Рубрики

Кредиты будут дорожать

Будущее финансовых услуг в России

Из-за экономического кризиса кредиты в нашей стране подорожали почти в два раза, выросла стоимость услуг лизинга. И в перспективе ситуация вряд ли улучшится.

В СФЕРЕ автокредитования процентные ставки уже сейчас составляют в валюте 15-20% и 20-25% в рублях. По мнению участников рынка, это только начало, в будущем нас ожидает дальнейшее увеличение ставок.

– Сказать насколько и когда вырастут процентные ставки сейчас сложно, но они вряд ли превысит психологическую отметку в 25% годовых (в долларах – прим. ред.), но, не исключено, что приблизится к ней, – говорит Яна Тимофеева, начальник отдела продуктов управления автокредитования банка ВТБ24.

Помимо дальнейшего сокращения продаж автомобилей, это приведет и к сокращению непосредственно самих банков.

– Если говорить об автокредитовании, то к концу 2009 года мы предполагаем, останется 7-8 федеральных банков, предлагающих данную программу, а также Автобанки на рынке премиум-класса, – продолжает собеседник "Клаксона".

Увеличение тарифов связано, в том числе, и с политикой Центробанка. Так как в отличие от европейского и американского, наш главный банк увеличил ставку рефинансирования до 13%. А к примеру, Япония она была снижена на 0,4%, в Европе – на 1,25%, в Великобритания – на 3%, в США – на 4,25%... Этим страны наоборот стимулируют развитие "дешевых" кредитов, чтобы население не прекращало тратить деньги, а соответственно, развивать экономику. У нас же другая позиция – вообще лишить людей возможности взять кредит, чтобы банки не страдали от неплатежей и не рушили финансовую систему.

В правительстве сейчас заговорили о возможном снижении ставки рефинансирования, но у участников рынка оптимизма это не вызывает.

– На сегодняшний день рынок отброшен в своем развитии на несколько лет назад, до уровня 2003-2004 года, когда автокредитование как полноценный продукт было в начале своего развития. Каких-то подвижек в сторону сокращения процентных ставок, а также минимального первоначального взноса по автокредиту, можно ожидать только когда экономическая ситуация стабилизируется, то есть, по самым оптимистичных прогнозам не ранее 2010 год, – говорит Яна Тимофеева, начальник отдела продуктов управления автокредитования банка ВТБ24.

Лизинг пошел на спад?

УВЕЛИЧЕНИЕ ставок и ужесточения требований так же можно наблюдать и в сфере лизинговых услуг. Компании занимающиеся этим бизнесом вынуждены были увеличить стоимость финансирования и требования к клиентам в части их финансовой устойчивости и надежности. Это, разумеется, уже привело к сокращению лизингополучателей. Тем не менее, некоторые игроки рынка панику не бьют.

– Говорить о значительном сокращении количества лизинговых сделок было бы не совсем правильным, скорее, темп роста лизингового бизнеса несколько снизился, – говорит Сергей Дианин, генеральный директор автомобильной лизинговой компании ARVAL.

– Тем не менее, я полагают, в 2009 году спрос на лизинговые услуги будет расти, так как кредиты станут становятся все менее доступными, и лизинг может рассматриваться в качестве альтернативы кредиту, - добавляет собеседник "Клаксона".

Представители других компаний не столько оптимистичны в своих прогнозах.

– Годовых итогом пока еще нет, но если судить по 9-месяцам прошлого года, то в общем рынок сократился на 10%. Локомотивом был как раз автомобильный лизинг, который даже увеличил свою долю с 25 до 30%. Однако, в 2009 году, нас, скорее всего, ждет падение как всей сферы, так и лизинга автомобилей в частности. Насколько? Сейчас сказать сложно, но примерно, на те же цифры, на которые упадет весь автомобильный рынок. По оптимистичному сценарию – на 10-15%, по пессимистичному на 45-50%, – говорит Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса лизинговой компании "Европлан".

Впрочем, все эксперты сходятся во мнение, что многое зависит от клиентуры каждой компании. Крупные зарубежные фирмы являлись и являются надежными партнерами, и если будут сокращать свой корпоративный парк, то не принципиально. Мелкие же фирмы, с 10-15 машинами, скорее всего, начнут отказываться от услуг лизинга и повременят с обновлением своих автомобилей. Тем не менее, по данным группы "Datamonitor" в 2009 году общий корпоративный парк в лизине составит 150.000 машин из них 21.000 в оперативном, против примерно 114.000 в 2008-м из которых 14.000 выданных по схеме оперативного лизинга.

Поделиться: