На обычно полупустом шоссе, ведущем на “секретный” (на картах найдете не сразу) вазовский полигон “Сосновка”, в тот день было не протолкнуться. Народ ехал бодро, группировками, периодически обгоняя друг друга по пустой встречной на глазах у стоящих на обочине сотрудников ГИБДД. Каждый третий автомобиль — свежая “Granta” или “Vesta”. И хотя я здесь впервые, спокойно выключаю навигатор: весь Тольятти едет на главное гоночное событие зимы (и первую гонку сезона в России, между прочим), а я еду за Тольятти. Проезжаем КПП и оказываемся на территории полигона — вереница машин тянется километра на два! Тут уже никаких сомнений в типаже зрителей не остается — перед нами ярые фанаты.
Трое из них даже раскачивают свои машины, лихо скользя по дорожке боком. Я выключаю систему стабилизации, перевожу вариатор в ручной режим и тоже машу “хвостом” под сброс газа. Мол, “с приветом из Москвы!” И только потом вспоминаю, что наш “X-Ray Cross”, как и все машины из пресс-парка “Авто ВАЗ”, на местных “шестьдесят третьих” номерах. Эх, незадача!
Горячий лед
“Гонка чемпионов” — состязание традиционно зимнее и ледовое. И пусть в отличие от Москвы в конце января в Тольятти лежит снег, на улице — уверенный “плюс”. Лед плавится и тает, и от заезда к заезду колеи на становятся все глубже. Чтобы оставить трассу целой к гонке, организаторы решили отказаться от тренировочных заездов. Получилось, условия тяжелее, но процесс интереснее.
Среди шестнадцати пилотов, прошедших квалификацию, и Кирилл Ладыгин. Он уже выигрывал в Сосновке. Целых шесть раз. Кирилл — опытный и очень быстрый, к тому же душа компании. Хотя у меня давнее предупреждение к многократным чемпионам моногонок. Я бы ввел для них те же ограничения, что и для президентов. Типа, не больше двух сроков “величия”. Сейчас уже известно, что Ладыгин, который славится спокойным и точно выверенным стилем езды, выиграл “Гонку чемпионов” в седьмой раз. Я же этого не зная и фрондирую исключив его из рейтинга, записал в любимчики 3-кратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова из Казани, Владимира Череваня, Виталия Петрова (ему, до этого трассу в глаза не видевшему, было не просто квалифицироваться тринадцатым) и молодого cамарского гонщика Егора Санина. Люблю болеть за “вторых”. Был бы среди гонщиков кто-то из Москвы, поставил бы на него. Но увы.
Наше все
Для интриги во время первого же демонстрационного заезда у Петрова буквально на первом же круге возникают технические проблемы. Я укоряю себя за “сглаз”: последний раз, когда я смотрел гонку ДТМ с участием Петрова на Норисринге в 2014 году, ему тоже не повезло. Не заладилось дело и у настоящей звезды кольцевых гонок, чемпиона туринг-лайт 2019 года и просто классного дядьки Владимира Череваня. Он вышел из борьбы в отборочных заездах. Тимерзянов ехал роскошно до полуфинала, выбив из борьбы питерца Дмитрия Воронова. Егор Санин в четвертьфинале объехал Павла Кальмановича с отрывом в невероятные четыре сотых секунды!
Все это время на холмах вокруг трассы с шашлыком и крепкими напитками пикникует разномастная толпа зрителей. Каждый финиш сопровождается криками «Давай-давай!», «Да!» и «Ура!».
В колонках, заглушая рев моторов, играет какая-то дикая попса. Зрелище живо напоминает “24 часа Нюрбургринга” или даже “Ле Ман” в миниатюре. Я не ожидал, что тольяттинский турнир может собрать столько неравнодушного народа. Но факт! В финале, Кирилл Ладыгин пусть и не без труда победил Михаила Митяева, выиграв два из трех заездов. И вот король уже в седьмой раз на троне! Санин становится бронзовым призером.
Я рад за гонщиков, и в очередной раз ловлю себя на мысли, что хотя автомобильные гонки по телевизору объективно информативнее. Смотреть их вживую куда как веселее.
Алексей ШАРАПОВ,
Тольятти-Москва
Трасса
Трасса в Сосновке — сложная, с перепадом высот и поворотами разной степени закрученности, некоторые с уклоном наружу, что дополнительно осложняет работу пилота. Протяженность — два с половиной километра, покрытие — лед. Лучшее время победителя в квалификации — 2.20.29 секунды! Среднюю скорость можете посчитать сами.
Регламент
Автомобили стартуют параллельно, каждый по своей дорожке, отделенной от соседней снежным бруствером. Примерно в середине трассы под мостом они меняются дорожками, смена “полос движения” уравняет шансы участников.
Автомобили
В распоряжении пилотов на гонке чемпионов в Сосновке — одинаковые гоночные автомобили “Lada Vesta R1”. Кроме внешнего вида у них нет ничего общего с серийной моделью. Но любой желающий может без проблем купить “Vesta R1” в салоне за два миллиона рублей. По гоночным меркам — копейки. Под капотом автомобиля — бензиновый мотор объемом 1.6 литра мощностью 170 лошадиных сил и крутящим моментом 175 Нм. Любителю на “Lada Vesta R1” ездить очень непросто: и мощность, и крутящий момент задраны к верхней зоне тахометра. То есть машина живет где-то в пределах 5-8 тысячи оборотов. Коробка передач — секвентальная кулачковая, стандартный дифференциал заменен на дифференциал повышенного трения с блокировкой. Тормозная система двухконтурная с распределителем и регулировкой тормозного усилия по осям. Подвеска с газонаполненными амортизаторами и пружинами разработана специально для зимних гонок. За безопасность отвечает сварной каркас, 6-точечные ремни и бортовая система пожаротушения. Партнер
C этого года шинным партнером “Гонки Чемпионов” стала компания Pirelli. И все машины обуты в гоночные шины с 4.5-миллиметровым шипом.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов LADA (ВАЗ) читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон