Рубрики

Коллекторы бьют тревогу

Очередной запуск программы льготного автокредитования вряд ли существенно поддержит рынок. Зато может добавить проблем как самим заемщикам, так и банкам.

НИЗКАЯ финансовая грамотность россиян и беспечное отношение к заемным средствам уже привели к резкому росту просрочек по выданным кредитам. Их объем, предупреждают ведущие коллекторские агентства, растет как снежный ком. И ставит под удар множество банков. Автокредитование не является исключением. По самым консервативным оценкам, сумма так называемых плохих кредитов (которые уже практически не обслуживаются) превысила 60 млрд рублей. И продолжает стремительно расти, несмотря на существенное снижение количества выдаваемых займов. В последние месяцы доля кредитных автомобилей заметно упала и составляет не более 20%. Для сравнения: еще полтора года назад на заемные средства приобретался каждый второй новый автомобиль. Но именно прежние кредиты, выданные еще до начала кризиса, обслуживаются все хуже и хуже.

И вот государство снова поддержало автокредитование. Не приведет ли это к превышению критического уровня плохих кредитов, когда они ударят по банкам и бумерангом – по автодилерам? Коллекторы полагают, что подобный сценарий весьма вероятен. Ведь многие заемщики не в состоянии трезво оценить свою кредитоспособность в будущем.

– Рынок автокредитования упал только за первые три месяца текущего года на 35 процентов, – отмечает президент коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. – В сложившейся ситуации льготное автокредитование, которое было недавно запущено, дилеры воспринимают как некий выход, способный повысить спрос на новые автомобили. Однако банки одобрят кредит далеко не всем желающим: из-за снижения платежеспособности населения и высокого уровня закредитованности финансисты строже проверяют потенциальных заемщиков. Количество отказов выросло на 60-70% по сравнению с 2014 годом. Если автолюбитель берет кредит сроком на пять лет с первоначальным взносом не более 30%, это означает, что он не уверен в своих финансовых возможностях, а значит, его платежеспособность в долгосрочной перспективе слабо прогнозируема. Поэтому очевидно, что в 2015 году просроченная задолженность в сегменте автокредитования продолжит свой рост.

В какой-то момент реструктуризация плохих кредитов станет невозможной и банки вынуждены будут отбирать у неплательщиков машины и тут же их реализовывать. Скорее всего, по демпинговым ценам. В итоге подрывая продажи не только новых автомобилей, но и подержанных.

Впрочем, не все эксперты столь пессимистичны. Глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков полагает, что льготное автокредитование принесет рынку больше пользы, чем вреда. По его словам, катастрофа грозит сфере потребкредитования. А вот у людей, бравших кредиты на машины, гораздо больше ответственности. И они будут обслуживать свои долги “до последнего”.

Поделиться: