Лет пять назад владелец “RedBull” Дитрих Матешиц выкупил у концерна “Ford” команду “Jaguar” за символический один доллар. В успех новой “конюшни” мало кто верил, но уже во втором своем сезоне “RedBullRacing” взяла первый подиум. Еще через два года пришла дебютная победа, а воспитанник компании Себастьян Феттель даже боролся, хоть и неудачно, за титул. После “Гран-при Монако” 2010 года “RedBullRacing” впервые в своей недолгой истории возглавила оба зачета чемпионата, а ее руководитель Кристиан Хорнер дал эксклюзивное интервью “Клаксону”.
“Ньюи практик. Он сам гонщик”
С САМОГО начала “Red Bull Racing” мало кто воспринимал всерьез. Казалось, Матешиц решил просто позабавиться – взял в команду стареющего, по меркам “Ф 1”, Дэвида Култхарда, за рулем второй машины менял воспитанников собственной программы поддержки молодых пилотов, а руководить коллективом поставил не имевшего к тому моменту никакого опыта в “Формуле 1” Кристиана Хорнера.
Хорнер на протяжении нескольких лет являлся самым молодым главой “конюшни” в “Больших призах”. Не самый выдающийся гонщик, в 1997 году он создал команду “Arden” в “Формуле-3000” – для себя самого. Но, набрав за два сезона лишь одно очко, решил повесить шлем на гвоздь... Сосредоточившись на управлении “конюшней”, он добился гораздо больших успехов, выиграв три подряд титула в командном зачете, и в 32 года возглавил коллектив “Ф 1”. Сейчас ему всего 37, а “Red Bull Racing” под его руководством лидирует в обоих зачетах чемпионата мира.
Одним из ключевых решений Хорнера стало приглашение в команду Эдриана Ньюи – выдающегося аэродинамика, чьи автомобили с 1990 года выиграли в “Формуле 1” более ста гонок. Его перу принадлежат чемпионские “Williams” и “McLaren” 90-х годов прошлого века. Но последние сезоны до перехода в “Red Bull Racing” были не слишком удачными. Контракт с австрийской “конюшней” многие эксперты восприняли как закат карьеры Ньюи. Однако он сумел доказать, что не разучился строить автомобили, способные выигрывать гонки. Его “RB6” – бесспорно, лучшая машина 2010 года в “Ф 1”.
– Кристиан, пять лет назад вы могли себе представить, что команда так скоро будет бороться за титул с “Ferrari” и “McLaren”?
– Именно такая цель у нас и была. Мы пришли в “Формулу 1” не для того, чтобы отбывать номер. Немногие верили, что мы окажемся там, где сейчас. Но благодаря поддержке и доверию мистера Матешица нам удалось довольно быстро построить конкурентоспособную команду. И наша новая цель – постоянно бороться за самые высокие места.
– Что вы назвали бы ключевым фактором прогресса команды?
– Это – люди. Команду можно сравнить с оркестром. Наша сила в том, что мы умеем работать вместе, у нас никто не фальшивит. В “Ф 1”, как и в любом бизнесе, главное – кадровая политика. У нас много сильных специалистов, в первую очередь я говорю об Эдриане Ньюи и его команде дизайнеров и инженеров.
Эдриан Ньюи – один из главных
творцов успеха “Red Bull Racing” |
– Без Ньюи команда не могла бы добиться такого успеха?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Роль Эдриана велика: он мотивирует команду, знает, как заставить людей работать. Но в “Формуле 1” нельзя добиться успеха только за счет лидеров. Невозможно выигрывать гонки, если нет отлаженной системы. Чтобы ее выстроить, нам потребовалось немало времени. Но сейчас все работает очень хорошо. У нас много талантливых людей в команде. Но Эдриан, безусловно, очень важная ее составляющая.
– Его называют гением. Говорят, у каждого гения есть свои странности. А у Ньюи?
На протяжении нескольких лет Кристиан Хорнер был самым молодым из руководителей команд
“Ф 1”, однако среди воротил “Больших призов” не затерялся. На фото: с Берни Экклстоуном. |
– Да, гении часто бывают немного странными. Но Эдриан – абсолютно нормальный человек. Разве что считать странностью его “помешанность” на автомобильном спорте. Он регулярно гоняется сам (Ньюи несколько раз принимал участие в знаменитой гонке в Ле-Мане для классических автомобилей. – Прим. ред.). Его сын занимается картингом, они вместе проводят много времени на гонках. И все это делает его еще более грамотным инженером. Он понимает, о чем говорят гонщики, потому что сам гонщик. У него есть еще одна черта, которая выгодно отличает его от других конструкторов. Часто, когда говоришь с инженерами, они будто специально ставят тебя в неловкое положение: все время употребляют специальные термины, научные понятия. С Эдрианом все иначе. Когда ты сидишь с ним на брифинге, тебе понятно абсолютно все. Он говорит логично и просто.
– Он ушел из “McLaren” отчасти потому, что не хотел быть просто техническим директором... Какова его роль в этой команде?
– Он наряду со всеми принимает главные решения, идет ли речь о тактике в гонке или дальнейшем развитии команды. Но главное, конечно, это его работа в техническом департаменте. У него есть несколько сильных специалистов, которые возглавляют разные отделы, но Ньюи нельзя назвать просто менеджером. Он интегрирован во все процессы, в курсе всего, что происходит с машиной, и постоянно вносит какие-то поправки. Многое он делает самостоятельно – таков его стиль.
“За Феттеля я спокоен”
Себастьяна Феттеля “Red Bull”
поддерживала с 15 лет, и теперь он может принести компании титул в “Ф 1”. |
В СЕЗОНЕ-2010 “Red Bull Racing” – единственная из топ-команд, в составе которой нет чемпионов мира. Тем не менее нет сомнений в том, что Себастьян Феттель или Марк Уэббер способны выиграть титул.
Большинство специалистов фаворитом сезона считают молодого немца. Феттель – воспитанник компании Матешица, в составе молодежной программы “Red Bull Junior” он с 15 лет и из пилота “Формулы BMW” уже вырос в лидера чемпионата “Ф 1”. Сейчас Феттелю всего 22 года, но за его плечами уже несколько сезонов в “Больших призах”, в его распоряжении лучшая машина чемпионата, а в числе его болельщиков – сам Берни Экклстоун...
– Себастьян в этом году дважды финишировал в гонках, несмотря на неисправности машины. Многие на его месте остановились бы, а он продолжал бороться. Это о чем-то говорит...
– Да, ему пока сильно не везет. В Бахрейне пришлось замедлиться из-за проблем со свечей зажигания, в Барселоне не все в порядке было с тормозами, но он оба раза довел машину до финиша и заработал важные очки. Пока у него всего одна победа, а могло быть три. В Австралии Феттель тоже имел шансы на выигрыш, если бы не сломался тормозной диск. И все равно, он – один из лидеров чемпионата. Он борется. Я думаю, в конце сезона это принесет свои плоды. У других претендентов тоже будут неудачные дни. А Себастьян, надеюсь, свой лимит неприятностей уже исчерпал.
– Феттель очень молод, а в схватке за титул необходимы стальные нервы...
– У него за плечами три года в “Ф 1”. К тому же Себастьян – очень зрелый молодой человек. В прошлом году он совершил несколько ошибок, но извлек из них уроки. И вы можете видеть, насколько он повзрослел. Он собран, сконцентрирован и аккуратен. Так что я за него абсолютно спокоен.
“Уэббер – образец отношения к делу”
Марк Уэббер переживает в “Red Bull Racing” вторую молодость. |
ЕСЛИ ставка на молодость не сработает, то на помощь придет опыт. До прихода в команду Феттеля Марк Уэббер опережал всех своих напарников. Казалось, австралийцу для успеха не хватало лишь одного – быстрой машины. Но когда в прошлом году она у него появилась, он сам оказался не готов к борьбе за титул. Ко второй половине чемпионата 2009 года Уэббер собрался и одержал две победы, но в статусе лидера “конюшни” уже закрепился Феттель.
Мало кто ожидал, что Марк способен бросить вызов напарнику в сезоне-2010. Поначалу так и было. Австралиец провалил азиатско-тихоокеанское турне “Формулы 1”, но с началом европейского сезона все увидели другого Уэббера. В Барселоне и Монако Марк был неудержим, выиграв обе квалификации и гонки. Быть может, этот сезон для 33-летнего гонщика – последний шанс завоевать титул. И он явно не намерен его упускать.
– Насколько тяжело Марку выступать со столь сильным напарником? Ведь раньше он был самым быстрым в своих командах...
– В этом году Марк фантастически быстр. Он – образец отношения к делу. В команде отличная пара пилотов. У обоих есть скорость, у одного – молодость, у другого – опыт. Что-то в любом случае должно сработать.
– В Барселоне ваши гонщики были недосягаемы. Преимущество практически в секунду в квалификации. Но, как показалось со стороны, в гонке соперники подобрались чуть ближе...
– В гонке мы никогда не пытаемся раскрыть весь потенциал машины. Надо внимательно следить за состоянием резины, расходом топлива. В квалификации – другая философия. Марк доминировал по ходу всего уик-энда, и у него был неплохой отрыв на финише. Он мог прибавить еще. Нам просто это не надо было.
– Многие объясняют успех в Испании тем, что трасса подходила вашей машине...
– Мы выиграли в чемпионате шесть поулов из шести возможных. Думаю, это говорит о том, что мы можем выигрывать везде. Конечно, каждая трасса – это новый вызов, но пока наши машины быстры на каждой из них.
– Четыре года назад, перед гонкой в Монако, вы дали слово, что на глазах у всех прыгнете голым в бассейн, если кто-то из пилотов “RedBullRacing” поднимется на подиум. Сейчас можете пообещать сделать нечто подобное, если команда выиграет оба титула по итогам сезона?
– Я учусь на своих ошибках. Тогда Дэвид Култхард финишировал третьим, и мне пришлось прыгнуть в бассейн. Правда, мне разрешили накинуть плащ Супермена. Но сейчас я стал опытнее, взрослее и больше подобных пари не заключаю. Могу обещать только одно, если мы выиграем – устроим большую вечеринку.
Кристиан дал слово, что первый подиум команды в Монако он отметит прыжком
в бассейн в чем мать родила. И прыгнул – впрочем, слегка прикрывшись. |
Олег КАРПОВ,
фото “Getty Images”
Монте-Карло – Москва
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон