Рубрики

Корреспондент “Клаксона” подводит итоги интересного, но не захватывающего чемпионата “Ф 1” 2017 года

12:11 28-11-2017

Казалось, что в этом году в “Формуле 1” наконец закончится период доминирования “Mercedes”. “Ferrari” была близка к тому, чтобы свергнуть чемпионов последних лет с вершины, но борьба закончилась досрочно – и вновь в пользу немцев. Зато у болельщиков есть немало поводов считать, что уж в следующем-то году интрига в главном чемпионате планеты будет действительно держать их в напряжении до самого финала. Корреспондент “Клаксона” подводит итоги интересного, но не захватывающего чемпионата “Ф 1” 2017 года.

Сезон для затравки

Казалось, что в этом году в “Формуле 1” наконец закончится период доминирования “Mercedes”. “Ferrari” была близка к тому, чтобы свергнуть чемпионов последних лет с вершины, но борьба закончилась досрочно – и вновь в пользу немцев.

Зато у болельщиков есть немало поводов считать, что уж в следующем-то году интрига в главном чемпионате планеты будет действительно держать их в напряжении до самого финала. Корреспондент “Клаксона” подводит итоги интересного, но не захватывающего чемпионата “Ф 1” 2017 года.



 “Mercedes”



Это самый впечатляющий чемпионат в исполнении коллектива штутгартского производителя. Три предыдущих сезона “Mercedes” выигрывала титулы практически без сопротивления, но в этом году серьезный бой немцам дала “Ferrari”. Того же преимущества в скорости у “Серебряных стрел” уже не было, но в этой ситуации проявились другие качества. “Mercedes” не позволила себе ни одной серьезной ошибки, и можно с полной уверенностью утверждать, что победа над “Ferrari” в 2017 году одержана благодаря потрясающей надежности машины. За весь чемпионат, пока “Скудерия” еще оставалась в борьбе, у “Mercedes” случился лишь один технический отказ – в Испании на машине Валттери Боттаса сгорел мотор.

Столь потрясающая надежность машины позволила лидеру команды Льюису Хэмилтону регулярно набирать очки. Даже в те уик-энды, когда “Ferrari” была сильнее, он минимизировал потери, а затем регулярно наказывал “Скудерию” за отказы техники, а своего главного оппонента в борьбе за личный титул Себастьяна Феттеля – за ошибки. В этом году “Mercedes” прошла жесточайший тест на прочность и выдержала. Команда отработала сезон четко и без сбоев, что и стало залогом успеха.

Конечно, нужно отдать должное и Хэмилтону. Эксперты сходятся во мнении, что прошедший сезон был лучшим в его карьере, а победа в чемпионате – самой заслуженной из всех теперь уже четырех в его послужном списке. Льюис сравнялся по числу титулов с Аленом Простом и тем же Феттелем, а по ходу сезона перебил казавшееся еще недавно вечным достижение Михаэля Шумахера по количеству поул-позиций за всю карьеру. Хэмилтон вновь проявил себя как мастер квалификаций. Даже на тех трассах, где небольшое преимущество было на стороне “Ferrari”, он благодаря собственному мастерству умудрялся опережать прямых конкурентов.

Боттас, который пришел на смену неожиданно завершившему карьеру Нико Росбергу, выступил примерно так, как от него и ждали. Валттери был достаточно стабилен, чтобы помочь “Mercedes” завоевать Кубок конструкторов, но серьезных проблем своему напарнику не доставил. Боттас одержал пару побед, но по большей части был медленнее Хэмилтона. Неудивительно, что его контракт продлили, но опять же неудивительно, что всего на год. В “Mercedes” пока не расстались с мыслью найти более сильного второго пилота. В концовке чемпионата Боттас дал немало поводов усомниться в том, что ему все-таки по силам выйти хоть когда-нибудь на тот же уровень, на котором сейчас находится Хэмилтон или на котором в прошлом году выступал Росберг.

Победа “Mercedes” в этом году примечательна и еще по одной причине. В “Формуле 1” изменился регламент, и в такие периоды очень часто происходят изменения и в расстановке сил. Тот факт, что “Mercedes” удалось остаться на вершине, говорит о том, сколь сильную структуру выстроили руководители команды Тото Вольф и Ники Лауда.

В следующем году она должна пройти еще одну проверку на прочность. Шасси W06 создавалось еще тогда, когда технический департамент возглавлял Падди Лоу, но этот специалист зимой перебрался в “Williams”. На его место в “Mercedes” пришел Джеймс Эллисон – безусловно, один из самых талантливых конструкторов современной “Формулы 1”, но при этом ни разу не создававший чемпионских машин. Он приступил к работе в марте, и проект машины для сезона-2018 стартовал уже под его руководством. Будет интересно посмотреть, насколько удачным окажется первое шасси Эллисона.

В современной “Ф 1” уже не столь многое зависит от личности главного конструктора, как раньше. Но, так или иначе, именно при Лоу команда стала доминировать в чемпионате, и вряд ли его уход пройдет бесследно.


 “Ferrari”



По большому счету выступления “Ferrari” в этом году можно признать успешными. От “Скудерии” на самом деле мало кто ждал столь мощного прорыва. В прошлом году она также побеждала в гонках, но отставала от “Mercedes” очень намного, а в концовке проиграла схватку за вторую позицию в Кубке конструкторов команде “Red Bull”. Та намного быстрее и лучше развивала свою машину и к концу чемпионата оказалась уже сильнее “Ferrari”. Впрочем, никто из них не мог даже задуматься о том, чтобы на равных сражаться с “Mercedes”. Тем удивительнее факт, что в этом году “Ferrari” подтянулась на один уровень к “Серебряным стрелам”. Особенно если принять во внимание, что по ходу прошлого года в коллективе сменился технический директор, и на эту роль назначили, по сути, никому не известного Маттиа Бинотто.

Тогда решение президента “Ferrari” Серджио Маркионне многим показалось поспешным, но близко знакомые с ситуацией в команде люди утверждали: выбор пал на Бинотто не случайно – этот специалист дорос до своей должности в рамках структуры, выстроенной в Маранелло, и проявил лидерские качества на нескольких позициях.

В итоге оказалось, что ставка Маркионне сыграла.

На многих трассах машины “Скудерии” были быстрее “Mercedes”. Есть немало оснований утверждать, что шасси у “Ferrari” в этом году оказалось лучшим, но у немецкой команды по-прежнему есть преимущество в мощности мотора. Так или иначе, Себастьян Феттель и Кими Райкконен могли на всех типах трасс, по крайней мере, бороться с “Mercedes”. А на тех, где характеристики двигателей не играют особой роли, – и контролировать ситуацию.

Феттель лидировал в чемпионате на протяжении большей части сезона, но в итоге упустил титул. Виной тому и технические проблемы, которых у “Ferrari” “вылезло” несравнимо больше, чем у “Mercedes”, и собственные ошибки. Себастьяну есть, в чем себя упрекнуть: он упустил победу в Азербайджане из-за своей горячности, специально врезавшись в Хэмилтона и получив штраф, а также сошел с дистанции уже на первом круге в Сингапуре, слишком жестко пытаясь защитить свою позицию от атаки Макса Ферстаппена. Не помогла своему лидеру и команда. Феттель, по сути, не смог принять участие в квалификации в Малайзии из-за проблем с турбиной, а затем досрочно выбыл из борьбы в Японии из-за поломки свечи зажигания. За эти оплошности в Италии руководство “Скудерии” жестко раскритиковали журналисты и обозреватели, по мнению которых, топ-команда не может позволить себе так разбрасываться очками.

Теперь боссам “Ferrari” нужно проделать работу над ошибками, в первую очередь разобравшись с поломками. В отделе контроля качества уже произошли изменения; возможно, зимой последуют и другие перестановки. Долгое время ходили слухи о том, что с поста руководителя коллектива может быть уволен Маурицио Арривабене, но их уже опроверг Маркионне. По его мнению, “Ferrari” сейчас не нужны революции – будет достаточно и нескольких точечных кадровых решений, чтобы вернуть-таки в Маранелло трофеи за победу в чемпионате мира.



  “Red Bull”



Сезон в исполнении “Red Bull Racing” оставил двоякое впечатление. С одной стороны, очень многие перед началом чемпионата называли эту команду едва ли не фаворитом. Технический регламент изменился, аэродинамика теперь стала играть более существенную роль, и казалось, что в таких условиях “Red Bull” может куда лучше распорядиться своими козырями. Неудачи последних лет были связаны в первую очередь с недостатком мощности мотора “Renault”. Но теперь на первый план вышли уже характеристики шасси, а у “Быков” по-прежнему есть Эдриан Ньюи – лучший в “Ф 1” специалист по созданию наиболее эффективных с аэродинамической точки зрения машин. Тем не менее, несмотря на все это, у “Red Bull” не получилось даже побороться за титулы.

С другой стороны, очень слабо начав сезон, “Быки” затем вновь лучше соперников справились с развитием шасси. Отставание от лидеров сокращалось неумолимо, и к концу сезона “RB13” многие уже стали называть лучшей машиной пелотона. Убедительные победы Макса Ферстаппена в Малайзии и Мексике могут служить лучшим тому свидетельством.

Главную проблему команды уже озвучил все тот же Ферстаппен. В “Red Bull” слишком затянули разработку машины и в итоге не успели нормально подготовиться к старту сезона. Тогда как соперники уже разобрались со своей техникой и начали реализовывать ее потенциал, Эдриан Ньюи и его команда инженеров пытались по максимуму использовать возможности, предоставленные регламентом.

В итоге до ума машину довели только к осени, когда в “Red Bull” осуществили-таки все задуманное. Но к тому моменту “Mercedes” и “Ferrari” оторвались уже слишком далеко.

Такое с Ньюи происходит уже не в первый раз. Во время смены регламента ему удается лучше других находить эффективные решения. Но чтобы они начали работать по-настоящему, Эдриану требуется обычно как минимум сезон на обкатку. Так было в 1997 году с “McLaren”, которая затем завершила прошлый век, доминируя в “Ф 1”. Так же было в 2009 году с той же “Red Bull Racing”: после глобальной смены регламента чемпионат выиграла “Brawn GP”, но последующие четыре сезона прошли под знаком превосходства “Быков”. Легко предположить, что в следующем году Ньюи построит еще более совершенную машину, чем та, что есть у “Red Bull Racing” сейчас. Даже если команда сохранит ту форму, которую набрала в концовке чемпионата

2017 года, то ее уже можно называть фаворитом наряду с “Mercedes” и “Ferrari”. У болельщиков “Ф 1” есть основания полагать, что в следующем сезоне за титулы будут бороться сразу три коллектива.

Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо – пожалуй, сильнейшая на данный момент пара пилотов в чемпионате мира. В “Mercedes” и “Ferrari” есть явные лидеры и вторые номера, тогда как в “Red Bull” идет прямое противостояние двух одаренных гонщиков, и оба они останутся в коллективе еще по крайней мере на год. Это может стать дополнительным преимуществом для команды в борьбе за Кубок конструкторов.



  “Force India”



Кто реально заслужил в этом году похвал, так это скромный коллектив из Сильверстоуна. Команда “Force India” повторила свое прошлогоднее достижение, вновь став четвертой в Кубке конструкторов. У нее один из самых скромных бюджетов в “Формуле 1”, но она вот уже второй год является сильнейшей в средней группе. Отставание от лидеров велико, но никто и не ждет, что “Force India” сможет подобраться к ним. Ее главная задача – опережать прямых конкурентов, и с ней коллектив Виджея Мальи успешно справляется.

“Force India” не получает бонусов от организаторов чемпионата, в отличие от “Mercedes”, “Ferrari”, “Red Bull”, “McLaren” и “Williams”, а значит, ей приходится искать другие способы закрыть бреши в бюджете. В этом году руководство команды согласилось перекрасить машины в розовый цвет в угоду новому главному спонсору. Но как бы странно это ни выглядело со стороны, такой шаг позволил “Force India” получить дополнительные средства, и она вновь оставила позади и “Williams”, и “McLaren”, в которых работают вдвое больше сотрудников.

Еще один залог успеха “Force India” – это состав пилотов. В команде давно придерживаются правила выбирать гонщиков исходя в первую очередь из их способностей, а не размера предоставляемого бюджета, и эта тактика работает. Серхио Перес – идеальный пилот для команды-середняка, по-скольку у него есть и скорость, и поддержка спонсоров. В “Force India” он по-настоящему пригодился. С Эстебаном Оконом команда тоже не прогадала. Это один из наиболее талантливых юниоров своего поколения, и уже в первом своем полном сезоне он выступал на уровне опытного Переса. В середине пелотона это самая сильная пара пилотов – во многом их стабильность позволила “Force India” досрочно гарантировать себе четвертое место в Кубке конструкторов.

Тем не менее удержаться на этой позиции команде из Сильверстоуна будет очень сложно. У “McLaren”, “Renault” и “Williams” банально больше денег и возможностей, а именно финансовый фактор в современной “Ф 1” чаще всего является определяющим.



  “Williams”



Команда сэра Фрэнка Уильямса провела очередной серый сезон. Ее уже давно не причисляют к лидерам “Формулы 1”, и в последние годы “Williams” борется лишь за звание сильнейшей в средней группе. В этом году битва проиграна: “Force India” оказалась сильнее, даже несмотря на то, что “Williams” лучше начала сезон.

Возможно, главная причина, почему команда из Гроу упустила четвертое место в Кубке конструкторов, заключается как раз в том, что пилоты “Force India” просто стабильнее. “Williams” провела чемпионат с Фелипе Массой и Лэнсом Строллом. Первый уже было объявил об уходе из “Ф 1” в конце прошлого года, но вернулся, заменив перебравшегося в “Mercedes” Валттери Боттаса. Второй дебютировал в чемпионате мира. Очевидно, что у обоих есть недостатки. Лучшие годы Массы уже позади, а Стролл по крайней мере половину сезона потратил на обучение. В итоге команда просто не смогла ничего противопоставить “Force India”, пилоты которой раз за разом финишировали в десятке.

С технической точки зрения “Williams” вполне была способна бросить вызов “Force India”, но не использовала потенциал своей машины полностью. Неудивительно, что в конце сезона команда решила расстаться с Массой. Бразильский ветеран не так и плох, но на роль лидера коллектива он все же не годится. Тот же Стролл во многих гонках смотрелся сильнее, даже несмотря на отсутствие опыта.

Следующий год станет для “Williams” определяющим. Команде необходимо совершить прорыв, чтобы попытаться вновь войти в группу лидеров. Пока для этого у нее есть все составляющие, но совсем скоро могут начаться проблемы с бюджетом. У команды истекает контракт с главным спонсором, компанией “Martini”, а личные спонсоры Стролла с каждым годом будут перечислять на счета команды все меньше средств – это прописано в его контракте.

“Williams” нужно уже в следующем году начать подниматься вверх по турнирной таблице, чтобы претендовать на большую долю призовых. Шансы избавиться от статуса середняка есть. В конце концов, командой теперь руководит один из соавторов успеха “Mercedes” последних лет Падди Лоу.



  “Renault”



Команда французского производителя провела второй сезон в “Ф 1” после возвращения в серию. Получилось неплохо: прогресс по сравнению с прошлым годом очевиден. Если в сезоне-2016 “Renault” была явным аутсайдером, то теперь регулярно борется за очки. Единственное, что не выдерживает критики – это надежность машины. Такого количества отказов не случалось, кажется, ни у одного другого коллектива по ходу чемпионата. И с этим, безусловно, боссы заводской программы должны разобраться в первую очередь.

Тем не менее, если говорить о скорости машины, то нельзя не отметить, что “Renault” превзошла ожидания. Нико Хюлькенберг регулярно пробивался в финал квалификации и постоянно набирал очки – по крайней мере, в тех гонках, где ему не мешали технические проблемы. Он явно пришелся в “Renault” ко двору. Не будь в составе команды этого пилота, мы бы, возможно, так и не узнали о потенциале шасси команды, потому как второй гонщик коллектива, Джолион Палмер, очки набрал лишь на одном из этапов – не удивительно, что руководители команды решили от него избавиться еще до конца первенства. Карлос Сайнс, занявший его место, кажется подходящей кандидатурой.

В следующем году от “Renault” ждут очередного шага вперед. Статус заводской команды не позволяет ставить иные цели, кроме как борьба за титулы в ближайшие сезоны. Добиться этого будет непросто, но “Renault” в настоящий момент активно переманивает специалистов из других команд, не только становясь сильнее, но и ослабляя конкурентов.



 “Toro Rosso”



В очередной раз целью “Toro Rosso” на сезон было пятое место в Кубке конструкторов. Раз за разом руководители младшей команды “Red Bull” провозглашают эту задачу и раз за разом не справляются с ее решением. Чтобы добиться успеха, у “Toro Rosso”, кажется, было в этом году все: шасси от одного из самых уважаемых молодых инженеров Джеймса Ки, улучшенный двигатель “Renault”, пара опытных пилотов, какой в истории команды никогда не было. Даниил Квят и Карлос Сайнс уже давно начали карьеру в “Ф 1” и успели набраться опыта. Но, увы, именно россиянин стал слабым звеном. Если бы ему удалось принести команде хотя бы половину тех очков, что добыл Сайнс, “Toro Rosso” вполне могла бы рассчитывать на заветную пятую строчку по итогам первенства. Жаль, что многочисленные технические отказы и собственные ошибки привели к тому, что Квят по итогам сезона занял одно из последних мест в личном зачете и не дал команде раскрыть потенциал.

Даниила отстранили от выступлений в команде до конца сезона, Сайнса в итоге досрочно забрала к себе “Renault”, а сезон заканчивали неопытные Пьер Гасли и Брендон Хартли. Само собой, ставить перед ними какие-то серьезные задачи уже не имело смысла. Они просто начали готовиться к очередному чемпионату, в котором “Toro Rosso” наверняка вновь захочет финишировать в пятерке лучших Кубка конструкторов и в котором опять почти наверняка с этой задачей не справится.



  “Haas”



Команда Джина Хааса провела свой второй сезон в “Формуле 1”. Он получился лучше первого, но очевидно, что подобные результаты “Haas” – это уже почти предел для коллектива с такой структурой. Американский коллектив слишком уж сильно зависит от “Ferrari”, которая снабжает ее многими компонентами, а также от “Dallara”, что поставляет шасси. Все остальные команды строят свои машины самостоятельно и, несмотря на то, что это дороже, имеют больший потенциал. “Haas” фактически использует устаревшие разработки “Ferrari”, которая даже в теории не может допустить, чтобы ее собственный клиент подобрался на расстояние атаки.



  “McLaren”




Главный итог прошедшего чемпионата для “McLaren” состоит в том, что он уже позади. Третий подряд совместный сезон с “Honda” вновь не принес ничего, кроме разочарований. Новый двигатель от японской компании оказался сколь маломощным, столь и ненадежным. В течение года мотористам удалось добиться прогресса, но было поздно. Терпение руководства “McLaren” подошло к концу, и на контракте поставили крест. Со следующего года в распоряжении команды окажутся двигатели “Renault”, а болельщики и Фернандо Алонсо смогут рассчитывать на то, что славный коллектив из Уокинга вновь вернется в лидирующую группу, из которой выпал пять лет назад.



 “Sauber”



Изначально было понятно, что “Sauber” уготована в сезоне-2017 роль аутсайдера. Финансовые проблемы, прошлогодний мотор “Ferrari”, урезанный штат и далеко не самые талантливые пилоты – не удивительно, что в итоге швейцарский коллектив оказался на последнем месте в Кубке конструкторов. Выбраться с него в следующем году будет тоже непросто. Да, моторы у “Sauber” обновятся благодаря соглашению с “Ferrari”, но остальные-то проблемы никуда не делись. У коллектива теперь новые владельцы и новый руководитель, и задачи перед ними стоят очень сложные.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: