Рубрики

Контролирующий органы. Проект Симона

15:57 01-12-2021

Усталость за рулем — состояние, которое поддается измерению, контролю и управлению.

Расход топлива на километры пути – стандартная и заранее высчитанная характеристика каждого автомобиля. А вот расход эмоциональных и физических сил любого автомобилиста – величина всегда неизвестная.

Александр Ставров

И самое плохое, что у человека, в отличие, от машины нет штатного сигнализатора о «пустом баке». Зачастую нам остается лишь констатировать факт свершившегося: «что устало, то упало». Уникальная разработка российских ученых "Симона" позволяет быстро и точно определить состояние водителя. «Клаксон» рассказывает о том, как проводились испытания инновационного диагностического аппарата в условиях реальных дорожных пробегов.

Можно ли измерить усталость водителя? Ответ на этот вопрос дал автопробег, организованный при поддержке "Клаксона".

Усталость – одна из самых распространенных причин дорожно-транспортных происшествий. Многочисленные исследования показывают прямую связь между авариями и скоростью реакции. Уже через четыре часа вождения она снижается в два, а через восемь часов – в шесть раз! Распознать угрозу весьма трудно. Хотя в комплектацию многих современных моделей входит помимо прочего и система контроля за усталостью водителя. Однако данный электронный ассистент, как правило, лишь анализирует то, как часто и сильно водитель нажимает на педали тормоза и акселератора. Ну еще учитывает амплитуду движений рулевого колеса. Либо он обрабатывает данные с камеры слежения за мимикой лица и жестами водителя. Точность и глубина анализа подобной контролирующей системы весьма условны. Отсюда -- и небольшая ценность, которую многие водители придают рекомендациям электроники сделать остановку. И выпить чашку кофе. Во всяком случае, именно чашка бодрящего напитка служит самым распространенным символом системы. 

На автопробегах, организованных медиа-сообществом Travel-Russia ,  АНО "Фарма 2030", автопроизводителем  Nissan, предоставившем автомобили и журналом  «Клаксон», все было по-другому. Контроль за самочувствием водителей их организаторы доверили Симоне.  Симона — это не девушка с обложки модного журнала. Хотя обложки журналов – достойная площадка для столь инновационной модели. «Симона» -- уникальный диагностический комплекс, контролирующий уровень стресса человека. Разработанный в Тульском государственном университете, он способен быстро дать абсолютно точную и глубокую оценку состояния водителя любого транспортного средства. Этому компактному диагностическому  комплексу для работы требуется лишь подключение к электросети. И он всего за 10-15 минут выдаст исследование организма, сравнимое с тем, что дает диспансеризация в серьезной медицинской клинике. Достаточно сказать, что самочувствие водителя он оценивает аж по 123 параметрам!

Компактному диагностическому  комплексу для работы требуется лишь подключение к электросети.

Автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр инновационной медицины «ФАРМА 2030» учреждена в августе 2020 года. Работает по 27 различным направлениям. Основным видом деятельности компании является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. 

Тульский государственный университет. Основан в 1930 году. Первоначально Тульский механический институт. В состав ТулГУ входят 11 отраслевых, 1 проблемная, 1 международная и 1 базовая научно-исследовательские лаборатории, 24 научно-образовательных центра.

Инновационный диагностический аппарат "Симона" -- разработка Тульского государственного университета. В настоящее время в университете обучается около 10 тысяч студентов. Научные исследования ведутся в 74 научных направлениях.

Наверное, при всем желании сложно смоделировать такие условия испытаний, которую выпали на долю экипажа, состоящего из автомобильного блогера Ксении Чесноковой, выполнявшего роль основного водителя, врача-реаниматолога Глеба Грибанова и водителя-дублера Людмилы Дмитриевой.  На их пути от Москвы до Мончегорска и обратно было все, что омрачает удовольствие от вождения. И способствует усталости. Жуткие пробки и ремонтные работы. Дожди и снегопады. Гололед и снежные заносы. Плохая видимость и плохое дорожное покрытие…

Любой автолюбитель склонен переоценивать свои силы и ресурсы. "Симона" дает точные цифры и позволяет вывести обоснованные рекомендации.

Особенно напряженным участком маршрута, который был разбит на четыре дня, выдался 700-километровый прогон между Медвежьегорском и Мончегорском. Сильный снегопад, северная мгла, заносы и буксующие грузовики потребовали особой концентрации от Ксении. К слову, достаточно квалифицированного автомобилиста, имеющего значительный опыт путешествий за рулем. А кроме того, легко адаптирующего к разным типам автомобилей.  

В дорожных испытаниях аппарата приняли участие представители группы Travel Russia. Основная задача группы – продвижение внутреннего туризма в стране и формирование позитивного образа регионов России.

Travel Russia

Коммуникационная группа, выросшая из сообщества российских блогеров. Руководитель Мария Неласова – известный журналист и блогер, эксперт по взаимодействию туриндустрии и общества. Первой акцией Travel Russia стал выезд в деревню Пожарище Нюксенского района Вологодской области, на фестиваль «Живая старина». За время своей работы сообщество провело более сорока туров, автопробегов и экспедиций по России. В их числе – этнографическая экспедиция по Калмыкии, блог-тур в Республику Марий Эл, автопробег Москва-Алтай-Москва и экспедиция в Мурманскую область. По их итогам члены сообщества опубликовали более 20 тысяч материалов о городах и регионах, событиях и людях. Собрав более 80 миллионов просмотров на различных интернет-площадках. «Автомобильный клуб» разрабатывает проекты как в области автомобильного туризма, так и в сфере потребительского обслуживания автомобилистов. Одной из самых резонансных акции стало тестирование участниками группы автозаправок с точки зрения соответствия количества отпускаемого бензина произведенной оплате.  

Перед стартом и по окончанию каждого рабочего дня тест-пилот проходил обследование у «Симоны». Бесстрастный аналитик записывал самые разные показатели. Частоту сердечных сокращений и частоту дыхания водителя. Доставку кислорода и скорость ответа сердца на импульс. Измерял артериальное давление и выводил индекс стрессоустойчивости... Результаты наглядно подтверждали исходные предположения о негативном влиянии «долгих» километров на самочувствии. Например, доставка кислорода падала после 15 часов в пути первого дня с 454 до 322 м3. Волемический индекс снижался с 5, 00 до -2, 00, а индекс стрессоустойчивости с 14,0 до 7, 60. В целом, инструментальное исследование устанавливало, что в первый день тестов водитель в два раза исчерпал свои внутренние резервы. 6-часовой сон позволил вернуть основные показатели в норму. Но лучшими за весь автопробег показатели Ксении были после полноценного третьего дня отдыха. Например, индекс стрессоустойчивости в этот день достиг максимального за всю поездку значения. Как сказали Глеб и "Симона" по итогам измерений, Ксения готова не только к серьезной поездке, но и к чему угодно. Например, совершить подвиг. И весь обратный путь (около 1900 км) она преодолела не останавливаясь на ночлег. Хватило двух полуторачасовых перерывов!

Инновационный аппарат оценивает самочувствие водителя аж по 123 параметрам! И всего за 10-15 минут.

Вывод по итогам испытаний был однозначный. "Симона" оказалась хорошим попутчиком и совершенно незаменимым контроллером! Любой автолюбитель склонен переоценивать свои силы и ресурсы. "Симона" дает точные цифры и позволяет вывести обоснованные рекомендации.  Они просты. Нужно дать себе полноценный или даже избыточный отдых перед началом длительного автопробега.  А длительный многодневный маршрут начинать с продолжительного безостановочного перегона. Это позволяет водителю «втянуться» в работу. Активировать резервы и выбрать правильный ритм соотношения нагрузки и отдыха.  

Важно также помнить, что полноценный суточный отдых в середине маршрута позволяет полностью восстановиться. И что даже небольшие перерывы в течение маршрута полезны. Поскольку в этом случае функциональные резервы истощаются не так сильно.

Поделиться: