Рубрики

Компактные универсалы на российском рынке

По улицам современных мегаполисов, забитых транспортом, гораздо удобнее передвигаться на компактных малолитражках, нежели на больших седанах или внедорожниках. Причем в последнее время эти автомобили эволюционировали. Желая угодить потенциальным клиентам, разработчики создавали максимально функциональные машины, которые при малой занимаемой площади росли в высоту. В результате получились этакие универсалы с высокой крышей, или, как позиционировали их некоторые производители, компактные минивэны. В общем, сугубо практичные, универсальные и недорогие автомобили, правда, без каких-либо излишеств и модных прибамбасов в техническом плане. Обычные городские рабочие лошадки.

Их высокие потребительские качества теперь оценили и наши соотечественники. Число автомобилей в России год от года растет, поэтому компактные минивэны, занимающие на дороге мало места и способные припарковаться на любом пятачке, пришлись по вкусу многим жителям мегаполисов. К тому же они изначально доступны, да и в содержании относительно дешевы. Мы расскажем о наиболее популярных на вторичном рынке представителях этого класса – “Ford Fusion”, “Nissan Note”, “Opel Meriva” и “Honda Jazz”.

" Ford Fusion "производство: 2002 год - н.в.
Рестайлинг: 2006 год

ЭТОТ АВТОМОБИЛЬ построен на общей платформе с “Fiesta” и, на первый взгляд, не сильно отличается от нее по габаритам. Однако на деле он заметно просторнее. И практичнее: при той же колесной базе объем багажника составляет 337 л (на 65 л больше, чем у “Фиесты”), а при сложенных задних сиденьях (опускается только спинка, и при этом ровного пола с багажником не получается) – 1.175 л. За рулем водитель ростом под 190 см может устроиться, не подпирая головой потолок, а не менее рослый задний пассажир не будет упираться коленями в спинку его кресла. Приличный клиренс (17 см) позволяет свободно заезжать на бордюры для парковки в городе и преодолевать разбитые проселочные дороги по пути к дачному участку. Короткие свесы кузова также обеспечивают неплохую геометрическую проходимость. Да и выглядит автомобиль почти как уменьшенный в размерах внедорожник со специфической вертикальной посадкой. Однако при проезде больших неровностей все же следует соблюдать осторожность. Дело в том, что юбка бампера, опущенная на пару сантимеров ниже линии клиренса, при съезде с более-менее приличного возвышения цепляется за него и может треснуть. “Горячие” автолюбители порой даже оставляют бампер на тех самых бордюрах.

Есть некоторые претензии к эргономике. Педальный узел тесноват – педали тормоза и сцепления жмутся друг к другу. А на приборной панели в солнечный день плохо считываются (точнее говоря, бликуют) показания датчиков запаса топлива и температуры. Из других недостатков можно отметить не лучшую шумоизоляцию. На дешевых версиях автомобиля скрипят внутренние панели, а зимой, пока салон не прогрелся, он и вовсе походит на погремушку.

Роботизированная коробка передач “DuraShift” не отличается надежностью и плавностью переключений. Наиболее удачные для “Fusion” сочетания – это 1,4-литровый мотор с “механикой” и “четверка” объемом 1,6 л с “автоматом”. Правда, второй вариант на рынке “second-hand” придется поискать (конечно, имеются в виду экземпляры в хорошем техническом состоянии и с небольшим пробегом). Такая версия, как правило, неплохо оснащенная, в салонах “трейд-ин” улетает буквально за несколько дней. И так же быстро уходит по объявлениям в Интернете и печатных изданиях.

Владимир ОСТАПЕНКО, начальник слесарного цеха компании “ЮС Импекс”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

– В эксплуатации это практически беспроблемный автомобиль. В содержании “Fusion” не дорог, а врожденных болезней у него не так уж много. Например, на панели приборов может ошибочно высвечиваться сигнал неисправности подушки безопасности. Это бывает даже на относительно свежих, годовалых автомобилях. Причина банальна – плохой контакт проводки. По данному поводу был отзыв – на дефектных машинах меняли часовую пружину рулевой ступицы. Если эта неисправность проявится на подержанном “Fusion”, за ремонт придется выложить 3.900 рублей. Двигатели требовательны к качеству топлива. Бывали случаи (примерно 5% машин), когда из-за плохого бензина заклинивали клапаны в своих направляющих. В результате – ремонт (15.000-20.000 рублей) или замена головки блока (от 35.000 рублей).

В механических коробках через три-четыре года эксплуатации подтекает сальник первичного вала. Сама деталь стоит копейки, а вот замена обойдется в 4.500 рублей, поскольку для этого следует вывешивать КПП и двигатель. Роботизированная трансмиссия на “Ford Fusion” не отличается надежностью. В нагруженных режимах (длительное движение в горку, езда по пробкам) она cклонна к перегреву, о чем сообщит дрожь на педали тормоза. Правда, работоспособность КПП полностью восстанавливается после охлаждения механизма сцепления. Коробка также чувствительна к отказам в электроцепях – порой из-за этого даже не заводится двигатель.

Но если вы приобрели исправный и ухоженный “Ford Fusion”, то средние ежегодные вложения в него вряд ли перевалят за планку 15.000-20.000 рублей, не считая расходов на бензин.

" Nissan Note "производство: 2006 год - н.в.
Рестайлинг: 2009 год

ПРИ ПРАКТИЧЕСКИ одинаковых размерах с конкурентами “Nissan Note” располагает весьма внушительной колесной базой (260 см), что обеспечивает в задней части салона простор под стать моделям бизнес-класса. Даже когда водительское кресло до упора отодвинуто назад, за ним остается достаточно места для ног пассажиров. А само заднее сиденье сдвигается в продольном направлении на 15 см. Среди других достоинств “Ноута” отметим немалое количество вариантов трансформации салона, а также наличие откидных столиков и подстаканников, карманов, всевозможных лотков, ящичков и емкостей, размещенных по всему интерьеру. Перчаточный ящик может быть охлаждаемым. Багажник довольно удобный и вместительный, с небольшой погрузочной высотой, к тому же здесь двойной пол с парой легко снимающихся полок.

К работе бортового оборудования серьезных претензий нет, разве что владельцы нередко жалуются на не слишком высокую производительность кондиционера. Стоит также отметить отсутствие указателя температуры охлаждающей жидкости. Вместо него – две контрольные лампочки: синяя подразумевает нагрев двигателя до нормы, а красная сигнализирует о перегреве. Известны случаи, когда водитель (чаще водительница) не придавали этому миганию значения и мотор закипал со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Имейте в виду, что, приобретая “Nissan Note”, вы становитесь обладателем одного из лидеров нашего рынка (в том числе “second-hand”) в классе компактных универсалов. Японское происхождение обещает надежность и долговечность – качества, которые особенно ценятся у подержанного автомобиля. При выборе конкретного экземпляра есть резон остановиться на флагманской версии с 1,6-литровым двигателем и четырехдиапазонным “автоматом”. В этом исполнении компактвэн новым стоил довольно дорого, а трехгодовалый можно купить почти на 30% дешевле. Тогда как базовые модификации за три года теряют в цене меньше – 20-25%.

Сергей ТЕЛИЧКО, начальник слесарного цеха компании “Genser”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

– За те четыре года, что “Note” продается в России, мы выявили три конкретных недостатка в ходовой части автомобиля.

Первый: через 20.000-30.000 км пробега в подвеске попросят замены стойки стабилизатора поперечной устойчивости (от 1.350 рублей за штуку). Об их износе возвестят легкие стуки из-под капота.

Второй: на машинах первых лет выпуска опорные подшипники передних стоек зачастую выходили из строя гораздо раньше положенного им срока – обычно на 35.000-55.000 км. Если при вращении руля из недр шасси доносится звук распрямляемой после сжатия пружины, значит, пора ехать на сервис для обновления подшипников. Детали стоят по 1.600 рублей, зато работа по их замене – 3.500-4.900 рублей в зависимости от уровня сервиса. Вместе с ними обычно приходится демонтировать и датчики АБС передних колес (от 1.780 рублей за штуку).

Третий дефект в шасси – износ ступичных подшипников (от 3.800 рублей штука), которые начинали завывать иногда после 30.000 км пробега. Правда, бывали случаи, когда клиент приезжал для их замены и через 60.000 км.

В приводе газораспределительного механизма используется прочная цепь, которая, как правило, на 120-й тысяче начинает шуметь, хотя срок ее службы рассчитан на 250.000 км. Не стоит спешить на сервис для ее замены, поскольку в таком состоянии можно ездить еще практически столько же. А замена цепи отнюдь не дешевая – операция обойдется около 26.000 руб.

Автоматическая коробка передач работает нормально, а вот механическая издает посторонний, раздражающий многих владельцев повышенный шум на холостых оборотах двигателя. Это не дефект, а особенность, с которой придется смириться.

" Opel Meriva "производство: 2003 - 2009 год
Рестайлинг: 2006 год

ВНЕШНОСТЬ “Opel Meriva” вызывает противоречивые мнения. Ведь автомобиль смахивает на этакий куб с расставленными по углам колесами. Такой дизайнерский стиль продиктован спецификой компактного минивэна. Если говорить о практичности и функциональности, то “Meriva” может дать фору многим конкурентам. Компактвэн на 7-10 см выше остальных моделей нашего обзора, да и по размерам колесной базы существенно их превосходит. За не самым изысканным обликом скрывается вместительный салон с большим запасом воздуха над головой. Правда, водитель может пожаловаться на то, что двойные передние стойки кузова затрудняют ему обзор. Зато в задней части салона система “FlexSpace” позволяет организовать пространство так, как вам удобнее. Сиденье там разделено на три неравные части: узенькое среднее и два широких по краям. Кресла можно двигать вперед-назад на 13 см, а также изменять угол наклона спинок. А если сзади сидят двое, то среднее сиденье вообще складывается, а два других можно отодвинуть друг от друга или приблизить, переместить в продольном направлении, круче откинуть спинки... К услугам пассажиров сетчатые карманы и откидные столики на тыльной стороне спинок передних кресел, регулируемые подлокотники и индивидуальное освещение.

Со всеми моторами, за исключением базового, доступна роботизированная “механика”. Правда, она грешит дерганьем и излишней задумчивостью при переключениях. Обычная “механика” – тоже не чемпион по четкости выбора и фиксации передач, однако к этому быстро привыкаешь. Отсутствие модификации с “автоматом” или вариатором можно записать “Мериве” в минус. Не обрадует потенциальных владельцев и тот факт, что зимой машинка довольно долго прогревается. В сильные холода нормальную температуру в салоне придется подождать 20-25 минут. Еще перед покупкой стоит учесть, что в случае ремонта придется покупать “родные” кузовные детали (неоригинальных практически нет), довольно дорогие для столь маленького автомобиля.

С точки зрения возраста, целесообразнее покупать трех-четырехлетние машины – они обычно успевают понизиться в цене на 30%, в то время как их ресурс не выработан и на четверть.

Александр КОШЛАНСКИЙ, технический координатор ООО “Мэйджор Сервис Красногорск”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

– В процессе эксплуатации “Opel Meriva” проявил себя если не с самой лучшей, то, во всяком случае, с хорошей стороны. Правда, есть несколько неприятных моментов, связанных в основном со спецификой российских условий эксплуатации.

Например, от дорожных химикатов на “Meriva” выходят из строя датчики АБС. Неисправность на первый взгляд кажется пустяковой, однако эта деталь входит в единый блок “подшипник-ступица колеса”, который на официальных станциях меняется целиком. Цена вопроса – около 20.000 рублей. Можно, правда, сэкономить и обратиться к серым дилерам. У них подобная замена выльется в 12.000-14.000 руб.

Довольно много нареканий вызывает роботизированная трансмиссия “Easytronic”. Ломается она не так часто, но требует на каждом ТО перенастройки – мы это называем “переобучением точки схватывания сцепления”. Работа вместе с обязательной заменой тормозной жидкости, которая за 15.000 км обычно полностью теряет свои свойства, будет стоить всего 2.500 руб. Также возьмите себе за правило при долгом стоянии в пробке или на светофоре из режима “Auto” переключаться в “N” (нейтраль). В противном случае есть риск, что из-за перегрева выйдет из строя блок управления коробкой, а стоит он до 30.000 руб. И еще учтите: если на машине с “роботом” однажды перегорят обе лампочки стоп-сигналов (неважно – сразу или поочередно), то мотор не заведется. Таким образом автомобиль напоминает владельцу, что неисправность надо устранить. Был случай, когда владелец “Meriva” поехал в лес за грибами, а обратно выбраться не смог – вызывал эвакуатор.

Не так уж редко владельцы “Opel Meriva” с моторами 1,6 и 1,8 л сталкиваются с поломкой их фазорегуляторов. Если слышите, что двигатель заработал “по-дизельному”, с характерным шепелявым рокотом, – готовьте 9.500 рублей на новую деталь и примерно 3.000 рублей за работу.

" Honda Jazz "производство: 2002- 2008 год 
Рестайлинг: 2004 год

ЭТА МОДЕЛЬ не может похвастать выдающимися размерами или внушительной длиной колесной базы, но по функциональности “Jazz” не уступит конкурентам. Например, задние сиденья при складывании образуют абсолютно ровный и очень низкий пол. Ради этого хондовские инженеры перенесли бензобак, который традиционно располагается под задним диваном, под передние кресла. Причем пол получился настолько низким, что спинки водительского и переднего пассажирского сидений, раскладываясь, при необходимости опускаются до строго горизонтального уровня, и получается два спальных места. А подушки задних кресел поднимаются вертикально вверх – очень удобно при погрузке громоздких предметов. Да и багажник вполне приличного размера, а если сложить сиденья, то его объем составит 1.325 л – чуть меньше, чем у лидера в данной номинации “Opel Meriva”. Что касается недостатков, то, пожалуй, самый заметный из них – низкая шумоизоляция: в салон очень уж настойчиво прорывается голос мотора...

В пару к более мощному из двух двигателей “Jazz” предлагался вариатор – советуем обратить внимание на такую модификацию. Эта трансмиссия (собственная разработка “Honda”) отличается не только надежностью, но и великолепной плавностью работы. Настоятельно рекомендуем установить защиту картера. Для такой машинки это насущная необходимость. Дело в том, что клиренс у нее (особенно в модификации “Sport” с заниженной короткоходной подвеской) довольно низкий, и любой острый предмет на дороге потенциально может повредить не прикрытый снизу двигатель.

“Jazz” на вторичном рынке – машина ликвидная и дефицитная, поэтому не удивляйтесь, что она будет стоить заметно дороже конкурентов. Переплата идет за исключительную надежность, яркую внешность, знаменитые своей долговечностью и динамикой хондовские моторы, за образцовую управляемость и приличные скоростные качества этого “японца”. Кстати, серые дилеры и частники продавали “Jazz” в специальных заводских спортивных обвесах, которые лишь немногим увеличивают цену, но существенно преображают внешность автомобиля за счет новых бамперов, порогов и светотехники.

Антон ПУЗАРИН, мастер-приемщик слесарного цеха компании “Азия-Авто”:МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

– “Jazz” – надежный и беспроблемный автомобиль, в первую очередь благодаря своей прогрессивной конструкции и отменному качеству сборки. К примеру, оба двигателя снабжены двумя свечами зажигания на каждый цилиндр для более полного воспламенения топливо-воздушной смеси. Подобная схема была распространена на машинах “Alfa Romeo”, но в отличие от них на “Jazz” применяется и по одной катушке зажигания на каждую свечу. То есть в общей сложности восемь катушек и восемь свечей. Даже если какая-то из пар перегорит, то на работе мотора это практически не отразится: до очередного планового ТО вполне хватит и одной работающей пары – свечи и катушки зажигания.

Хочу предостеречь желающих приобрести этот автомобиль: водите его аккуратнее. Как все машины “Honda”, он подстегивает к напористой, даже агрессивной езде, но это в конце концов неблагоприятно сказывается на долговечности многих деталей и элементов подвески и трансмиссии. При покупке подержанного экземпляра учтите: характерным признаком того, что первый владелец безалаберно относился к автомобилю, служит повышенный износ рулевой рейки. Для того чтобы это выявить, покрутите вправо-влево баранку – если почувствовали люфт при вращении, значит назревает ремонт рейки либо ее замена. В первом случае придется готовить 8.000-12.000 рублей, а новый узел потянет на 33.000-38.000 рублей.

Не пренебрегайте пробной поездкой, во время которой выключите музыку и внимательно прислушайтесь к звукам, доносящимся из недр ходовой. Если шумы возникают одновременно с проездом каких-либо ям или неровностей, смело торгуйтесь на 5.000-8.000 рублей. Примерно столько будет стоить замена изношенных стоек и втулок стабилизатора. А если звуки слышатся в унисон с поворотами руля, значит, отслужили свое рулевые наконечники или тяги.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: