Рубрики

Кризис только начинается?

Что будет с автомобильным рынком России в 2009 году

В прошлом году продажи новых зарубежных автомобилей увеличились, но в основном – за счет первых шести месяцев. После чего стремительный прирост сбыта пошел на убыль. А в ноябре-декабре рынок стал сокращаться. И в 2009 году эксперты прогнозируют еще больший спад.

ПРЕДПОСЫЛОК к этому более чем достаточно. Перед Новым годом практически всекомпании предлагали скидки на свои автомобили, вплоть до 20% от стоимости машины. Это подстегнуло спрос, однако не настолько, чтобы положение дел на рынке вернулось к прежнему состоянию. В наступившем году ситуация с ценами кардинально изменится. Уже сейчас почти половина из представленных в России зарубежных компаний объявила о подорожании автомобилей. К концу января – началу февраля, считают аналитики, увеличится стоимость машин практически всех марок.

– Последняя фиксация цен пришлась на середину прошлого года, когда доллар был слабым. За это время его стоимость по отношению к рублю увеличилась более чем на 20%. Растут затраты на производство и материалы. Кроме того, повышение пошлин на ввоз автомобилей до 30% также заставит автопроизводителей поднимать цены на свои машины – причем вне зависимости от того, собирают их в России или за рубежом. В убыток никто работать не станет, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”.

В результате, по мнению участников рынка, в текущем году стоит ожидать серьезного спада продаж.

– Объем рынка, я полагаю, уменьшится на 30%, прежде всего из-за возможного увеличения безработицы и вероятного сокращения доходов населения. Люди будут более избирательно относиться к покупкам. Автомобиль – это не предмет первой необходимости, к его приобретению теперь станут подходить осторожней. Мой прогноз: всего в России за год удастся реализовать 2-2,2 млн новых машин, – полагает Денис Петрунин, управляющий директор “Hyundai Motor СНГ”.

Чуть оптимистичнее смотрят в будущее представители компании “Mazda”.

– Мы считаем, что в 2009 году будет продано столько же автомобилей, сколько в 2007-м, – говорит Йорг Шрайбер, глава российского представительства “Mazda”.

То есть – около 2,3 млн новых автомобилей, включая отечественные.

Мнения других аналитиков не столь однозначны.

– Все будет зависеть от финансовой ситуации, но спад продаж ожидается в любом случае. Вопрос – на сколько? На рынке рассматриваются два варианта: оптимистичный – продажи уменьшатся на 10% и пессимистичный – на 40%. Лично я склонен полагать, что выйдет некий средний показатель – 25-30-процентное сокращение. Однако есть вероятность, что реализация новых автомобилей уменьшится и более чем на 40%. Потребители “пересаживаются” с дорогих на более дешевые модели – это уже тенденция. А те, кто раньше мог позволить себе бюджетную иномарку, теперь могут выбрать подержанную машину – продажи новых автомобилей сократятся еще и из-за этого, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”.

Правда, не все согласны с такой точкой зрения. Например, президент российского представительства BMW Кристиан Кремер считает, что общий спад продаж не так уж сильно скажется на дорогих моделях.

– От премиум-сегмента можно ожидать большей стабильности, чем от рынка в целом. Покупатели по-прежнему заинтересованы в приобретении эксклюзивных автомобилей. Примером тому могут служить растущие продажи BMW серии “M”, – говорит Кремер. – В этом году мы, конечно, не ожидаем бурного роста, однако на сокращение продаж тоже не рассчитываем. Мы хорошо подготовлены к 2009 году, и ряд программ, разработанных нами, поддержит наших клиентов в приобретении автомобилей BMW.

В любом случае для автомобильных компаний и дилеров наступают сложные времена. Особенно если сбудутся пессимистичные прогнозы. Ведь продавцы уже сделали заказы на текущий год. В них, разумеется, учитывается вероятный спад реализации, но не такой значительный, каким он может стать. В среднем российские дилеры заказали на 15-20% автомобилей меньше, чем в 2008 году.

Преимущество промсборки

ПОВЫШЕНИЕ ввозных пошлин должно способствовать развитию производства автомобилей у нас в стране – так считают в правительстве России. Согласны с этим и эксперты рынка, поскольку автоматический рост цен на импортируемые машины дает преимущество компаниям, имеющим локальную сборку. Правда, по мнению аналитиков, автопроизводители, у которых естьсобственные заводы на территории РФ, также не постесняются переписать ценники.

– Государство, по сути, заставило повысить цены на импортируемые автомобили. Но в данном случае им деваться некуда. А компании, имеющие собственное производство, воспользуются этим, чтобы увеличить свою прибыль, – полагает независимый автомобильный эксперт Владимир Шемякин.

Представители компании “Hyundai” (она производит у нас автомобили на ТагАЗе, строит новый собственный завод и импортирует немало моделей) считают, что не все так однозначно.

– Конечно, из-за увеличения таможенных пошлин в более выгодном положении оказываются компании, имеющие локальное производство. Однако не стоит забывать, что в условиях кризиса даже местная сборка может быть более затратной, чем сейчас, – говорит Денис Петрунин, управляющий директор “Hyundai Motor СНГ”.

Есть еще один неприятный момент для сборочных производств. Спад продаж подразумевает сокращение выпуска и сворачивание (хотя бы временное) планов по расширению мощностей. Недаром, к примеру, “Ford” устроил своим работникам длинные новогодние каникулы, а также отложил производство модели “Mondeo”, которое должно было начаться в конце прошлого года. Останавливали конвейеры “Renault”, “Volkswagen”, “Toyota”. Концерн “General Motors” сократил количество смен на своем российском предприятии.

Возможно, локальным производителям поможет подарок, обещанный российскими властями в конце прошлого года. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что государство готово предоставить автопредприятиям льготные кредиты на общую сумму в 70 млрд рублей. Кроме того, госкомпании, которые должны в ближайшее время начать закупки отечественных автомобилей, будут выплачивать заводам аванс в размере половины суммы от контракта, а не 30%, как раньше. Тем не менее на розничных ценах это вряд ли отразится положительным образом – они будутвыше, чем в 2008 году.

А значит, продолжится и падение спроса. Аналитики рынка не исключают, что в этом году конвейеры российских предприятий будутснова останавливаться.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: