На обычно полупустом шоссе, ведущем на “секретный” (на картах найдете не сразу) вазовский полигон “Сосновка”, в тот день было не протолкнуться. Народ ехал бодро, группировками, периодически обгоняя друг друга по пустой встречной на глазах у стоящих на обочине сотрудников ГИБДД. Каждый третий автомобиль — свежая “Granta” или “Vesta”. И хотя я здесь впервые, спокойно выключаю навигатор: весь Тольятти едет на главное гоночное событие зимы (и первую гонку сезона в России, между прочим), а я еду за Тольятти. Проезжаем КПП и оказываемся на территории полигона — вереница машин тянется километра на два! Тут уже никаких сомнений в типаже зрителей не остается — перед нами ярые фанаты.
![IMG_8660.jpg IMG_8660.jpg](/upload/medialibrary/ee2/717x477xee27a2111d352bb9f4919103e48a8778.jpg.pagespeed.ic.ehzZPOkOeH.jpg)
Трое из них даже раскачивают свои машины, лихо скользя по дорожке боком. Я выключаю систему стабилизации, перевожу вариатор в ручной режим и тоже машу “хвостом” под сброс газа. Мол, “с приветом из Москвы!” И только потом вспоминаю, что наш “X-Ray Cross”, как и все машины из пресс-парка “Авто ВАЗ”, на местных “шестьдесят третьих” номерах. Эх, незадача!
![MIRO7914.jpg MIRO7914.jpg](/upload/medialibrary/463/717x477x4633dea5e5496562b848a3826b00d712.jpg.pagespeed.ic.tgQMppfpms.jpg)
Горячий лед
“Гонка чемпионов” — состязание традиционно зимнее и ледовое. И пусть в отличие от Москвы в конце января в Тольятти лежит снег, на улице — уверенный “плюс”. Лед плавится и тает, и от заезда к заезду колеи на становятся все глубже. Чтобы оставить трассу целой к гонке, организаторы решили отказаться от тренировочных заездов. Получилось, условия тяжелее, но процесс интереснее.
Среди шестнадцати пилотов, прошедших квалификацию, и Кирилл Ладыгин. Он уже выигрывал в Сосновке. Целых шесть раз. Кирилл — опытный и очень быстрый, к тому же душа компании. Хотя у меня давнее предупреждение к многократным чемпионам моногонок. Я бы ввел для них те же ограничения, что и для президентов. Типа, не больше двух сроков “величия”. Сейчас уже известно, что Ладыгин, который славится спокойным и точно выверенным стилем езды, выиграл “Гонку чемпионов” в седьмой раз. Я же этого не зная и фрондирую исключив его из рейтинга, записал в любимчики 3-кратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова из Казани, Владимира Череваня, Виталия Петрова (ему, до этого трассу в глаза не видевшему, было не просто квалифицироваться тринадцатым) и молодого cамарского гонщика Егора Санина. Люблю болеть за “вторых”. Был бы среди гонщиков кто-то из Москвы, поставил бы на него. Но увы.
![IMG_8927.jpg IMG_8927.jpg](/upload/medialibrary/2bd/477x717x2bda4a0b9b133672f0c98d6118b8394e.jpg.pagespeed.ic.oLElaLJ-z4.jpg)
Наше все
Для интриги во время первого же демонстрационного заезда у Петрова буквально на первом же круге возникают технические проблемы. Я укоряю себя за “сглаз”: последний раз, когда я смотрел гонку ДТМ с участием Петрова на Норисринге в 2014 году, ему тоже не повезло. Не заладилось дело и у настоящей звезды кольцевых гонок, чемпиона туринг-лайт 2019 года и просто классного дядьки Владимира Череваня. Он вышел из борьбы в отборочных заездах. Тимерзянов ехал роскошно до полуфинала, выбив из борьбы питерца Дмитрия Воронова. Егор Санин в четвертьфинале объехал Павла Кальмановича с отрывом в невероятные четыре сотых секунды!
Все это время на холмах вокруг трассы с шашлыком и крепкими напитками пикникует разномастная толпа зрителей. Каждый финиш сопровождается криками «Давай-давай!», «Да!» и «Ура!».
![MIRO8150.jpg MIRO8150.jpg](/upload/medialibrary/93b/717x477x93bbecac792f60a3acf1d1c21a562bed.jpg.pagespeed.ic.53ZkXrzziD.jpg)
В колонках, заглушая рев моторов, играет какая-то дикая попса. Зрелище живо напоминает “24 часа Нюрбургринга” или даже “Ле Ман” в миниатюре. Я не ожидал, что тольяттинский турнир может собрать столько неравнодушного народа. Но факт! В финале, Кирилл Ладыгин пусть и не без труда победил Михаила Митяева, выиграв два из трех заездов. И вот король уже в седьмой раз на троне! Санин становится бронзовым призером.
![MIRO8699.jpg MIRO8699.jpg](/upload/medialibrary/119/717x477x119fa7a442b585700c16de2ac6f38ca2.jpg.pagespeed.ic.yc4kGG-GDR.jpg)
Я рад за гонщиков, и в очередной раз ловлю себя на мысли, что хотя автомобильные гонки по телевизору объективно информативнее. Смотреть их вживую куда как веселее.
Алексей ШАРАПОВ,
Тольятти-Москва
![IMG_8566.jpg IMG_8566.jpg](/upload/medialibrary/78b/716x519x78bb6272e41cfa0a7258a036c7b7eb95.jpg.pagespeed.ic.HmpC2s-sp6.jpg)
Трасса
Трасса в Сосновке — сложная, с перепадом высот и поворотами разной степени закрученности, некоторые с уклоном наружу, что дополнительно осложняет работу пилота. Протяженность — два с половиной километра, покрытие — лед. Лучшее время победителя в квалификации — 2.20.29 секунды! Среднюю скорость можете посчитать сами.
Регламент
Автомобили стартуют параллельно, каждый по своей дорожке, отделенной от соседней снежным бруствером. Примерно в середине трассы под мостом они меняются дорожками, смена “полос движения” уравняет шансы участников.
![MIRO8442.jpg MIRO8442.jpg](/upload/medialibrary/29b/717x477x29ba67e75c3bdbe8f005f6ff1c82d157.jpg.pagespeed.ic.sN2UuTXkWB.jpg)
Автомобили
В распоряжении пилотов на гонке чемпионов в Сосновке — одинаковые гоночные автомобили “Lada Vesta R1”. Кроме внешнего вида у них нет ничего общего с серийной моделью. Но любой желающий может без проблем купить “Vesta R1” в салоне за два миллиона рублей. По гоночным меркам — копейки. Под капотом автомобиля — бензиновый мотор объемом 1.6 литра мощностью 170 лошадиных сил и крутящим моментом 175 Нм. Любителю на “Lada Vesta R1” ездить очень непросто: и мощность, и крутящий момент задраны к верхней зоне тахометра. То есть машина живет где-то в пределах 5-8 тысячи оборотов. Коробка передач — секвентальная кулачковая, стандартный дифференциал заменен на дифференциал повышенного трения с блокировкой. Тормозная система двухконтурная с распределителем и регулировкой тормозного усилия по осям. Подвеска с газонаполненными амортизаторами и пружинами разработана специально для зимних гонок. За безопасность отвечает сварной каркас, 6-точечные ремни и бортовая система пожаротушения. ![MIRO7861.jpg MIRO7861.jpg](/upload/medialibrary/837/717x477x83707e80367592dd81569292e6692374.jpg.pagespeed.ic.GJT79gznsT.jpg)
Партнер
C этого года шинным партнером “Гонки Чемпионов” стала компания Pirelli. И все машины обуты в гоночные шины с 4.5-миллиметровым шипом.
![MIRO7853.jpg MIRO7853.jpg](/upload/medialibrary/f16/717x477xf168ff4bf6af87eaf544d21868f3638b.jpg.pagespeed.ic.uFVAkB6Rdh.jpg)
Последние авто новости и результаты тест-драйвов LADA (ВАЗ) читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон