Рубрики

Кольцевики из России – в мировых сериях. Кроме “Ф1”

13:56 29-03-2018

Накануне старта очередного сезона в международных кольцевых чемпионатах “Клаксон” рассказывает о представителях нашей страны, выступающих в самых престижных сериях.

Нашествие

Накануне старта очередного сезона в международных кольцевых чемпионатах “Клаксон” рассказывает о представителях нашей страны, выступающих в самых престижных сериях.


“Формула-2”: в пятый раз во второй класс

Артем Маркелов в прошлом году добрался до порога “Формулы-1” – он стал вице-чемпионом в “Ф2”, самой престижной из молодежных серий мира. Но чтобы миновать дверной проем, все же еще нужно постараться. Россиянин, которому прошлой осенью исполнилось 23 года, готовится к своему пятому сезону в “Формуле-2”. Он начал выступать в ней еще в 2014 году, когда первенство носило название “GP2”, и с каждым новым сезоном добивался все больших и больших успехов. Если с первой попытки удалось добраться только до 24 места в личном зачете, то потом Артем стал уже 13-м, в позапрошлом году открыл счет победам и пробился в десятку, а в прошлом выиграл уже пять раз и уступил лишь Шарлю Леклеру.


Маркелова часто упрекают в том, что он “засиделся” в серии. Действительно, он один из самых опытных пилотов в этой категории. Пока Артем выступал в чемпионате, несколько других гонщиков успели дебютировать и уже отправиться в “Ф1”, и на пользу репутации самого Маркелова это точно не идет. Считается, что действительно талантливые пилоты долго в одной категории не выступают, и это, наверное, справедливо. Поскольку умение адаптироваться к новой технике – не только признак таланта, но и одно из наиболее ценных качеств для пилотов “Формулы-1”, где машины обновляются каждый год, а тестового времени очень мало.


> Для дальнейшей карьеры Артему Маркелову нужно становиться чемпионом в “Формуле-2”.


Тем не менее, Маркелов – все же особый случай. Он перебрался в “GP2” очень рано – и, по мнению многих экспертов, даже слишком рано: сразу из немецкого первенства “Ф3”, миновав несколько ступеней. Доберись он до вице-чемпионства в 23 года, но другим – более поступательным – путем, в той же “Ф1” он котировался бы куда выше. Однако теперь в подобных рассуждениях уже нет смысла. Так или иначе, Артем сделал в этом году еще один шаг по направлению к “Ф1”, заключив контракт с заводской командой “Renault”, в которой теперь является тест-пилотом. Весьма вероятно, что он даже сможет принять участие в одной или нескольких пятничных тренировках в рамках этапов чемпионата мира, однако детали программы пока не объявлены.


Что же касается “Формулы-2”, то тут все предельно ясно. Маркелова по большому счету может устроить только один результат – титул. Опуститься в личном зачете ниже – это значит сделать шаг назад. Но победить будет очень сложно: во-первых, из-за смены машины; а во-вторых, из-за состава пилотов.

В этом году “Ф2” фактически совершенно новый чемпионат. Организаторы сменили технику, и теперь все будут выступать на новом поколении машин. Это не на руку Маркелову, одним из плюсов которого можно было назвать опыт работы с предыдущим шасси. Теперь все оказались в одинаковых условиях. К тому же в чемпионат пришли несколько сильных новичков. Очень многого в этом году ждут от действующих чемпионов европейской “Ф3” и “GP3”, британцев Ландо Норриса и Джорджа Рассела. К фаворитам можно причислить и Джека Эйткена, перешедшего в чемпионский коллектив “Prema” голландца Ника де Вриса, сильного немецкого пилота Максимилиана Гюнтера и протеже “Honda” Ниреи Фукузуми, которого японский производитель хочет привести в “Ф1”. Одолеть их всех Маркелову будет очень непросто.


“GP3”: по стопам Квята?

Помимо “Формулы-2” в рамках одних уик-эндов с “Ф1” вновь будут проводиться и гонки серии “GP3”. В ней уже выступали несколько россиян, а наибольших успехов добился Даниил Квят. В 2013 году уфимец выиграл этот чемпионат и прямиком отправился в “Ф1”, но было это уже настолько давно, что после четырех лет в “королевских гонках” он успел оттуда вылететь – будем надеяться, ненадолго.

Пройти по его стопам – в той части, которая касается попадания в “Ф1”, – будет пытаться Никита Мазепин. Он перешел в серию после двух лет в европейской “Формуле-3”, где, откровенно говоря, серьезных успехов не добился, но при этом все же продемонстрировал очевидный прогресс. Под конец выступлений в “евротрешке” Никита даже добрался до подиума, а это не так и плохо при условии, что Мазепину только в марте этого года исполнилось 19 лет.


Решение перебраться в “GP3” можно назвать логичным. По ходу второго сезона в “Ф3” стало понятно, что Мазепин может в конечном итоге значительно улучшить результаты, но большого смысла задерживаться слишком долго в одной категории нет. Главный итог двух прошедших сезонов – это опыт. Спустя время статистика в “трешке” забудется, зато если в “GP3”, а потом и, скажем, в “Формуле-2” результаты будут более яркими, это сыграет Мазепину на руку.

Что ждет Никиту в “GP3”? Пока предсказать сложно, но на первых тестах россиянин смотрелся неплохо. Он будет выступать за сильнейший коллектив серии, французский “ART”. В восьми проведенных чемпионатах семь раз титул в общем зачете доставался именно этой команде. На протяжении трех последних сезонов она и вовсе доминировала: очень многие гонки заканчивались тем, что первые четыре места из четырех занимали пилоты “ART”. По итогам первенства в прошлом году в личном зачете три верхние строчки достались Джорджу Расселу, Джеку Эйткену и Ниреи Фукузуми – все они представляли “ART”. Других доказательств силы коллектива можно и не приводить. У Мазепина обязательно будет машина, которая позволит ему бороться за победы. Осталось посмотреть, как он сможет ею распорядиться.


“Формула-3”: три дебютанта

В европейской “Формуле-3” в этом году будут сразу три россиянина. Все они выступят за три разные команды, и у всех будут относительно разные задачи. Побед стоит ждать прежде всего от Роберта Шварцмана, который в прошлом году выступал в “Формуле Рено 2.0” и выиграл много гонок. Внушительную коллекцию трофеев он собрал уже и в этом сезоне: зимой Шварцман отправился в Новую Зеландию, где завоевал титул сильнейшего в “Toyota Racing Series”.

Роберт будет выступать в “Формуле-3” в составе коллектива “Prema”, где от него тоже будут ждать результатов. С этого сезона Шварцман является слушателем Академии “Ferrari”, куда “Скудерия” берет перспективных юниоров, и аванс нужно отрабатывать. Сам россиянин считает, что способен побороться за титул. Главными соперниками должны стать Дэн Тиктум, Фердинанд Габсбург, Энаам Ахмед и напарники по “Prema” Мик Шумахер и Маркус Армстронг. Соперничество с последним будет носить принципиальный характер, поскольку Армстронг также является членом Академии “Ferrari”. Первый раунд в этом году уже остался за Шварцманом – в Новой Зеландии зимой россиянин вырвал титул именно в противостоянии с Маркусом.


Чуть менее скромные задачи будут стоять перед Никитой Троицким, который будет выступать за “Carlin”, и Артемом Петровым, заключившим контракт с “Van Amersfoort Racing”. Как и Шварцман, они дебютируют в европейской “трешке”.

Троицкий в прошлом году стал вице-чемпионом первенства “Euroformula Open”, но о его уровне может говорить хотя бы статистика Константина Терещенко – тот, тоже став вторым в данном чемпионате, затем совершенно потерялся в “GP3”. Плюс в том, что техника в “Euroformula Open” очень похожа на ту, с которой должен справляться Троицкий в этом сезоне.

Что касается Петрова, то он сделает большой шаг в карьере. В прошлом году он выступал еще в “Формуле-4”, и первый сезон в “Ф3” наверняка уйдет на то, чтобы адаптироваться.


Гонки на выносливость: российский десант

Российское присутствие в гонках на выносливость с каждым годом все заметнее. Речь не только о пилотах, но и о командах. В этом году в высшем классе LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость “WEC” впервые появится российский коллектив: “SMP Racing” выставит на старт два прототипа “BR1”, разработанных формально российским конструкторским бюро “BR Engineering” совместно с компанией “Dallara”. Машина была построена в конце прошлого года, и в последние месяцы ее доводкой занимались пилоты “SMP Racing” Виталий Петров, Михаил Алешин, Егор Оруджев и Матевос Исаакян. Первые двое уже названы первыми пилотами экипажей команды в “WEC” – их фамилии внесены в заявку на стартующий в мае сезон. Но все еще не исключено, что они в итоге поедут и в одной машине. Полные составы “SMP Racing” пока не огласила, но можно не сомневаться, что места найдутся и для Оруджева с Исаакяном. Оба в прошлом году выступали в “Формуле V8 3,5”, но руководители программы уже тогда начали пересаживать их на прототипы. Вместе Егор и Матевос стартовали в первенстве “ELMS”. Теперь – если не случится ничего непредвиденного – они будут выступать с Петровым и Алешиным в “WEC”.


У Виталия и Михаила при этом будет и дополнительная программа. Это фактически вынужденная мера. Предстоящий сезон в “WEC” будет переходным и растянется почти на полтора года, и на 2018-й намечено всего пять гонок. Такой календарь вынудил многих пилотов искать альтернативные варианты, чтобы не терять практику. Петров и Алешин в итоге выбрали первенство “Blancpain Endurance”, где будут соперниками. Первый выступит на “Mercedes-Benz” команды “AKKA ASP” вместе с еще одним россиянином Денисом Булатовым и британцем Майклом Мидоузом, а второй на “Ferrari” от “AF Corse” – с Мигелем Молиной и Давиде Ригоном.


По крайней мере два россиянина будут выходить на старт марафонов европейского чемпионата по гонкам на выносливость. В “ELMS” перебрался “G-Drive Racing” с Романом Русиновым, который на протяжении многих лет выступал в “WEC”. Теперь в программе россиянина из гонок первенства планеты лишь “6 часов Спа” и “24 часа Ле-Мана”. В “ELMS” будет выступать и Константин Терещенко. Он заключил контракт с командой “AVF Racing” и проведет первый для себя сезон за рулем прототипа. До этого он гонялся только в формулах.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: