Рубрики

“Land Rover Experience”: нормальные герои

“Land Rover Experience” расширяет программы водительского мастерства

Базовые курсы внедорожного вождения, предлагаемые школой-полигоном “Land Rover Experience”, этой осенью были дополнены тремя новыми дисциплинами. Теперь любой желающий может научиться преодолевать опасные участки с минимальным набором вспомогательных средств, эффективно использовать лебедки и навигационное GPS-оборудование.

– КТО ОТВЕТИТ, каков главный принцип компании “Land Rover”?

Из зала посыпались реплики, но инструктор укоризненно покачал головой:

– Запомните: главный принцип – безопасность. Водитель “Land Rover” всегда должен о ней думать, причем в самом широком смысле этого слова. Мы тут месим грязь, водим технику на пределе возможностей, но от наших действий не должна пострадать ни одна веточка. Я уж не говорю о вас – будьте предельно внимательны друг к другу.

Вот так раз! Приехали за приключениями, а получили наказ ездить “медленно, насколько возможно, и быстро, лишь насколько требуется”. Это, к слову, оказалось еще одним принципом “Land Rover”...

Однако затем выяснилось, что безопасность – это стержень всех новых программ обучения. Позже, когда мы выбрались из гостевого домика в леса и поля, нас ставили в такие ситуации, которые со стороны выглядели как безвыходные. Страх перед непреодолимым препятствием и адреналин в крови могли помешать в принятии правильного решения – одно неверное действие, и наломаешь дров. Но рядом всегда был инструктор, который мог сказать: “Теперь не суетись. Геройство ни к чему. Помни правило трех “П”: посмотри, подумай, проезжай”. Мы выходили из машин, осматривали препятствие, а затем, сделав все, как велел инструктор, двигались дальше.

У крутого подъема остановился “Range Rover”. С водительского места выбрался парень и попытался с разбегу взобраться на кручу, но его кроссовки даже не держались за поверхность – скользили вниз. До меня донеслись обрывки диалога:

– Ну, вы шутники... Да как он сюда заедет?

– Правильно рассуждаешь. Лучше искать другой путь. Но мы все же откроем инструкцию.

Преподаватель объяснил, что надо включить пониженный ряд, выбрать режим работы подвески “off-road”, активировать систему контроля спуска с горы (на тот случай, если высота не будет взята) и, наконец, повернуть селектор “Terrain Response” в первую позицию – “снег, трава, гравий”.

– Вот теперь все системы машины настроены для подъема – заблокированы оба дифференциала, смягчена реакция на газ, включен строгий режим антипробуксовки, – пояснил инструктор и тут же предложил пари. – Давай поспорим, что сейчас заедешь наверх без проблем!

Внедорожник как ни в чем не бывало вскарабкался на вершину. И это – по подъему стопроцентной крутизны!

Неподалеку открывалась взору еще одна душещипательная сцена. На скользком глиняном склоне оврага буквально висел “Freelander 2”, а позади стоял “Range Rover”. Своим ходом продвинуться вперед техника не могла. Да и назад, судя по всему, тоже.

– Разматываем динамические стропы, вон на тот пень набрасываем корозащитную стропу, ставим шакл и протягиваем через него стропу к нижней машине, – командовал инструктор.

Если кто не знает, шакл – это такая прочная стальная проушина с резьбовым фиксатором. Пикантность ситуации заключалась в том, что железку использовали вместо блока, а потому затея со стороны выглядела как очень рискованная. Но когда “Range Rover” аккуратно тронулся назад, он довольно легко вытащил “Freelander 2” вверх. Затем стропы перебросили напрямую, а функцию трактора взял на себя “Фрил”. Через минуту обе машины были “на свободе”.

Шесть важных рекомендаций инструкторов “Land Rover Experience”
  • - Купите небольшую складную лопату, надежную буксировочную стропу, несколько пар перчаток и возите с собой. Рано или поздно они пригодятся.
  • - Спускаться и подниматься следует по возможности придерживаясь линии естественного уклона. Диагональное движение чревато неуправляемым скольжением и даже опрокидыванием.
  • - Относительно неглубокие канавы или невысокие насыпи в отличие от склонов правильно преодолевать под углом.
  • - Избегайте крупных замерзших луж зимой – проломившийся под тяжестью машины лед способен заблокировать автомобиль.
  • - Лучше сотню метров сдать задним ходом и проехать участок заново, чем “расклиниться” в глубокой колее
  • - Принудительное отключение системы DSC снимает ограничение тяги двигателя и позволяет проходить некоторые виды препятствий (скользкий подъем, грязевая колея, снежная целина). Однако не забывайте включать систему обратно после преодоления препятствия

Конечно, это был лишь трюк, иллюстрирующий для журналистов суть курса “Recovery”. На самом деле тренинг проходит иначе: на трассу второго уровня сложности (для лебедочных “Defender”) отправляют серийные “Freelander 2” без всякой спецподготовки. С собой можно взять минимум средств – лопату, стропы, домкрат. Застревают кроссоверы на маршруте гарантированно и многократно. Но навыки “Recovery”, специальные знания и правильная оценка ситуации позволяют провести автомобили без повреждений (и даже без крепких выражений) в совершенно невозможных местах.

На протяжении шести часов по полигону сновали машины, штурмуя колеи, ямы, грязевые ванны, искусственные валуны и даже лестницы. Очень сильное впечатление производил “Defender” – он, раскорячив мосты, проходил все преграды с упорством танка.

В лесу параллельно проводился тренинг по ориентированию c GPS-оборудованием “Garmin”. Одни прятали что-нибудь в зарослях, записывали на листочке координаты, затем передавали его тем, кто должен спрятанное найти. Умение прокладывать маршруты вне дорог и фиксировать точки на картах неоценимы для рыболовов, охотников и грибников – навигационная электроника экономит время, делает лесные или полевые приключения намного безопаснее.

Там же, в зарослях, народ от души упражнялся с лебедками. Начинающие “лебедочники” часто переоценивают свои возможности, применяют спецоборудование неправильно, не знают всех его возможностей и потому нередко получают серьезные травмы. Насколько хитра и опасна эта наука, стало понятно, когда в ходе занятий послышался зловещий треск и публика бросилась врассыпную...

Впрочем, это было единственное жертвоприношение ради опыта “off-road”. Вдобавок безобидное – дерево-то оказалось совсем трухлявым. Так что ни люди, ни природа не пострадали. Как и просили.

Руслан ТАРАСОВ,
фото автора

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Land Rover читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: