Рубрики

М-4 “Дон”: платить или не платить?

16:47 02-11-2012

Поездка по платному участку дороги М-4 “Дон” и объездному пути

Поездка по платному участку дороги М-4 “Дон” и объездному пути

– ГОТОВЬ деньги! – сказали мы почти одновременно, увидев впереди щит с тарифами за проезд по платному участку. Похоже, каждый из нас не очень-то хотел расставаться с тридцатью рублями, которые следовало отдать за проезд по платной дороге на легковом автомобиле. Но спешка оказалась ни к чему. Это был первый “предупредительный” щит. Потом они стали встречаться чаще, и через несколько километров мы увидели платные терминалы. А наш второй экипаж, который должен был проверить объездной путь, оказался в... западне. Если о деньгах нам напомнили несколько раз, то вот об объездной дороге сообщили только в последний момент (за пару сотен метров до развязки) плакатом над левой полосой трассы. Указатель справа, на самом съезде, был не столь очевиден (обычный дорожный знак), так что наши коллеги проскочили его, высматривая несуществующий плакат "выезд на альтернативную дорогу", а в результате, рискуя сорвать редакционное задание, оказались вместе с нами перед терминалами. А отсюда задним путем (по автомагистрали!) уже не выберешься. Путь только один – плати деньги, преодолевай платный участок, ну а там – как тебе заблагорассудится... Думаем, еще много зазевавшихся автомобилистов попадут в такую ловушку, пока эту развязку своевременно и неоднократно не обозначат. А с другой стороны, зачем им, организаторам эксперимента, это делать? Со скромным дорожным знаком доход от платного участка, очевидно, больше будет...

Вам приходилось где-то в мире ездить по платным дорогам? Тогда наверняка помните, как метров за пятьсот до терминалов дорога разделяется на множество полос, ведущих к шлагбаумам, а над самими терминалами установлены крупные, светящиеся в любое время суток пиктограммы, понятные среднестатистическому ребенку: где можно платить "кэшем", где – банковской карточкой, где проезд по абонементу и так далее... Заранее выбираешь нужное направление и – вперед без задержки.

...Дорога перед нами тоже стала разветвляться на новые полосы. Но, скажем так, скромно – было (на трассе) три полосы, стало девять. Маловато для федеральной магистрали такого уровня и с таким транспортным потоком. Не надо брать в руки калькулятор, чтобы подсчитать, какие здесь будут выстраиваться пробки в активные сезоны и в часы пик.

Даже когда на автомагистрали мало машин,перед платежными терминалами скапливаются
очереди. А по табличкам над ними сразу не поймешь, в какие “ворота” надо заезжать.

Но и в этом мизерном количестве полос легко заблудиться. Определить даже на близком расстоянии, к какому терминалу надо подъехать, оказалось проблематично. Над ними висели какие-то зашифрованные надписи типа "T-card" и "T-pass", рассчитанные, видимо, на глубокие знания местным населением международных финансовых терминов. На внятные обозначения даже намеков нет. Конечно, зная приспособляемость нашего человека к любым условиям, можно не сомневаться, что года через два он уже интуитивно будет чувствовать, к какому шлагбауму надо подъехать, и тогда даже эти английские слова тут не потребуются, а пока… А пока мы наблюдали, как абсолютное большинство водителей безнадежно тыкалось в шлагбаум терминала, предназначенного для проезда по сигналу транспондера (специального бесконтактного датчика), создавая перед ним бессмысленную очередь. И их можно понять, так как надпись над этим проездом –та самая "T-pass"– у нормального российского водителя, видимо, вызывает необъяснимую ассоциацию с чем-то бесплатным, халявным…

Чтобы все сразу начало работать,
как положено? Только не у нас!

Не доверяя невразумительным надписям, мы проверили все проезды, но ни один из них не был оборудован терминалом для банковских карт. Платить можно было только наличными. Правда, тут же можно было купить так называемые смарт-карты (для них оборудование нашлось), но для разовой поездки смысла в них нет. Отдаем в затонированное (у нас без этого уже нельзя) окно тридцать рублей, и шлагбаум открывает нам путь в роскошь платного проезда.


Нашли на чем сэкономить...


СОМНЕНИЯ в том, что наши дорожники могут построить европейского уровня платную магистраль (в данном случае – реконструировать, поскольку дорогу построили давно), не покидали нас с утра. Не верилось даже в такой материальный стимул для них, как возможность брать по тридцать рублей за каждую легковушку и по 120 рублей с тяжелого грузовика... Но шлагбаум поднялся, и мы выехали на вполне современную дорогу. Разметка, частокол столбов с освещением и видеокамерами, приличная обочина, телефоны для экстренной связи...

Сомнения вновь настигли нас, когда автомобиль разогнался до 90 км/ч. Совершенно неожиданно его стало трясти. Да так, что один из сотрудников редакции, осуществлявший видеозапись поездки, прекратил съемку, не в силах держать в руках трясущуюся камеру. Причина столь дискомфортной езды оказалась весьма банальной: если от Москвы до платежных терминалов шоссе было закатано в весьма приличный асфальт, то весь платный участок дорожники... забетонировали. Соответственно покрытие было уже не такое ровное, что и ощущается на приличной скорости. А поскольку мы не знатоки асфальтобетонных нюансов, то попросили прокомментировать наше "открытие" специалиста – научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина.

Внятный указатель. Жаль, что стоит задолго до съезда на Каширку.
На самой развилке знаки не столь информативны.

– Теоретически цементобетонное покрытие, которое использовано на платном участке, долговечнее и крепче асфальтобетонного, применяемого на основных наших дорогах, – сказал он. – И такое дорожное полотно в принципе надо реже ремонтировать. Но вот технология его укладки намного сложнее. И если она нарушена, то тогда и качество будет хуже, и последствия могут наступить весьма плачевные – появится колея, трещины, начнется расслоение покрытия...

В общем, как мы поняли, нашли все-таки дорожники, где можно сэкономить. Хотели сделать покрепче, понадежнее, чтобы не тратиться на содержание и обслуживание. А вот получилось... Хотя подождем. Может, как заверил нас один из дорожных чиновников, верхний слой полотна раскатается, выровняется, да и разрушений никаких не случится... Все в жизни бывает.


Выводы во время объезда


СРАЗУ после скромного указателя, который, как мы уже говорили, легко не заметить, начались... лужи, ямы, разбитый асфальт и довольно плотный затор перед светофором со стрелкой. Но, к нашей радости, столь ужасный участок оказался весьма коротким – связка между двумя дорогами. А когда мы выехали на Каширку, то все стало более-менее пристойно. Практически на всем протяжении объездная дорога имеет три полосы (когда центральная служит для обгона), асфальтовое покрытие, хоть и не первой свежести, тоже вполне сносное. Конечно, на ней полно заплаток и швов, но это – визитная карточка всех российских дорог.

Если на платном участке разрешенная скорость – 110 км/ч (сейчас решается вопрос о повышении ее до 130 км/ч), то на Каширке – всего лишь 90. И на пути есть несколько населенных пунктов, где действуют ограничения даже до 50 км/ч. Прибавьте сюда светофоры и пробки перед ними, ползучку за фурами (на участках, где обгон запрещен)... В общем, время по сравнению с платным отрезком здесь потратится неизмеримо большее. Тем более в темное время суток – освещение на Каширке пока остается проблемой.

Так что если вы нас спросите: что выбирать – платный участок или объезд? – мы уверенно скажем: надо платить! Но если вы поинтересуетесь нашим мнением о платном участке, то мы со всей своей журналистской сдержанностью ответим вам: до европейского уровня не дотягивает!

Впрочем, вам, наверное, намного важнее будет мнение специалиста. Того же Михаила Блинкина. А он по окончании нашей поездки сказал так:

– Сейчас М-4 "Дон" не отвечает самой философии платной трассы, совмещая в себе и транзитное движение, и поездки, условно говоря, в соседнее село. Платная трасса должна быть рассчитана, прежде всего, на транзитный поток. И реальная выгода от нее получается при протяжении платного участка в 100-200 километров. При этом обязательно должна быть разветвленная сеть бесплатных шоссе местного значения. На мой взгляд, необходимо вначале привести в порядок все близлежащие трассы, а уже потом вводить платный участок на "Доне"...

В общем, к платной дороге в Подмосковье пока надо относиться как к репетиции основного действия. Хотя за эту репетицию уже берут деньги как за полноценный спектакль...

Поделиться: