Рубрики

Консерватор. “Rolls-Royce Silver Wraith”: последний носитель старых традиций

15:20 26-08-2015

При первом взгляде не сразу понимаешь, в каком году он мог быть изготовлен. Высокий кузов “чемоданных” форм, огромные “горшки” фар, выпирающие крылья, багажник-кофр… То ли середина 30-х годов, то ли конец 40-х. Оказалось, что этот лимузин сделали в 1951 году, но даже тогда, будучи новым, он выглядел откровенно вышедшим из моды.

При первом взгляде не сразу понимаешь, в каком году он мог быть изготовлен. Высокий кузов “чемоданных” форм, огромные “горшки” фар, выпирающие крылья, багажник-кофр... То ли середина 30-х годов, то ли конец 40-х. Оказалось, что этот лимузин сделали в 1951 году, но даже тогда, будучи новым, он выглядел откровенно вышедшим из моды.

Именуется автомобиль длинно и помпезно: “Rolls-Royce Silver Wraith” с кузовом “7-Passenger Touring Limousine” работы ателье “H.J. Mulliner”. Модель “Silver Wraith” в истории марки занесена в разряд долгожителей – выпускалась с 1946 по 1959 год. Она же – последняя из тех, что производились в виде шасси с мотором, а постройкой кузовов занимались специализированные ателье, например Муллинера, чья табличка красуется на пороге. Кузова строили штучно или мелкими сериями, поэтому вероятность того, что на дороге встретятся два одинаковых автомобиля, сводилась к минимуму. Как-то в Германии мне повезло купить в букинистическом магазине старый альбом с фотографиями работ британских кузовных ателье – вот где буйство фантазии не на бумаге, а в металле!

Напоминающие кареты угловатые кузова с открытым шоферским отделением или ниспадающие крыши с багажниками в форме бобровых хвостов, а еще – овальные фары в передних крыльях, круглые окна, стеклянные и сдвижные крыши, какие-то неимоверные вырезы в дверях кабриолетов. Тогда любой заказчик мог прийти к тому же Муллинеру и потребовать воплощения своих самых сокровенных желаний. Потом на такую технологию махнули рукой и с тех пор почти все “Роллсы” делают с типовыми кузовами – так и прибыльнее, и проще.


Америка – России

Тем интереснее знакомиться с наследием “Rolls-Royce”. Начнем с названия. Имя “Wraith” используется компанией уже в четвертый раз. Первый “Wraith” выпускался с 1938 по 1939 год. Второй, послевоенный, стал серебряным. Третий обозначался римской цифрой II: “Rolls-Royce Silver Wraith II” 1976 года являлся удлиненной версией модели “Silver Shadow”. И, наконец, четвертый, уже не серебряный, – это современный автомобиль 2013 года, позиционируемый как преемник довоенного “Wraith”. Имя это означает “дух”, “тень”, “призрак”, “видение” – все в традициях “Rolls-Royce”.

Чтобы произнести название модели, придется вспомнить, как на уроках английского учились выговаривать определенный артикль “the”. В школе у нас хорошо учились не все, поэтому слово “Wraith” произносят то “рейз”, то “рейс”, то “рейф”, хотя последнее ближе к истине. Интересно, почему отдел маркетинга “Rolls-Royce Motor Cars” не задумывается о прононсе имен своих моделей? Ладно бы “Фантом” или “Гоуст” – произносится легко, но зачем в четвертый раз уже мучить всех своим “Рейзом-Рейфом”?

Классика британских автомобилей: черные приборы с белыми литерами, натуральное
полированное дерево. Слева вверху – часы, под ними – указатель уровня топлива,
в центре – спидометр, справа вверху – масляный манометр и термометр системы
охлаждения, внизу – амперметр.Классика британских автомобилей: черные приборы
с белыми литерами, натуральное полированное дерево. Слева вверху – часы, под ними –
указатель уровня топлива, в центре – спидометр, справа вверху – масляный манометр
и термометр системы охлаждения, внизу – амперметр.

Всего за тринадцать лет выпустили 1.883 экземпляра модели “Silver Wraith” – так долго продолжался спрос на британский консерватизм на колесах. Под капотом автомобиля – фирменная табличка с номером шасси LWLE-34, раскрывающая всю историю “Роллса”. Заказчиком, а точнее заказчицей, автомобиля являлась американка Джессика Вулворт Донахью – дочка торгового магната Вулворта. Еще в 1879 году Фрэнк Уинфилд Вулворт открыл свой магазин “Five and dime”, где все продавалось по пять и по пятнадцать центов, став пионером в продаже товаров по фиксированным ценам. Он же одним из первых догадался выложить товар в открытый доступ, убрав из магазина прилавок. “Отец супермаркета” в одночасье превратился в богача и владельца уже сети магазинов, обеспечив своим потомкам в том числе и “Роллс-Ройс” в гараже.

Но в 1955 году мисс Донахью продала автомобиль, и с тех пор он сменил почти два десятка владельцев, порой переходя из рук в руки чуть ли не ежегодно и кочуя из Америки в Европу и обратно. С 1962 по 1966 год “Сильвер Рейф”, например, умудрился побыть в коллекции монакского прин-ца Ренье, а в 1982 году стать подарком мистера Дональда Вебера своей супруге к 25-летию свадьбы. В Россию “Роллс” попал в 2015 году – его купили на аукционе в Калифорнии.


Черное и белое

В таком автомобиле сначала хочется попасть на пассажирское место и только потом – за руль. Чтобы сесть на задний диван, не надо сгибаться – в салон входишь как в квартиру: кузов настолько высокий, что будь на голове цилиндр, его можно было бы и не снимать, а высоко забираться помогает широкая подножка, напоминающая крыльцо. Подножки, кстати, всегда чистые – от дорожной грязи они скрыты “фартуками” дверей. Обитый тканью диван очень мягкий за счет толстенной подушки с плотной набивкой. На подлокотниках справа и слева расположились кнопки управления стеклоподъемниками, пепельницы и прикуриватели. Плафоны освещения необычны – выполнены на шарнирных соединениях и позволяют направить луч света в любой уголок салона. Еще можно откинуть два дополнительных сиденья, но они тут явно лишние.

Экземпляр из коллекции мастерской “Камышмаш” особенный – с левым рулем,
предназначенный для Америки или континента. Таких мало, ведь большинство
автомобилей собиралось для Великобритании.

А с места водителя открывается прекрасный вид вперед: черный полированный капот отражает облака на небе, солнце искрится на фигурке “Духа Экстаза” и хромированных корпусах фар. Шоферское отделение обито более практичной кожей, настолько качественной и износостойкой, что после такого количества владельцев она еще сохранила приличный вид. Панель приборов выполнена из полированного дерева, а сами приборы черные с белыми литерами – какой-то неведомый британский стандарт, попадавшийся мне и на “Роллс-Ройсах”, и на “Ягуарах”, и на “Бентли”, причем разных лет.

Качество материала – на высочайшем уровне. После смены стольких владельцев
фабричная обивка салона выглядит хорошо – сохранились и ткань, и кожа.
Без сильных затертостей, трещин и дыр.

Процесс запуска автомобиля явно прописывался при помощи какого-нибудь главного церемониймейстера из Букингемского дворца. Слева от рулевой колонки есть круглый “пульт” пуска мотора: сначала надо включить “массу”, потом зажигание, затем повернуть ключ и только после нажать на кнопку стартера. Мотор в ответ пыхает сизым дымком из выхлопной трубы, как и все его собратья: какая-то особенность двигателей “Rolls-Royce” – при работе не басить, бурчать или ворчать, а тихо пыхтеть, не привлекая к себе лишнего внимания. Под капотом – рядная “шестерка” объемом четыре с половиной литра. Мощность, как обычно у “Роллсов”, не указана, но, судя по разгону, она приличная, как и крутящий момент – надо же таскать тяжеленные кузова с деревянными каркасами весом за две тонны! Разгоняется “Сильвер Рейф” как локомотив – тяжело, сильно и уверенно. Передач четыре, и переключаются они рычагом на рулевой колонке. Это единственное, чем пользоваться действительно неудобно: рычаг короткий и каждый раз при переключении запястье ударяется о руль.


Козырной туз

Огромный вес играет “Роллсу” только в плюс. Ощущения от езды – как приятное чувство тяжести золотых часов на руке. Своей массой и большими колесами “Сильвер Рейф” гасит почти все неровности дороги, и это при зависимой задней подвеске на продольных рессорах. Не заставил он сомневаться и в адекватности тормозов, по устройству довольно странных: с гидравлическим приводом спереди и механическим сзади. Необычное решение, столь редко применяемое на автомобилях вообще, не говоря уже про представителей высшего класса.

Крышка багажника выполняет функцию откидного столика. За ней расположен
еще один люк, открывающий доступ в багажное отделение.

К езде на таком автомобиле привыкать надо очень долго. И дело не в сцеплении с коробкой и прочих механических действиях. Это все усваивается легко и быстро. Сложнее научиться манерам езды – ровным, размеренным и вежливым. Их, как и хорошее воспитание, лучше всего видно со стороны. Чтобы понять, что такое “Rolls-Royce”, достаточно встать где-нибудь на Кутузовском проспекте и всмотреться в поток машин. Минут через пятнадцать мимо обязательно проплывет громадина “Phantom” или “Wraith” – величественно и с достоинством, как будто не замечая суетливых перестроений вокруг себя. Глаз обязательно выхватит исполина из серой массы, настолько “Rolls-Royce” заметен своим уверенным и спокойным движением. В колоде автомобильных марок он всегда – козырной туз.

Это же можно сказать и про “Silver Wraith” из 1951 года, когда остальные автопроизводители гонялись кто за скоростью, кто за низким силуэтом, а кто за хромированными украшениями. И лишь “Rolls-Royce” не терпел суеты. Вот такой он – каким был, таким и остался.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Rolls-Royce читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: