Рубрики

“Lada Xray”: X-файл

13:56 29-02-2016

В концептуальном девичестве “Lada Xray” вызвала столько интереса, что, материализуйся на том же Московском автосалоне образца 2012 года серийная версия, рынок безотлагательно пал бы под ее чарами. Конвейерная реальность существенно убавила громкость былого вау-эффекта.

На российском автопроме поставили большой крест. И он там впервые смотрится неплохо


В концептуальном девичестве “Lada Xray” вызвала столько интереса, что, материализуйся на том же Московском автосалоне образца 2012 года серийная версия, рынок безотлагательно пал бы под ее чарами. Конвейерная реальность существенно убавила громкость былого вау-эффекта.

Lada Xray

В ТО УТРО меня повсюду преследовали знаки. Они беспардонно лезли в глаза в метро, на вокзале, в аэропорту, то ли от чего-то предостерегая, то ли морально к чему-то готовя. Обычно невосприимчивый к суевериям и отметающий случайность совпадений, я несколько напрягся. А красные огоньки рентген-аппаратов, просвечивавших мой видавший виды рюкзак, продолжали тревожно вспыхивать неизменными буквами “x”, “r”, “a”, “y”. Прежде их успешно фильтровало периферийное зрение...

Меж тем на “АвтоВАЗе” они давно наполнились сакральным смыслом. В свое время главный дизайнер, элегантный британец Стив Маттин, задался целью сформировать современный образ бренда “Lada”. Что такое имидж, в Англии хорошо знают, потому до сих пор разъезжают на кэбах и “даблдекерах”. Так вот, по расхожей заводской легенде, мэтр придумал собственный “автомобильный алфавит”, проассоциировав каждую марку с определенной латинской литерой. Как нарочно, свободным после скрупулезного отсеивания оказался только “X” (гусары, молчать!), который и поспешили застолбить. А последовавшее за вакантной буквой продолжение, тот самый “ray”, стало витиевато символизировать “луч, пронизывающий концепцию автомобилей с ладьей на эмблеме и устремленный в будущее”.

Красивая ли это маркетинговая сказка или официальная PR-быль – не важно: с “Xray” связаны и более загадочные вещи. Мне, к примеру, так до конца и не открылась истина его классовой принадлежности. В презентации модель фигурирует как компактный хетчбэк, стилистически приближенный к SUV, что отчасти справедливо в силу специфической формы кузова, 19,5-сантиметрового дорожного просвета и моноприводности. А официальные лица несколько раз акцентировали внимание на том, что по аналогичным причинам считают автомобиль “компактным городским кроссовером”. Причем даже полный привод пообещали имплантировать. Но уже в обнесенный защитным пластиком “Xray Cross” – ему на заводе как раз подбирают трансмиссию.

Пришлось определяться самостоятельно: после долгих сомнений записал в “хетчи”. Финальной точкой принятия решения стало отсутствие регулировки рулевой колонки по вылету, мотивированное... дефицитом места для задних пассажиров. Мол, люди начинают вместе с рулем отодвигаться назад, а там в “B-классе” места и так не особо много...

<~1~>

Дальше – интереснее: аудитория. Ну, на далеких от автомобильной тематики активных и молодых, с минимальным стажем вождения или же подбирающих первую машину, останавливаться не будем, ибо близко к правде. Но почему помимо просто нового они вдруг любят… “экспериментальное”? Времена, когда все собранное у нас требовалось “доработать напильником”, уверен, прошли – собран “Xray” на уровне. Даже контуры места “выстрела” подушки безопасности пассажира на жестком пластике передней панели снаружи не видно: их нанесли изнутри лазером. Что б красиво было…

А современная вспомогательная электроника, которая гипотетически могла бы позволить начинающему водителю поэкспериментировать на асфальте, здесь отсутствует по той же причине, почему присутствует автомеханическая коробка передач – экономическая целесообразность.


Две десятых в пассиве


К ТОПОВОМУ 1,8-литровому двигателю собственной разработки прилагается только робот с одним сцеплением – такая разновидность автомата сегодня слывет самой доступной. В частности, для понимания: педали две, положения селектора три. Убрал “ручник”, заменяющий “Parking”, толкнул рычаг вперед или назад из “нейтрали”, нажал на акселератор и покатил. “Чайнику” на дороге – самое то!

В теории все гладко – практика от нее существенно отличается. В момент переключений между ступенями образуется натуральная пропасть, черной дырой затягивающая начальный позитив. Вместо ожидаемого ускорения получаешь совершенно обратный эффект – машина замедляется. А потом происходит рывок, который шейными позвонками ощущают даже мирно дремлющие сзади пассажиры. Остальные зависания и не всегда своевременные смены передач, столь же характерные для работы упомянутого агрегата в автоматическом режиме, явно принижают приличный потенциал 122-сильного мотора. Впрочем, за восклицательным знаком на стекле это, наверное, не особо заметно.

Потому позволю себе дать мини-совет, как достичь некоего подобия гармонии с передаточными числами: чтобы все происходило более-менее ровно, стоит приноровиться чуть отпускать акселератор перед каждым переходом коробки вверх. Момент, конечно, надо для начала прочувствовать. Если получится – переключения непременно обретут какую-то плавность.

У меня получалось с переменным успехом. И я быстро отдал предпочтение ручному режиму, близкому по ощущениям к обычной механике. А вскоре и вовсе рокировался в модификацию со 110-сильным атмосферником объемом 1,6 литра и пятиступенчатой механической коробкой c четкими ходами. Версия оказалась и динамичнее, и эмоциональнее, и вообще как-то собраннее – мои симпатии всецело остались на ее стороне. С нетронутыми олимпийским бульдозером местами на Черноморском побережье “Xray” расправлялся плотной подвеской, а я не испытывал большого недостатка ни в тяге, ни в мощности на приличных перепадах высот.

Возникающие по ходу сочинской “пьесы” ездовые амбиции быстро урезонивал электрогидравлический руль с вязким “кисельным” усилием, индифферентный к дорожным активностям. Не благоволила им и система стабилизации – она всегда бдит, не отключается и при потере сцепления колес без лишних проволочек, по-шекспировски переходит к удушению мотора. Не забалуешь!

Lada Xray

Хотя несколько раз водители, почти уткнувшиеся на светофоре носами своих машин в корму “Xray” для идентификации модели, явно готовы были меня в этом заподозрить, когда при старте я откатывался назад. Как оказалось, система, что пару секунд удерживает “Lada” на уклоне, срабатывает только при сильном нажатии на тормоз. Позже наловчился и стал активнее вдавливать педаль. Чтобы красные стоп-сигналы моего хетчбэка стали своеобразным знаком для остальных: крест на нашем автопроме ставить еще рановато – у него нет пути назад. И к этой мысли, как и к самому автомобилю, надо просто привыкнуть...


Последние авто новости и результаты тест-драйвов LADA (ВАЗ) читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: