Рубрики

Крысиный год для автомобилистов

13:37 12-01-2021

Эксперты подводят неутешительные итоги минувших 12 месяцев.

По итогам 2020 года рынок новых автомобилей в России показал снижение к предыдущему году всего на 7,7%. Что касается вторичного сегмента, то спрос и вовсе достиг уровня 2019 года.

Про цены
Во второй половине 2020 года цены на автомобили росли, не останавливаясь: ажиотажный спрос, который начался ещё летом, создал дефицит наиболее популярных моделей. На фоне высоких курсов доллара и евро это привело к резкому подорожанию машин. Но в масштабе года цены на новые автомобили в среднем поднялись лишь на 10%.

Сильнее всего подорожание сказалось на моделях с невысоким уровнем локализации производства в России, некоторых автомобилях премиум-брендов, а также полностью импортных машинах. Например, Cadillac и Jeep подорожали на 13 и 17% соответственно, а Mercedes-Benz — на четверть. В сегменте масс-маркет сильно выросли цены на Nissan (плюс 17%), Changan (плюс 15,5%), Citroen (плюс 12,4%). Тройка самых популярных в России брендов сумела избежать резкого скачка цен: модели Kia подорожали на 9,1%, Lada — на 5,8%, Hyundai — на 5,6%.

Пересмотр цен на новые машины отразился и на вторичном рынке: аналитики отметили рост в среднем на 5%, хотя многие модели подорожали сильнее. Среди них, например, Lexus RX (плюс 20,3%), Volkswagen Tiguan (плюс 23%), Mercedes-Benz CLA и G-класса (плюс 31%). А многие популярные модели в 2020 году оказались дороже, чем они стоили новыми 3 года назад.

Цены выросли и на совсем старые автомобили, причём на некоторые модели сильнее, чем по рынку в целом. Например, ЗАЗ 968 («Запорожец») подорожал на 29,4%, ВАЗ 2101 — на 32,4%, а ГАЗ 31029 («Волга») — в полтора раза.

Про самые популярные автомобили
Самым популярным новым автомобилем по итогам года на Авто.ру осталась Lada Granta. Второе место — за семейством Vesta, а на третьем оказался кроссовер Hyundai Creta. Замыкают пятёрку лидеров Hyundai Solaris и Volkswagen Polo — обладатель бронзы в 2019 году.

На рынке подержанных машин лидерство тоже за Lada Granta. В топ-3 попали Ford Focus (лидер 2019 года) и Lada Priora. На четвёртом и пятом местах — Lada 2114 и 3-дверная 4×4.

Про рост срока владения
В 2020 году незначительно увеличился средний срок владения автомобилем — до 5,5 года (плюс 0,1 пункта). Однако в ближайшие пару лет эта цифра будет расти дальше, и для этого есть как минимум 2 предпосылки.

Первая из них — непростая экономическая ситуация в России и снижение реальных доходов населения. Из-за этого потенциальные покупатели могут отказаться от планируемой замены автомобиля на новый, особенно если в семье уже есть автомобиль в хорошем состоянии, который не требует дополнительных трат на обслуживание и ремонт.

Вторая — низкие продажи новых автомобилей в 2015 году, когда рынок просел из-за обвала рубля в конце 2014. Принимая во внимание средний срок владения машиной, в 2021 и 2022 годах на вторичный рынок попадёт меньше ликвидных автомобилей.

Авто.ру