Рубрики

Конец липовому техосмотру

17:56 01-07-2019

Почему вводится фотофиксация ТО и принесет ли она пользу?

Каждый автомобилист со стажем помнит те страшные годы, когда слово Техосмотр вызывало нервную дрожь у водителей. Гигантские очереди в единственный на город пункт инструментального контроля, отметки на руках и суровый милиционер, не желающий разговаривать и лишь рычащий сквозь зубы. Только от одного его слова зависело, будешь ли ты на колесах или окажешься прикован к общественному транспорту с перспективой прохождения всех кругов этого ада повторно. Но неужели власти приготовили автолюбителям новый “ад”?



Естественно многие старались «договариваться». На дорогах оказывались такие ржавые развалины, что сразу было понятно, каким образом у них появился талон техосмотра. Благо, что власти навели порядок и передали систему технического осмотра и оформления диагностических карт частным лабораториям и сервисным центрам. Их стало в разы больше, чем у МВД, и очереди наконец рассосались.

Казалось, что установленные фиксированные тарифы и неограниченное количество частных мастерских помогут победить коррупцию. Однако, не тут-то было. Наш человек стал упрощать себе жизнь еще больше. Началась торговля диагностическими картами через интернет без реального осмотра машин. Обычно их покупали перед тем, как отправиться за ОСАГО. И самые ушлые дельцы догадались развить небывалый сервис и предлагали через сеть карту вместе с полисом страхования ОСАГО.


Все через интернет

И ВОТ маятник качнулся в другую сторону. Государственная Дума приняла поправки к закону о техническом контроле за транспортными средствами, а президент подписал его. В новых правилах за управление авто без техосмотра для хозяина вводится штраф 2 тыс. руб, а диагностические карты переводятся в электронный вид. Но самое главное, чтобы исключить продажу карт через сеть без посещения станции технического осмотра теперь вводится фотофиксация процедуры осмотра. На фото должен быть изображен автомобиль на стенде с отображением времени и места проведения. А отслеживать процесс должно МВД, правда дистанционно и без права вмешательства в процедуру.

Ситуация сложилась действительно неприятная. Карты покупают 80% автовладельцев, в Москве это можно сделать за 1–1,2 тыс. руб. По данным «Яндекс» ежемесячно фиксируется более 7 тыс. запросов о покупке диагностических карт. И это опасно, в особенности в отношении пассажирского транспорта.

“Я считаю, что ужесточение правил это правильное решение, - рассказывает заместитель руководителя Аппарата Ассоциации юристов России Сергей Сенчушкин. - Только в прошлом году из-за неисправных машин на дорогах России произошло 5 тысяч ДТП, что составляет примерно 4% от общего числа аварий. В них пострадало около 1 тысячи человек. Цифры немалые, в особенности, если учесть, что ездят на разбитых машинах с купленным техосмотром одни и те же люди, которые нередко и устраивают ДТП. Но хуже всего когда им продают диагностические карты, заведомо зная, что машина неисправна. И так повторяется из года в год”.


Принятый закон содержит ряд мер, которые должны снизить вероятность продажи диагностических карт вслепую. В первую очередь вводится Единая автоматизированная система ЕАИС ТО, которая сможет управлять потоком клиентов в сервисы. В ней заложены и норма-часы для проведения диагностики и составления карт. Кроме того, для каждой станции ТО вводится такой критерий, как “пропускная способность”. Она опирается на расчеты времени работы оператора и мастеров цеха по оценке состояния автомобиля. Если оператор может обеспечить осмотр, например, 20-ти автомобилей в день, то большее количество вписать в расписание будет записать. Информационная система ЕАИС ТО выдаст отказ и перебросит клиента на другой сервис. Исключение оставляется только для одного человека, записавшегося сверх отведенной меры. В целом, превышение лимита допускается только на 5% от пропускной способности. Таким образом, 21-й клиент попадет в сервис, а вот 22-ой уже будет перенаправлен в другую мастерскую.

Предполагается, что происходить распределение будет в автоматическом режиме без участия заинтересованных лиц. Эта же система предполагается и как хранилище информационных данных о техосмотре.

Операторы сервисных станций теперь должны закачивать полученную информацию по техническому состоянию машины на отдаленные серверы и передавать туда же фотографии с указанием геопозиции, датой и временем проведения диагностики автомобиля. Эти фотографии должны стать доказательством посещения станции и осмотра автомобиля вживую.


Сбои и ошибки

СИСТЕМА ЕАИС ТО в скором времени будет подключена к единому информационному реестру транспорта, которым должны руководствоваться камеры видеонаблюдения для выявления машин без техосмотра. Штрафы за непройденный техосмотр будут приходить в автоматическом режиме, как только автомобиль попадется в объективы камер.

Если техосмотр проведен, а из-за сбоев в сети мастер не может передать сведения в ЕАИС ТО на протяжении 4-х часов, то он обязан зафиксировать техническую неисправность сети. К примеру, пропала электроэнергия или оборвался кабель Интернет. Тогда мастер сервисной станции должен составить акт с указанием времени возникновения и устранения неполадки. Из-за проблем со связью выпуск диагностических карт должен быть временно прекращен.

Государственный надзор за организацией и проведением технического осмотра возложен на МВД, а оперативный контроль за работой сервисных станций по-прежнему остается у Российского союза автостраховщиков (РСА). Они будут оценивать производственно-техническую базу мастерской и ее оборудование. Сейчас РСА ведет реестр операторов технического осмотра, в котором уже зарегистрировано 4 518 операторов по всей стране. Сколько их будет после вступления в силу изменений, сказать сложно.

“Как утверждается для простых автомобилистов новая реформа окажется незаметной, однако в это не верится, - рассказывает координатор “Общества синих ведерок” Петр Шкуматов. - Установка камер и прочего сетевого оборудования потребует дополнительных расходов. Тарифы за прохождения фиксированные и устанавливаются в зависимости от региона, а значит покрыть их за счет увеличения цен невозможно”. Следовательно сервисные станции могут снимать с себя обязанность участвовать в ТО. Чем меньше пунктов досмотра, тем больше растет неудовлетворенный спрос. А значит, появятся очереди.

Если найдется сайт, торгующий диагностическими картами, то он будет блокироваться Роскомнадзором. За торговлю фальшивками повышаются штрафы. В существующий кодекс об административных правонарушениях КоАП будут внесены изменения. Сегодня за продажу незарегистрированной диагностической карты организация штрафуется на 100–300 тыс. руб. Для водителей вводится штраф за покупку незаконной карты в размере 2 тыс. руб. Станет ли безопаснее на наших дорогах — вопрос открытый. Но то, что времени и денег мы потратим больше — это факт.


Владимир ГАВРИЛОВ



Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: