Рубрики

“Lada”: шутки в сторону

Заводские “Lada” будут выступать в чемпионате мира


В середине ноября свершилось то, о чем говорили весь последний год. Заводская команда АвтоВАЗа будет выступать в WorldTouringCarChampionship со следующего сезона. Дебют автомобилей “Lada” в чемпионате мира по Турингу уже состоялся: в 2008 году на российских автомобилях выступала команда “RussianBears”. Теперь она, как и ожидалось, получила заводскую поддержку. Отныне “Lada” будет таким же равноправным участником одного из трех чемпионатов мира, проводимых под эгидой Международной автомобильной федерации, как “Chevrolet”, “Seat” и BMW. Как бы странно для кого-то это ни звучало…

ОБЩЕЕ настроение представителей прессы на церемонии подписания контракта между АвтоВАЗом и организаторами WTCC было понятно. Под занавес пресс-конференции президент тольяттинского завода Борис Алешин выступил с эмоциональной речью. Про покупателей машин, которые голосуют рублем за отечественного производителя, про необходимость избавляться от комплексов, присущих только жителям России. “Что это за позиция такая? Нельзя же всегда считать себя какими-то обделенными, зажатыми”, – с легкой улыбкой ответил президент АвтоВАЗа на язвительный вопрос журналистки из Самары – можно ли вообще сравнивать отечественные “Лады” с BMW и “Seat”? Сидевший рядом Марчелло Лотти, руководитель промоутерской компании, работающей с WTCC, еще не услышав перевода речи Алешина, активно закивал. Получилось убедительно, и даже смешков в ответ не последовало. Тем не менее ни суть, ни тональность главного вопроса от этого не изменились. Сама по себе новость о выступлении заводских автомобилей “Lada” в чемпионате мира наравне с солидными европейскими марками – уже повод для оживленной дискуссии. Это ведь даже не новость. Это готовый полноценный анекдот.

Имидж отечественных автомобилей в России известен и тенденций к изменению пока не проявляет. По большому счету, уже сейчас понятно, что выступление “Lada” в WTCC ситуацию вряд ли изменит. Скорее может стать поводом к созданию новых баек. Впрочем, пока шутить не над чем…


Верной дорогой…


ВСЕ ПРОИЗОШЛО очень быстро. Совсем недавно, около трех лет назад, провалился первый проект по выступлению “Lada” в WTCC. Тогда все было обставлено в наших лучших традициях: команда готовилась к старту с огромным бюджетом, звучали громкие речи. Так же традиционно проект и похоронили – без официального объяснения причин, бесшумно и тихо. Отказ от планов совпал со сменой руководства завода. Новые управленцы потом в частных беседах объясняли просто: “Какой от этого смысл? Зачем нам там выступать и проигрывать по 10 секунд с круга?” Действительно, незачем…

Если такая же судьба постигнет и новый проект, публику это вряд ли очень удивит. А в случае успеха будет повод лишний раз улыбнуться. Ну а если говорить серьезно, то нынешний путь, которым АвтоВАЗ идет в WTCC, совершенно логичен. Для начала автомобили “Lada” на старт в чемпионате мира выставила частная команда “Russian Bears” и провела на них почти полный сезон. С одной стороны, может показаться странным: маленькой “конюшне” удалось сделать то, что ранее оказалось не под силу заводу. Но с другой – ничего лучшего для “обкатки” новой машины и придумать нельзя. Это общепринятая практика в автомобильном спорте. Тольяттинцы должны быть искренне благодарны Виктору Шаповалову – одному из руководителей и пилоту “Russian Bears”. Хотя бы за то, что он принял на себя первую порцию саркастических выпадов со стороны коллег и журналистов, когда решил пересесть с BMW на “Lada”. Алешин своей благодарности и не скрывает. В конце концов, начни АвтоВАЗ кампанию с чистого листа, проблем было бы больше, огласка – шире, критика – масштабнее. Сейчас все проще. Опыт, хоть и небольшой, все же есть, со скоростью проблем не возникало. Да, команда Шаповалова в сезоне-2008 не блистала, но и “по 10 секунд с круга” не проигрывала.

“Russian Bears” ломать не стали. Напротив, именно на ее базе будет создан заводской коллектив. Вернее даже сказать, что частная “конюшня” получила заводскую поддержку. С бюджетом и всеми вытекающими последствиями в виде контракта с организаторами на долгий срок и производственных мощностей. Это тоже немаловажно. Потому что следующий верный шаг – это переход на новые машины. “Lada 21106”, на которых “Russian Bears” выступали в сезоне-2008, примут участие лишь в первых гонках следующего года. Затем на смену придет “Priora”. Подготовленная той же, по сути, частной командой, но с помощью завода, с полноценными аэродинамическими стендовыми испытаниями. В проекте, на что ни обрати внимание – все четко спланировано. Минус – всего один. Для широкой публики, для тех же покупателей, что “голосуют рублем за отечественные машины”, соревнование “Lada” и BMW – это пока все-таки шутка. Не менее удачная, чем про “Запорожец” и “Mercedes”.


Имидж – ничто?


УЧАСТИЕ “Lada” в чемпионате мира по Турингу – проект, безусловно, имиджевый. Ведь как заметил Алешин, в Тольятти грамотной рекламой не занимались уже давно.

Проблема в другом. Даже такой, логичный и правильный, имиджевый проект может оказаться просто бесполезен именно здесь, в России. Для примера: “Citroёn” выиграл пять подряд титулов в чемпионате мира по ралли, а “Peugeot” едва не покорил “24 часа Ле-Мана” с первой попытки. Это ли не блестящие примеры отличной имиджевой рекламы? И что с того? Для наших покупателей намного важнее то, что “Peugeot” и “Citroёn” – машины французские. Этим уже все сказано. Это и есть их имидж и главная характеристика. Можно даже сказать – диагноз.

Пусть сбудется прогноз Бориса Алешина, и “Lada” в чемпионате мира станет крепким середняком. Что в результате? Разве никто не скажет, что в столь нелегкие времена завод экономит на зарплатах рабочим, а деньги тратит на бесполезную забаву? Скажут, даже если к реальности это не будет иметь никакого отношения.

Можно также предположить, какая последует реакция, если “Lada” начнет выигрывать гонки или, пуще того, сможет бороться за титул. В этом, кстати, не будет ничего удивительного. Когда речь идет о спорте, нельзя сравнивать дорожные машины. Говорить, что серийная “Lada Priora” не хуже “BMW 320i” по меньшей мере наивно. Но к гонкам это никакого отношения не имеет, пусть даже выступают в чемпионате мира машины, внешне очень похожие на своих стандартных собратьев. На трассе они будут равны благодаря регламенту. Но в России эффект от такого равенства может получиться странным. Кто-нибудь обязательно вспомнит про нефтедоллары и увенчает домыслы лаконичным “опять все купили”.

Можно говорить и о дополнительной рекламе. Это вопрос тоже очень интересный. Будут ли российские автомобили покупать потому, что они соревнуются в чемпионате мира с BMW? Наверное, нет. Легче поверить в то, что “Lada” станет пользоваться чуть большим спросом за рубежом – в России большинству покупателей этих машин четыре загадочные буквы WTCC ни о чем не говорят…

Вывод из этого может быть лишь один. У проекта АвтоВАЗа по участию в WTCC очень много плюсов, но самое главное его достоинство как раз в том, что ни руководство завода, ни сама команда не обращают внимания на главный минус. В Тольятти хотят жить по-новому, а потому для всех участников этого проекта он очень важен. Для Бориса Алешина, который хочет гордиться своей новой молодой командой. Для Владислава Незванкина, который занимается неблагодарным в России делом – автомобильным спортом. Для Виктора Шаповалова – очень патриотичного человека, потому что только такому могла прийти в голову мысль добровольно пересесть с BMW на “Lada”. По большому счету, не об имиджевой рекламе надо говорить, не о маркетинге – понятиях в нашей стране пока не прижившихся. Российская команда будет участвовать в чемпионате мира наряду с BMW, “Chevrolet” и “Seat”. За нее ведь можно и просто поболеть. В конце концов, вроде бы именно для этого существует спорт?

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: