

2005 год

Кими Райкконен – Хуан Пабло Монтойя

ПОСЛЕ скандальных историй 80-х руководители ведущих команд пытались избегать конфронтации пилотов.

Вновь пригласить в команду двух конкурентоспособных пилотов в 2004 году решился Рон Деннис. Тогда за “McLaren” на протяжении полутора лет выступали Кими Райкконен и Хуан Пабло Монтойя. В сезоне-2005 чемпионский титул вполне мог достаться финну, но отчасти в этом ему помешал напарник. Монтойя с самого начала первенства нередко упрекал Рона Денниса за особое отношение к Райкконену в команде. Финн в конфронтацию не вступал, однако напряженность в отношениях между пилотами чувствовалась. В итоге все вылилось в столкновение на первом круге “Гран-при США” в середине чемпионата. Райкконен вынужден был сойти с дистанции и остался без очков. Впрочем, и без этого схода Кими вряд ли бы стал чемпионом. Уж слишком много у “McLaren” в те годы было проблем с надежностью. Титул в итоге достался Фернандо Алонсо, а Монтойя самовольно покинул команду сразу после гонки в Индианаполисе.

2007 год

Фернандо Алонсо – Льюис Хэмилтон

В СЕЗОНЕ 2007 за рулем двух машин команды Рона Денниса вновь оказались одинаково сильные пилоты – Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон. Однако британец только дебютировал, а на счету испанца было уже два чемпионских титула – так что его роль лидера в коллективе никто не ставил под сомнение. Несколько гонок молодой пилот провел неплохо, но все же держась в тени Алонсо, однако затем потребовал у руководства равный статус с испанцем. Деннис, опекавший Хэмилтона с подросткового возраста, разрешил пилотам бороться между собой, несмотря на заслуги и опыт Алонсо.

Сотрудничество Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона в “McLaren” началось
с улыбок и объятий...

Льюис, одержав свою первую победу уже в седьмой гонке, вышел в лидеры чемпионата. В середине сезона казалось, что титул поделят пилоты “McLaren”. Основные соперники из “Ferrari” были далеко позади, и помешать друг другу могли только сами гонщики британской “конюшни”. С чем они блестяще и справились. В квалификации к “Гран-при Венгрии” Алонсо заблокировал на пит-лайн Хэмилтона, и тот не смог поспорить с испанцем за поул-позицию. Получив протест, стюарды наказали Алонсо. Тот в отместку предоставил Международной автомобильной федерации улики против собственной команды в нашумевшем деле о шпионаже. В результате “McLaren” была исключена из Кубка конструкторов, но у нее оставалась надежда на личный титул. Тем не менее, имея огромное преимущество над Кими Райкконеном из “Ferrari”, Алонсо и Хэмилтон проиграли финну титул. В попытках опередить друг друга оба допустили много ошибок в трех последних гонках, и располагавшая лучшей машиной сезона “McLaren” не взяла ни одного чемпионского кубка.

Олег КАРПОВ,
фото команд и из архива “Клаксона”

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: