Рубрики

“Лимит Мосли”

“Формулу 1” вновь ждут потрясения

Командам “Ф 1” надоело то, как с ними обращается Медународная автомобильная федерация (FIA). Ее президент Макс Мосли в стремлении сократить затраты “конюшен” в условиях кризиса готов пойти на решительные меры по сокращению бюджета участников. При этом меняется технический регламент подготовки болидов. Многие команды этого не хотят и грозят уйти из чемпионата мира. Первой ласточкой может стать “Ferrari”.

ГЛАВНЫЙ аргумент, на который опирается президент федерации Макс Мосли в вопросе реформирования чемпионата, – это уход “Honda”. Хотя большинство экспертов уверены, что причиной тому был не экономический кризис, а постоянные поражения японской команды, никто не может гарантировать, что ее примеру в ближайшем будущем не последуют и другие “конюшни”.

Задача Мосли, по его словам, – сохранить остальных участников и по возможности привлечь других. В последние докризисные годы “входной билет” на чемпионат мира был очень дорогим. Новым командам приходилось платить огромные деньги за возможность дебютировать. Год от года число желающих сокращалось, пока окончательно не сошло на нет. Частным коллективам дорога в чемпионат была практически закрыта. Производители, валом ринувшиеся в “Ф 1”, взвинтили расценки, и угнаться за ними с бюджетом менее чем в $300 млн не представлялось возможным.

Двойные стандарты

ТЕПЕРЬ Мосли грозит принудительно ограничить затраты команд на постройку машины. Сначала называли лимит в 30 млн фунтов стерлингов, затем планка была поднята до 40 млн. FIA не заставляет нынешние команды тратить именно такие суммы – это лишь альтернатива действующей системе. “Конюшни” вправе будут расходовать столько денег, сколько захотят, но те из них, которые согласятся на ограничение бюджета, получат дополнительные технические свободы. Речь идет о возможности строить машины с гибкими антикрыльями, делать моторы с неограниченным числом оборотов, использовать системы KERS большей мощности. Для тех команд, которые намерены превысить “лимит Мосли”, будет действовать более жесткий технический регламент по созданию болидов.

Команды предложение Мосли приняли в штыки. Им не нравится сама возможность сосуществования двух регламентов. Еще неизвестно, какой из них окажется предпочтительнее. Этого сейчас не могут сказать даже специалисты технической комиссии FIA, составлявшие свод технических свобод для “ограниченного в финансах” регламента. Некоторые его пункты многих специалистов шокировали: помимо всего прочего по этим правилам разрешается сделать привод на все четыре колеса. Экспериментов с полным приводом в “Ф 1” не было с 70-х годов прошлого века, а те, что были, заканчивались оглушительными провалами.

Но самое главное – команды недовольны методами руководства чемпионатом. По мнению боссов “конюшен”, федерация игнорирует Ассоциацию команд “Формулы 1” (FOTA), хотя у той есть много “интересных идей” в вопросе снижения затрат. В частности, именно на заседании FOTA зимой были приняты решения запретить тесты в ходе чемпионата, а также увеличить ресурс двигателей и коробок передач. При помощи этих мер, по утверждению вице-президента “Mercedes Motorsport” Норберта Хауга, затраты уже удалось сократить на 30%, и сейчас FOTA готовит новые предложения для FIA по сокращению расходов.

На многие вопросы Ассоциации команд ответил через прессу один из руководителей FIA Адам Парр. Не нравится раздвоение регламента? Никаких проблем! Достаточно лишь принять между собой в рядах FOTA джентльменское соглашение и всем выступать по регламенту с ограниченным бюджетом. Тогда все будут действовать в рамках одних и тех же правил.

На критику по поводу методов управления чемпионатом ответил сам Мосли. Он не видит причин для волнения. FOTA для него – не та организация, с которой можно сотрудничать. Макс уверен: даже если половина действующих команд уйдет, чемпионат от этого не пострадает. На место ушедших обязательно придут другие. Действительно, после публикации проекта регламента с ограничением бюджета о своем желании участвовать в чемпионате заявили “Prodrive”, “Lola”, “Super Aguri” и несколько команд, выступающих сейчас в серии GP2. Вполне возможно, за некоторыми из этих заявлений стоит сам Мосли. Друзей в автоспортивном мире у него по-прежнему больше, чем врагов, и он вполне мог использовать связи, чтобы надавить на FOTA. Сейчас, когда едва ли не десяток коллективов объявил о намерениях прийти в “Формулу 1”, Мосли вполне может манипулировать теми, что уже представлены в чемпионате мира.

Без оптимизма

К КОНЦУ весны практически все карты FOTA в противостоянии с Мосли оказались биты. Даже такой вроде бы сильный козырь, как жесткая позиция “Ferrari”. Президент итальянской марки Лука ди Монтеземоло является главой FOTA. Его команда – единственная участница всех чемпионатов “Формулы 1”, начиная с 1950 года. Бесспорно, “Скудерия” – самая популярная “конюшня” в мире, ее болельщики – это больше половины всей аудитории чемпионата. Казалось, что уж мнение “Ferrari” Мосли обязан принять во внимание.

Едва положение о новом регламенте было опубликовано, ди Монтеземоло заявил, что если FIA не изменит решение, “Ferrari” покинет чемпионат. Кроме того, итальянская команда подала на федерацию в суд за нарушение договоренности о невозможности изменений регламента без согласия руководства “Ferrari”. Такой привилегии итальянцы добились в 2005 году, когда FOTA только начинала свою деятельность. “Скудерия” тогда не вступила в ассоциацию и гарантировала FIA свое участие в чемпионате независимо от позиции остальных производителей. В обмен на это “Ferrari” получила право вето на все решения федерации. И вот сейчас решила им воспользоваться, чтобы не дать Мосли ввести систему ограничения бюджетов.

Ситуация могла разрешиться на встрече представителей FOTA и Мосли в аэропорту Хитроу через несколько дней после “Гран-при Испании”... В Монако, на повторном совещании... В парижском суде, где рассматривался иск “Ferrari”...

Не разрешилась. Встречи боссов команд и Мосли, как всегда, ни к чему не привели – на уступки никто не пошел. Суд согласился с аргументами Мосли: дескать, “Ferrari” не имела права подавать иск, так как сейчас ее президент возглавляет FOTA, что противоречит условиям первоначальной договоренности между командой и FIA. Больше того, Макс заявил, что не будет сожалеть, если “Ferrari” и впрямь покинет чемпионат.

Как будут развиваться события, аналитики прогнозировать не берутся. В числе прочих вариантов не исключено, что FOTA организует альтернативный чемпионат. Единственное, что держит производителей в “Формуле 1”, – это сам бренд “королевских гонок”. Но если заводские команды так и не найдут общий язык с FIA, то их в чемпионате не удержит и он. Те же коллективы, что составляют костяк “Ф 1”, могут организовать собственное первенство с любым названием и играть в нем уже по своим правилам. Это – самый пессимистичный сценарий. Но проблема в том, что оптимистичных пока нет вовсе. Ясно, что без потерь не обойдется. Вопрос лишь в том, какими будут их масштабы.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: