Рубрики

Кому и почему не везет в Формуле-1

10:44 22-11-2020

Пилоты королевской Формулы, которые могли, но не стали звездами.

Увы, мир автоспорта не так прост. Особенно мир Формулы 1 И вопреки шаблонам и клише, в реальном мире далеко не всегда по-настоящему быстрый и талантливый пилот обязательно попадает в хорошую команду. Или вообще блеснет в Формуле 1. Часто всё зависит от каких-то отдельных точек времени и пространства.

Владимир Башмаков

Иногда Формулу 1 быстро покидали по-настоящему талантливые ребята. Порой пилоты, способные бороться за победы и титул, застревали в командах середняках. Не все смогли оказаться в нужном месте в нужное время. Мы расскажем только о некоторых пилотах.

Сэм Бёрд

Бёрд нашёл себя в гонках на выносливость и в Формуле E.

Карьеру англичанина нельзя назвать простой. Сэм не был родом из богатой семьи. Родители многим жертвовали ради его карьеры. В какой-то момент семья даже заложила дом. Бёрд боролся за титулы в молодёжных формулах, и его заметили. Правда, титул ни в одном из юниорских чемпионатов он так и не выиграл.

В 2012-м Бёрд стал 3-м в Формуле Рено 3.5, а в 2013-м в составе команды Russian Time вице-чемпионом Формулы 2 Сэм был на подступах к Формуле 1. Между тем он еще начиная с 2010 года занимал позицию тест-пилота команды Mercedes. Бёрд практически тенью ходил за Михаэлем Шумахером, но применить все знания, полученные от семикратного чемпиона в Формуле 1, так и не смог. В Mercedes для англичанине не оказалось места за рулём боевой машины. Он четыре года был запасным, а другие команды хотели денег.

В итоге Сэм нашёл себя в гонках на выносливость и в Формуле E. В 2015-м году вместе с Романом Русиновым в составе команды G-Drive Racing он выиграл чемпионат мира в классе LMP2. Затем наш герой перешёл в класс GT, став заводским пилотом Ferrari. В Формуле Е англичанин много лет выступал за команду Virgin и зарабатывал хотя бы одну победу в каждом сезоне. Однако титул до сей поры выиграть не смог.

В следующем сезоне он переходит в заводской коллектив Jaguar. Как-то англичанин отметил, что лучше получать деньги и быть востребованным профессионалом в этих категориях, чем платить за свои выступления в Формуле 1, будучи рента-драйвером.

Жан-Эрик Вернь

Даниил Квят выиграл борьбы у Жана-Эрика Верня в за место в команде Red Bull

В отличие от Бёрда, Вернь дошёл до Формулы 1. Однако он не попал в топ-команду и вынужден был оставить королевские гонки. Француз успешно продолжил карьеру в Формуле Е, где стал первым в истории двукратным чемпионом. Кроме этого, как и Бёрд, Вернь параллельно выступает в гонках на выносливость.

В 2018-м году он присоединился к команде G-Drive Racing, в составе которой вместе с Романом Русиновым выиграл много гонок в LMP2. Отец Верня владел картодромом и мечтал вырастить пилота Формулы 1. И он довёл до Формулы1 своего сына. Вернь был в программе Red Bull, и в 2012 году получил место в команде Toro Rosso. Перед дебютом в Формуле 1 он выиграл 40 гонок и пять титулов в юниорских категориях за четыре года. Но в старшую команду системы Red Bull так и не попал. Вместо него взяли Даниила Квята. Именно россиянин оказался предпочтительнее в глазах строгого доктора Хельмута Марко. Квята и взяли в качестве замены ушедшему в Ferrari Себастьяну Феттелю в 2015 году.

Вернь пережил непростое время. Это был конец его выступлений в Формуле 1, но он добился больших успехов в Формуле E, WEC и ELMS. И когда в 2019 году у него появилась возможность вернуться обратно в Формулу 1 в команду Toro Rosso, он отверг предложение доктора Марко. Ну а место ушедшего в Red Bull Пьера Гасли в Toro Rosso занял вернувшийся Квят.

Антонио Феликс да Кошта

Улыбчивый португалец в 2012 году всех поразил своей скоростью в Мировой сери Рено 3.5. Этот формульный чемпионат в те годы являлся последней ступенью перед Формулой 1, как и чемпионат GP2. Присоединившись к первенству в конце сезона, он выиграл четыре гонки из последних пяти. Антонио был не менее харизматичен, чем Дэн Риккьярдо. Тогда, казалось, что португалец точно попадёт в Формулу 1.

Как и Вернь, да Кошта был участником молодёжной программы Red Bull. В 2013 году он остался в Формуле Рено 3.5, но по какой-то причине во втором сезоне в этом первенстве дела у него не пошли. И случилось это на фоне чемпионства Даниила Квята в серии GP3. В итоге россиянин «опередил» португальца в сражении за место в Ф1, и перепрыгнув ступень Ф 3.5 и GP2, стал напарником Верня в Toro Rosso. Через пару лет в топ-команду взяли именно россиянина. Дальше путь Да Кошты лежал в DTM и также в Формулу Е.

Изначально Формула Е Антонио не понравилась, и он даже хотел покинуть чемпионат. В BMW его убедили остаться. И совмещать гонки электромобилей с гонками серии DTM. В немецком кузовном чемпионате Да Кошта звёзд с неба не хватал, хотя и выиграл одну гонку. Зато в Формуле Е в 2020 году он стал чемпионом, в составе новой для себя команды Techeetah, в то время как его напарником был Вернь.

Себастьян Буэми

Бахрейнский щвейцарец стремился в Формулу 1 как никто другой.

Буэми – ещё один изгнанный из Toro Rosso пилот, добившийся больших успехов в Формуле Е и гонках на выносливость. Бахрейнский щвейцарец стремился в Формулу 1 как никто другой. Но его ошибка была в том, что целью на тот момент для него была сама Формула 1, а не достижения в ней. Да и команда Toro Rosso не была топ-коллективом.

Это было начало четырёхлетней эпохи Феттеля, напарником которого был Марк Уэббер. Так что места для Буэми в старшей команде Red Bull не оказалось. А молодёжи тогда в их программе было хоть отбавляй. Вот доктор Марко и «отбавил». В 2012 году место в команде заняли Вернь и Риккьярдо. А Себастьян Буэми ушёл в WEC, в команду Toyota. В составе японской команды Буэми выиграл два чемпионата мира в классе LMP1 и три Ле-Мана. Параллельно он стал одним из самых успешных пилотов Формулы Е, став чемпионом второго сезона в истории первенства электромобилей.

Буэми до сих пор поддерживает отношения с командой Red Bull в Формуле 1, работает на тестах и исполняет обязанности запасного пилота. Сейчас многие считают ошибкой то, что ему не дали шанс после 2011 года. Он сполна доказал это в других категориях. Позже Вернь и да Кошта пошли по его пути. Судьбы изгнанников из Toro Rosso очень похожи.

В Формуле-1 есть место только для первого и второго пилота. Но третий -- это, по определению, неудачник.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Формула 1 читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: