Для многих фанатов настоящих внедорожников “Land Rover Defender” долгие годы оставался классикой, почти иконой. Но беспощадный прогресс меняет все. И вот его жертвой пал и британский классик – концепт “DC100” продемонстрировал, что в недалеком будущем легендарный вездеход станет совсем другим.
МОЖНО сколько угодно вздыхать, что раньше автомобили были понятными и честными, а вот нынешние хоть и отличаются красотой, но по духу уже не те... Лучше других ответ на подобные претензии сформулировал Джерри МакГоверн, директор по дизайну компании “Land Rover”: “Работая над концептом “DC100” мы взяли из прошлого функциональные элементы дизайна и заново интерпретировали их в соответствии с духом XXI века”. И впрямь, глядя на прототип будущего “Defender”, трудно с ним не согласиться – выглядит он очень модно и современно. При этом и классических черт в нем немало. Вот только фанаты подобных машин – народ консервативный, столь резких перемен могут и не оценить. Чем же еще, кроме внешности, привлечет их “DC100”?
Третьим будешь?..
ПЕРВОЕ, что бросилось в глаза в интерьере – простота и лаконичность. Но, приглядевшись повнимательнее, понимаешь, что здесь все основательно продумано. Например, у концептов с 100-дюймовой колесной базой (именно так, в дюймах, инженеры “Land Rover” традиционно обозначают размер базы своих машин. Нам более привычна другая величина – 254 см) всего один ряд сидений! Зато самих сидений здесь три: крышка широкого защищенного бокса между креслами служит местом для третьего седока. Такую компоновку британские инженеры назвали “социализированной”, то есть удобной для общения. Однако, усевшись за руль, начинаешь невольно сомневаться в рациональности такого решения: места в середине маловато, да и ноги среднего пассажира неизбежно встанут на окрашенный в цвет кузова “горб” туннеля.
Привлекла к себе внимание и передняя панель. В нее встроено несколько больших вещевых отделений, зато нет привычного приборного щитка. Вместо него вся информация выводится на большой многофункциональный экран с сенсорным управлением, торчащий над центральной консолью. Кстати, его планируют сделать не только компонентом автомобиля, но и самостоятельным устройством – уходя из машины, его можно будет снять и забрать с собой. Благодаря наличию автономного питания, встроенного жесткого диска, HD-камеры и системы спутниковой навигации, он сможет в дальней поездке заменить собой портативный компьютер. А отделка планшетника ударопрочным и водонепроницаемым силиконом позволит не опасаться за его сохранность даже в самых тяжелых условиях.
Немало внимания уделили и внутренней отделке. Поскольку “DC100” предназначен для эксплуатации в самых тяжелых условиях, над выбором материалов поработали особенно тщательно. Например, помимо алюминия дизайнеры использовали ткани “Ultrafabric” и “Superfabric” – ими обтянули часть передней панели, дверные вставки и сиденья. Их сочли наиболее подходящими из-за уникальных свойств: они антибактериальные, водоотталкивающие и хорошо сопротивляются старению даже под воздействием прямых солнечных лучей. Последнее наверняка окажется особенно актуально для открытой версии “Sport”.
Оригинальные идеи обнаружились даже в багажном отделении концепта. По центру отсека проложили алюминиевую полосу для индуктивной зарядки – от нее могут получать питание опционные боксы с охлаждением или подогревом. Здесь же можно заряжать съемные акустические колонки, которые специально для “DC100” создала компания “Meridian”.
В стиле техно
В РАЗЫ выросли и технические возможности. Вопрос с двигателями пока остается открытым: на концепте “DC100” установили двухлитровый четырехцилиндровый дизель, а на открытом “DC100 Sport” – аналогичный бензиновый агрегат. Впрочем, к моменту начала серийного производства машины моторы могут и поменять, поэтому первое (весьма позитивное) впечатление от тяговых характеристик может оказаться обманчивым. А вот с трансмиссией уже более-менее определились: будут устанавливать восьмиступенчатую автоматическую коробку передач производства “ZF”. Ее крупный селектор вынесли на “нарост” под приборным экраном: авторы этого решения утверждают, что водителю так будет проще оперировать коробкой. На практике же довод показался сомнительным – тянуться к “джойстику” оказалось не очень удобно. А когда в середине усядется третий член экипажа, переключение режимов может превратиться в реальную проблему. Зато помимо своих прямых обязанностей коробку обучили работать совместно с системой “старт/стоп”. Для этого к ней “привязали” систему стартера с двумя соленоидами.
За распределение крутящего момента между колесами на концепте вместо традиционных механических блокировок дифференциалов отвечает система “Torque Vectoring” с электронным управлением. Она работает в тесном союзе с системой динамической стабилизации: оперативно подтормаживает буксующие колеса, перенаправляя тягу к имеющим в данный момент наилучшее сцепление с землей.
Кроме того, во имя экономии топлива “DC100” может становиться моноприводным. В случае, если необходимости в приводе на все колеса нет, система “Driveline Disconnect” отсоединяет задний карданный вал от центрального дифференциала. Благодаря этому на хороших дорогах расход топлива можно снизить на 7%, а при малейшем скольжении автоматика снова подключит заднюю ось.
В огонь и в воду
ЕСТЕСТВЕННО, главный вопрос: как новый “Defender” будет справляться с бездорожьем? Для этого у него появится немалый арсенал. К примеру, уже на нынешних прототипах установили новую пневмоподвеску, которая позволяет увеличивать дорожный просвет до внушительных 32 см. К ней добавили амортизаторы “Magneride” третьего поколения с автоматически регулируемыми параметрами. Благодаря нововведениям “DC100” обладает неплохой управляемостью на асфальте, не теряя при этом внедорожного потенциала.
На концепте дебютировала и обновленная система “Terrain Response”. Она призвана оперативно оптимизировать характеристики автомобиля в зависимости от окружающих условий. Ее электронный “мозг” получает информацию от датчиков пробуксовки, величины перемещения подвески, угла поворота руля и усилия нажатия на педали газа и тормоза. Кроме того, она анализирует изображение с HD-видеокамер, расположенных в боковых зеркалах. Микропроцессор сравнивает картинку с хранящимся в памяти “эталоном”, самостоятельно определяя разницу между песком, травой, грязью или снегом. Обработав весь этот поток данных, автоматика незамедлительно реагирует на дорожную обстановку: переключает передачи в трансмиссии, регулирует крутящий момент двигателя, меняет характеристики амортизаторов. Впрочем, особо консервативный водитель сможет, как и прежде, переключать режимы работы системы вручную через меню на экране.
Трехдверка выглядит более традиционно. Позже гамму планируют расширить более чем
до десятка разнообразных модификаций. |
Еще одна весьма оригинальная система “съемки” поверхности перед автомобилем, использующая видеокамеры и радар-сканер, будет воссоздавать картинку на приборном экране. Более того: если компьютер заметит и распознает непреодолимое препятствие, например, крупный валун, он оповестит об этом водителя и нарисует на экране подсказку – оптимальную и безопасную траекторию объезда. Да и в городе сканер не будет бесполезной игрушкой: он может обнаружить пешехода на проезжей части и предупредить водителя о грозящей опасности.
Другой электронный помощник, система “Wade Aid”, сделает “DC100” отдаленно похожим на подводную лодку. Ведь ее датчики, расположенные в бамперах и корпусах наружных зеркал, словно гидролокатор, умеют распознавать водные преграды и даже измерять их глубину. С ними владельцу внедорожника не придется ломать голову, стоит ли пытаться переехать ручей вброд или поискать объезд. А если уж водитель решился заехать в воду, система совместно с креномером определяет изменение уровня дна, закрывает вентиляционные отверстия в кузове, выбирает пониженную передачу в трансмиссии и выдает рекомендацию по скорости движения вместе с графической картинкой на центральный экран.
Но, пожалуй, самое интересное техническое решение – это шины концепта. В них есть вспомогательная воздушная камера, связанная с желобками, в которых прячутся... шипы. Когда водитель подает команду, встроенная в колесо электромеханическая система подает в камеры дополнительную порцию воздуха, которая выдвигает шипы в рабочее положение. А после преодоления скользкого участка лишнее давление стравливается, и шипы снова убираются внутрь, не мешая комфортному передвижению...
После теста осталось чувство сожаления: с большей частью электронного великолепия пришлось знакомиться только в теории. Ведь “DC100” пока далек от настоящего автомобиля, и многие системы на нем еще не работают. Но уже сейчас хочется спросить: а какие из этих решений перекочуют с концепта на будущий “Defender”? И вообще, можно ли будет назвать новую машину столь заслуженным именем? Увы, пока даже сами инженеры не могут сказать, все ли новаторские технологии пойдут в серию. Но уже сейчас первое знакомство позволяет сказать, что всем известный “Defender” в недалеком будущем изменится почти до неузнаваемости.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Land Rover читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон