При первом взгляде не сразу понимаешь, в каком году он мог быть изготовлен. Высокий кузов “чемоданных” форм, огромные “горшки” фар, выпирающие крылья, багажник-кофр... То ли середина 30-х годов, то ли конец 40-х. Оказалось, что этот лимузин сделали в 1951 году, но даже тогда, будучи новым, он выглядел откровенно вышедшим из моды.
Именуется автомобиль длинно и помпезно: “Rolls-Royce Silver Wraith” с кузовом “7-Passenger Touring Limousine” работы ателье “H.J. Mulliner”. Модель “Silver Wraith” в истории марки занесена в разряд долгожителей – выпускалась с 1946 по 1959 год. Она же – последняя из тех, что производились в виде шасси с мотором, а постройкой кузовов занимались специализированные ателье, например Муллинера, чья табличка красуется на пороге. Кузова строили штучно или мелкими сериями, поэтому вероятность того, что на дороге встретятся два одинаковых автомобиля, сводилась к минимуму. Как-то в Германии мне повезло купить в букинистическом магазине старый альбом с фотографиями работ британских кузовных ателье – вот где буйство фантазии не на бумаге, а в металле!
Напоминающие кареты угловатые кузова с открытым шоферским отделением или ниспадающие крыши с багажниками в форме бобровых хвостов, а еще – овальные фары в передних крыльях, круглые окна, стеклянные и сдвижные крыши, какие-то неимоверные вырезы в дверях кабриолетов. Тогда любой заказчик мог прийти к тому же Муллинеру и потребовать воплощения своих самых сокровенных желаний. Потом на такую технологию махнули рукой и с тех пор почти все “Роллсы” делают с типовыми кузовами – так и прибыльнее, и проще.
Америка – России
Тем интереснее знакомиться с наследием “Rolls-Royce”. Начнем с названия. Имя “Wraith” используется компанией уже в четвертый раз. Первый “Wraith” выпускался с 1938 по 1939 год. Второй, послевоенный, стал серебряным. Третий обозначался римской цифрой II: “Rolls-Royce Silver Wraith II” 1976 года являлся удлиненной версией модели “Silver Shadow”. И, наконец, четвертый, уже не серебряный, – это современный автомобиль 2013 года, позиционируемый как преемник довоенного “Wraith”. Имя это означает “дух”, “тень”, “призрак”, “видение” – все в традициях “Rolls-Royce”.
Чтобы произнести название модели, придется вспомнить, как на уроках английского учились выговаривать определенный артикль “the”. В школе у нас хорошо учились не все, поэтому слово “Wraith” произносят то “рейз”, то “рейс”, то “рейф”, хотя последнее ближе к истине. Интересно, почему отдел маркетинга “Rolls-Royce Motor Cars” не задумывается о прононсе имен своих моделей? Ладно бы “Фантом” или “Гоуст” – произносится легко, но зачем в четвертый раз уже мучить всех своим “Рейзом-Рейфом”?
![]() |
Классика британских автомобилей: черные приборы с белыми литерами, натуральное
полированное дерево. Слева вверху – часы, под ними – указатель уровня топлива, в центре – спидометр, справа вверху – масляный манометр и термометр системы охлаждения, внизу – амперметр.Классика британских автомобилей: черные приборы с белыми литерами, натуральное полированное дерево. Слева вверху – часы, под ними – указатель уровня топлива, в центре – спидометр, справа вверху – масляный манометр и термометр системы охлаждения, внизу – амперметр. |
Всего за тринадцать лет выпустили 1.883 экземпляра модели “Silver Wraith” – так долго продолжался спрос на британский консерватизм на колесах. Под капотом автомобиля – фирменная табличка с номером шасси LWLE-34, раскрывающая всю историю “Роллса”. Заказчиком, а точнее заказчицей, автомобиля являлась американка Джессика Вулворт Донахью – дочка торгового магната Вулворта. Еще в 1879 году Фрэнк Уинфилд Вулворт открыл свой магазин “Five and dime”, где все продавалось по пять и по пятнадцать центов, став пионером в продаже товаров по фиксированным ценам. Он же одним из первых догадался выложить товар в открытый доступ, убрав из магазина прилавок. “Отец супермаркета” в одночасье превратился в богача и владельца уже сети магазинов, обеспечив своим потомкам в том числе и “Роллс-Ройс” в гараже.
Но в 1955 году мисс Донахью продала автомобиль, и с тех пор он сменил почти два десятка владельцев, порой переходя из рук в руки чуть ли не ежегодно и кочуя из Америки в Европу и обратно. С 1962 по 1966 год “Сильвер Рейф”, например, умудрился побыть в коллекции монакского прин-ца Ренье, а в 1982 году стать подарком мистера Дональда Вебера своей супруге к 25-летию свадьбы. В Россию “Роллс” попал в 2015 году – его купили на аукционе в Калифорнии.
Черное и белое
В таком автомобиле сначала хочется попасть на пассажирское место и только потом – за руль. Чтобы сесть на задний диван, не надо сгибаться – в салон входишь как в квартиру: кузов настолько высокий, что будь на голове цилиндр, его можно было бы и не снимать, а высоко забираться помогает широкая подножка, напоминающая крыльцо. Подножки, кстати, всегда чистые – от дорожной грязи они скрыты “фартуками” дверей. Обитый тканью диван очень мягкий за счет толстенной подушки с плотной набивкой. На подлокотниках справа и слева расположились кнопки управления стеклоподъемниками, пепельницы и прикуриватели. Плафоны освещения необычны – выполнены на шарнирных соединениях и позволяют направить луч света в любой уголок салона. Еще можно откинуть два дополнительных сиденья, но они тут явно лишние.
![]() |
Экземпляр из коллекции мастерской “Камышмаш” особенный – с левым рулем,
предназначенный для Америки или континента. Таких мало, ведь большинство автомобилей собиралось для Великобритании. |
А с места водителя открывается прекрасный вид вперед: черный полированный капот отражает облака на небе, солнце искрится на фигурке “Духа Экстаза” и хромированных корпусах фар. Шоферское отделение обито более практичной кожей, настолько качественной и износостойкой, что после такого количества владельцев она еще сохранила приличный вид. Панель приборов выполнена из полированного дерева, а сами приборы черные с белыми литерами – какой-то неведомый британский стандарт, попадавшийся мне и на “Роллс-Ройсах”, и на “Ягуарах”, и на “Бентли”, причем разных лет.
![]() |
Качество материала – на высочайшем уровне. После смены стольких владельцев
фабричная обивка салона выглядит хорошо – сохранились и ткань, и кожа. Без сильных затертостей, трещин и дыр. |
Процесс запуска автомобиля явно прописывался при помощи какого-нибудь главного церемониймейстера из Букингемского дворца. Слева от рулевой колонки есть круглый “пульт” пуска мотора: сначала надо включить “массу”, потом зажигание, затем повернуть ключ и только после нажать на кнопку стартера. Мотор в ответ пыхает сизым дымком из выхлопной трубы, как и все его собратья: какая-то особенность двигателей “Rolls-Royce” – при работе не басить, бурчать или ворчать, а тихо пыхтеть, не привлекая к себе лишнего внимания. Под капотом – рядная “шестерка” объемом четыре с половиной литра. Мощность, как обычно у “Роллсов”, не указана, но, судя по разгону, она приличная, как и крутящий момент – надо же таскать тяжеленные кузова с деревянными каркасами весом за две тонны! Разгоняется “Сильвер Рейф” как локомотив – тяжело, сильно и уверенно. Передач четыре, и переключаются они рычагом на рулевой колонке. Это единственное, чем пользоваться действительно неудобно: рычаг короткий и каждый раз при переключении запястье ударяется о руль.
Козырной туз
Огромный вес играет “Роллсу” только в плюс. Ощущения от езды – как приятное чувство тяжести золотых часов на руке. Своей массой и большими колесами “Сильвер Рейф” гасит почти все неровности дороги, и это при зависимой задней подвеске на продольных рессорах. Не заставил он сомневаться и в адекватности тормозов, по устройству довольно странных: с гидравлическим приводом спереди и механическим сзади. Необычное решение, столь редко применяемое на автомобилях вообще, не говоря уже про представителей высшего класса.
![]() |
Крышка багажника выполняет функцию откидного столика. За ней расположен
еще один люк, открывающий доступ в багажное отделение. |
К езде на таком автомобиле привыкать надо очень долго. И дело не в сцеплении с коробкой и прочих механических действиях. Это все усваивается легко и быстро. Сложнее научиться манерам езды – ровным, размеренным и вежливым. Их, как и хорошее воспитание, лучше всего видно со стороны. Чтобы понять, что такое “Rolls-Royce”, достаточно встать где-нибудь на Кутузовском проспекте и всмотреться в поток машин. Минут через пятнадцать мимо обязательно проплывет громадина “Phantom” или “Wraith” – величественно и с достоинством, как будто не замечая суетливых перестроений вокруг себя. Глаз обязательно выхватит исполина из серой массы, настолько “Rolls-Royce” заметен своим уверенным и спокойным движением. В колоде автомобильных марок он всегда – козырной туз.
Это же можно сказать и про “Silver Wraith” из 1951 года, когда остальные автопроизводители гонялись кто за скоростью, кто за низким силуэтом, а кто за хромированными украшениями. И лишь “Rolls-Royce” не терпел суеты. Вот такой он – каким был, таким и остался.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Rolls-Royce читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон