Рубрики

Люксовые герои минувших дней

7:16 06-10-2021

В круговороте исторических событий, бурных взлетов и трагических падений, сгинуло немало довольно интересных, очень популярных в свое время автомобильных брендов. Давайте вспомним самые престижные из них – тех, кто выпускал наиболее роскошные автомобили премиального, как теперь говорят, класса, но по тем или иным причинам свернул производство, печально растаяв в густых, темных водах былого.

Isotta-Fraschini

Безусловно, в начале славной автомобильной истории на сломе веков фактически каждый автомобиль абсолютно любого бренда был олицетворением невероятной роскоши и финансового могущества. Но и в среде равных обязательно возникает лидер, увереннее прочих покоряющий сердца восторженной публики. Таким лидером первых десятилетий XX века оказалась итальянская марка Isotta-Fraschini, пленившая респектабельную аудиторию по обе стороны Атлантики изяществом форм и совершенством технологий. 

К своему величию бренд шел планомерно и целенаправленно, этап за этапом, постепенно взбираясь все выше и выше по лестнице успеха. Участие в гонках и безоговорочные победы в самых престижных состязаниях. Впечатляющие инновации – один 17,2-литровый двигатель на гоночном, но легковом автомобиле чего стоит – и филигранная отделка элементов салона. Вот Isotta-Fraschini уже в тройке крупнейших итальянских автопроизводителей. Вот шагает с грандиозным Tipo 8 за океан и взрывает рокотом его первой в мире серийной рядной «восьмерки», объемом 5.9 л, «Ревущие 20-е».

Эта модель стала настоящим прорывом. У ног Isotta-Fraschini аристократы голубых кровей и кинозвезды, родовитые монархи и финансовые магнаты. Да что там сильнейшие мира сего, сам Адам Козлевич – бесстрашный водитель легендарного Остапа Бендера мечтает об автомобиле этой марки! 

В общем все, кажется, идет как нельзя лучше, однако бессовестная Великая Депрессия не оставляет марке шанса. Вместо того чтобы стать премиальным автобрендом номер один в мире, обогнав даже чопорный Rolls-Royce, Isotta-Fraschini рушится со своего пьедестала в пучину слияний и поглощений из которой так в итоге и не находит возможности выбраться. 

В 90-е годы предпринимаются вялые попытки возрождения: в 1996 г. строятся концепты купе и родстера Isotta Fraschini T8, в 1998 г. –  родстера Isotta Fraschini T12, но их серийное производство не начинается, поэтому в 1999 г. остатки компании окончательно банкротятся.

Hispano-Suiza

Основатели Hispano-Suiza (интернациональная испано-швейцарская команда, что и нашло отражение в названии фирмы) обладали уникальной прозорливостью, опередив свое время лет на сто с небольшим – первые созданные ими автомобили были электрическими. Сейчас бы такой энтузиазм вызвал крупномасштабный восторг, но в ту эпоху из этой затеи, естественно, ничего путевого не вышло. Спасла настойчивость – проведенная реструктуризация позволила начать все сначала, но и вторая попытка венчается тотальным крахом. 

Лишь с третьего раза в 1904 г. тугой производственный механизм роскошных Hispano-Suiza завращался уверенно и продуктивно, не в последнюю очередь благодаря щедрому спонсорству испанского короля Альфонсо XIII. Собственно это участие монаршей особы и предопределило судьбу бренда. Большой поклонник модной новинки – автомобиля – Альфонсо XIII всячески способствует развитию и поддержке Hispano-Suiza. Своим личным примером Его Величество мотивирует подданных выбирать отечественное! 

И не только подданных, но и, скажем так, коллег по должности – автомобили Hispano-Suiza появляются в гараже шведского короля Густава V и румынского Карла II, египетского Аббаса II и принца Монако Луи II и т. д. Вслед за венценосцами к Hispano-Suiza приобщаются и просто очень богатые люди. Производство расширяется, новые заводы открываются во Франции. Однако так некстати вспыхивает Гражданская война. Испания в международной изоляции, скованная торговым эмбарго, на фоне которого французы вдруг национализируют местные филиалы и переводят их на выпуск авиационных двигателей и автоматических орудий. Связи между предприятиями по обе стороны границы разрываются, поставки прекращаются. Катастрофа?

Для бренда, в общем, да. Однако в 1940 году Hispano-Suiza вместе с испанским банком Banco Urquijo и группой испанских промышленных компаний формируют Sociedad Ibérica de Automóviles de Turismo (S.I.A.T.), что впоследствии приведет к созданию хорошо сегодня известного SEAT. 

Впрочем, попытки возрождения легендарного бренда в своем изначальном звучании регулярно предпринимаются, в том числе и потомками его основателей. Но пока без каких-либо заметных результатов.

Daimler

А вы знали, что в Великобритании был люксовый автобренд долгие годы опережавший фантомно-призрачный Rolls-Royce своей престижностью? Еще в 1902 г. он получил так называемый Королевский ордер на поставку автомобилей британскому монарху и только в 50-х годах утратил данную привилегию. Этот бренд назывался Daimler. 

Только не путайте его с Daimler-Motoren-Gesellschaft из немецкого Канштатта. Daimler Company Limited была независимым британским производителем автомобилей в Ковентри, купившим право на использование названия Daimler (а так же патенты на двигатель и некоторые компоненты конструкции) у Готлиба Даймлера и благополучно его использовавшим всю свою историю. А история, надо сказать, была увлекательнейшая. И очень величественная. Все британские монархи от Эдуарда VII до Елизаветы II ездили в лимузинах Daimler. А кроме того королевские семьи России, Швеции, Японии, Испании, Греции и даже, вы не поверите – Германии. Вот так ученик в известном смысле превзошел своего учителя. И, между прочим, не думал на этом останавливаться. 

Он блистательно мчался вперед, постигая невиданные горизонты роскоши и технической модернизации. Так в частности именно инженерам Daimler мы во многом обязаны появлением на свет чудесной избавительницы от утомительной рука-ножной гимнастики – АКПП. Ведь это им пришло в голову создать трансмиссию сочетающую гидромуфту и планетарную передачу. 

А потом сказка внезапно кончилась. Надо сказать, что внутренние противоречия терзали компанию практически все время с момента ее основания. В середине XX века они все-таки вырвались наружу и обрушили этого, казалось бы, незыблемого промышленного монстра. В итоге Daimler тихо растворился в другом известном британце – Jaguar, отправившись с ним во все тяжкие по миру, кочуя из рук одного покупателя к другому. 

В 2008 г. Tata Group, нынешний владелец Jaguar и Daimler, объявила, что рассматривает возможность преобразования Daimler в супер премиальную марку, напрямую конкурирующую с такими брендами класса люкс как Bentley и Rolls-Royce. Однако заявка на регистрацию названия Daimler в качестве товарного знака в США была отклонена в 2009 г. После чего все разговоры утихли, и бренд полностью исчез.

Borgward

Как в мировой художественной литературе нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, так и в мировом автомобилестроении нет, пожалуй, более загадочной и непостижимой истории, чем история немецкого Borgward.

Компания Borgward, а точнее говорить, группа Borgward, поскольку она состояла из четырех прежде независимых фирм: Hansa, Lloyd, Goliath и, собственно Borgward просуществовала недолго. Всего тридцать с небольшим лет, но хитросплетения ее судьбы до сих вызывают оторопь въедливых исследователей. Все самое интересное началось сразу после окончания Второй мировой. Автопроизводитель ярко выступил в 1949 г., выпустив первый полностью новый послевоенный немецкий легковой автомобиль – Borgward Hansa 1500.

Но наибольший успех пришел к нему в 1954 г. когда появилась Borgward Isabella, идеально воплотившая дух времени: немцы получили долгожданный автомобиль, сочетавший роскошно-хромированный американский стиль с достаточно компактными европейскими размерами. Следующая модель Borgward P100, оснащенная впервые примененной на немецкой легковушке пневматической подвеской, закрепила позиции Borgward в высшей лиге. 

Однако стремительный взлет сменился столь же стремительным падением. Уже в 1961 году компания пережила одно из самых впечатляющих банкротств в истории Германии. И как потом выяснилось – явно безосновательное (после выплаты долговых обязательств в арсенале компании оставалась астрономическая сумма в 4,5 млн марок, позволявшая ей без проблем продолжать свою деятельность), в чистом виде сфабрикованное недоброжелателями. Указывались даже конкретные баварские бенефициары разорения конкурента. 

Но после драки, как говорится, руками не машут. Borgward исчез с автомобильной орбиты, оставив феерический след удивительных и неподражаемо прекрасных моделей. Правда, внук основателя не так давно решил возродить бренд, предлагая одноименные автомобили, дизайн и инжиниринг которых выполняется в Германии, а само производство – в Китае компанией Foton Motor. Однако несмотря на идентичное название и схожий логотип современный Borgward – это уже совершенно другая компания.

Текст: Михаил Калинин

Поделиться: