Рубрики

Кто ты, «Дух Экстаза»?

13:21 21-05-2021

Фигурка парящей леди на капоте Rolls-Royce, так называемый «Дух Восторга» или «Дух Экстаза»

По официальной версии являющаяся олицетворением богини Ники хорошо всем известна. Вот только далеко не все знают, чей же дух парит в блаженном восторге.

А между тем у этого духа есть вполне конкретное имя и фамилия – Элеонор Веласко Торнтон – женщина удивительной красоты и потрясающего обаяния с очень яркой, но трагичной судьбой. Впрочем, на самом деле мисс Торнтон звали Нелли, а интригующее имя на испанский манер «Элеонор Веласко» она взяла, когда начала работать в офисе модного автомобильного журнала The Car Illustrated после окончания школы. Ну, сами понимаете, молодая барышня вышла в свет, дивный новый мир, соблазны и искушения, романтическая эпоха модерна…

Элеонор Веласко Торнтон

И пускай в жилах Элеонор Торнтон не текло ни капли испанской крови – ее отцом был Фредерик Торнтон, австралийский телеграфный инженер, а матерью Сара Энн Торнтон, происходившая из скромной семьи жителей Лондонского Сити – страсти и темпераменту британки позавидовала бы сама Кармен.

Прекрасно образованная, самых прогрессивных взглядов, Элеонор не привыкла сидеть без дела. Она активно включилась в работу издания, чем сразу же привлекла внимание его основателя и редактора (вот сейчас будет сложно): Джона Уолтера Эдварда Дуглас-Скотт-Монтегю, 2-го барона Монтегю из Бьюли.

Сказать что уже вполне зрелый и, естественно, женатый барон до безумия влюбился в прекрасную юную феминистку – не сказать ничего. Но, конечно же, как полагается благовоспитанному консервативному аристократу некоторое время он скрывал свои чувства. Впрочем, время это было недолгим и уже очень скоро дворянин-редактор, а так же энергичный пропагандист автомобильного движения, член Палаты Лордов, член Дорожного Совета и прочая, прочая, прочая, сделал Элеонор своим личным секретарем. После чего отступать назад было уже слишком поздно.

Элеонор Веласко Торнтон и Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю

Возникшая любовная связь, несомненно, тщательно скрывалась, но близкий круг друзей и доверенных лиц прекрасно знал о ее наличии. К сожалению, несмотря на то, что Элеонор отличалась острым интеллектом, живостью ума и бесподобной красотой, она не имела в светском обществе той эпохи должного положения. Куда ей, простолюдинке до голубых баронских кровей… Поэтому и в самых смелых фантазиях она не могла претендовать на брак с пэром Англии. Даже если предположить, что по какому-то невероятному стечению обстоятельств ему вдруг разрешили бы развестись.

Такая ситуация, естественно угнетала обоих. Она усугубилась, когда для соблюдения норм приличия родившуюся от этой связи Джоан Элеонор Торнтон, пришлось отдать на удочерение – осуждение света самым негативным образом сказалось бы на благополучии всех троих. Но расстаться друг с другом влюбленные не могли.

И где же тут Rolls-Royce, спросят нетерпеливые читатели? Самая заурядная дворянская интрижка устаревшего патриархального общества… что здесь интересного…

Нет, не самая заурядная. Лорд Монтегю действительно безумно любил Элеонор и не мог представить без нее жизни. Он не знал, как отблагодарить девушку за то счастье, которое она даровала ему своей взаимностью. Прекрасно понимая, что даже тысячекратно произнесенных комплиментов, выражающих признательность за любовь, за волшебные чувства и сладостные мгновения бесконечно мало. Что же сделать ему, чтобы доказать глубину и искренность своих чувств?

Идея пришла внезапно. Барон поручил своему другу, талантливому скульптору, художнику и иллюстратору, с которым сотрудничал в The Car Illustrated Чарльзу Робинсону Сайксу, изготовить личный талисман для капота своего «Роллс-Ройса» Silver Ghost. А в качестве модели предложил, конечно же, Элеонор Веласко Торнтон. Сайкс не раздумывая создал статуэтку, изображающую девушку в развевающихся одеждах и приложившую один палец к губам – «Шепот» (The Whisper), символизирующий тайну любовного романа.

В то время эти фигурки на капотах пользовались бешеной популярностью. Именно как талисманы, которые заказывали себе владельцы дорогостоящих четырехколесных игрушек. Однако на «Роллс-Ройсах» таких фигурок в принципе не было, поскольку и Генри Ройс и Черльз Ройс терпеть их не могли.

А вот генеральный директор компании Клод Джонсон (которого часто называют «дефисом» в Rolls-Royce, впрочем, это уже совсем другая история) относился к талисманам вполне лояльно и понимал, что для популяризации продукции нечто подобное не помешало бы водрузить на капот. Будучи знакомым с Сайксом он как-то увидел «Шепот» и понял, что это именно то, что нужно всем «Роллс-Ройсам».

Остальное уже было делом техники. В феврале 1911 г. художник представил компании Rolls-Royce мотив The Spirit of Speed, ставший вариацией на тему «Шепота». Позднее его переименовали в The Spirit of Ecstasy – «Дух Восторга». Вот уже 110 лет этот дух неизменно парит над каждым автомобилем марки. И парить он будет, по легенде, вечно, поскольку несчастной Элеонор так и не удалось с миром упокоиться в бренной земле.

Она утонула в возрасте 35 лет вместе с сотнями других пассажиров 30 декабря 1915 г, когда лайнер «Персия», на котором влюбленные путешествовали через Средиземное море в Индию, был без предупреждения торпедирован немецкой подводной лодкой U-38 под командованием Макса Валентинера. Барон Монтегю чудом выжил…

Текст:Михаил Калинин

фото из открытых источников

Поделиться: