Он принял предложение работать в России в кризисных условиях, особо не раздумывая. Президент “Volvo Car Russia” Майкл Мальмстен считает, что в нашей стране по-прежнему очень много возможностей для успешного бизнеса. Об этом и многом другом мы говорили в нашей редакционной гостиной.
– ВЫ МНОГО лет возглавляли представительство “Volvo” в Финляндии. Какие особенности работы на российском рынке отметили бы по сравнению с финским?
– Для меня предложение работать в России – это настоящий вызов. Ведь до сих пор я управлял бизнесом на старых рынках. А Россия – рынок молодой. Очень динамичный и интересный. Конечно, здесь работать сложнее, но мне это нравится. До сих пор российский автобизнес был ориентирован на получение прибыли от продажи новых машин. А теперь можно начинать зарабатывать на других направлениях – сервисе, продаже машин с пробегом. Здесь очень много возможностей.
– Вы приехали к нам в крайне непростое для рынка время. Нет ли у Вас ощущения, что для успешной карьеры это крайне рискованно?
– Я не могу сказать, что сейчас плохое время для карьеры. Никаких рисков не вижу. Это просто период со своими особенностями. И их нужно максимально эффективно использовать. Например, в области сервиса, финансовых продуктов, каршеринга.
– Считаете, что совместное использование автомобилей по системе каршеринга может быть успешным в России? А какие машины для таких программ предложит “Volvo”?
– Мы будем использовать все возможности, чтобы продавать больше машин. В том числе и каршеринг. Разумеется, для такой схемы подходят в основном компактные модели. Например, “V40 Cross Country”.
– С начала года наибольшее падение продаж среди всех моделей “Volvo” в России наблюдается у самых доступных автомобилей в гамме. С чем это связываете?
– Когда началась девальвация рубля, мы были вынуждены повысить цены. Конечно, это в наибольшей степени ударило по самым доступным моделям – “S60” и “V40 Cross Country”. Но после того, как в конце весны мы снизили цены, ситуация начала улучшаться.
– Некоторые автопроизводители продают в России параллельно старое и новое поколение одной модели. На машинах прошлой генерации обычно делают деньги, а новая выполняет больше имиджевую роль. Нет ли таких планов с кроссовером “XC90”? Ведь компания до сих пор производит в Китае модель прошлого поколения, которая значительно доступнее новой…
– Мы идем вперед и не видим необходимости продавать старую модель в России. Здесь мы предлагаем только новое поколение “XC90”, которое современнее и роскошнее предыдущего. Мы стараемся подчеркнуть, что предлагаем продукт в премиальном сегменте и ориентируемся на аналогичную категорию покупателей. Имидж для нас очень важен. Поэтому не будем рисковать им ради сиюминутной прибыли. Для меня старое поколение модели – уже история.
– Сейчас многие автопроизводители развивают в России фирменные программы по продаже подержанных автомобилей. Какие планы в этой сфере у “Volvo”?
– Программа продаж машин с пробегом “Volvo Selekt” у нас работает почти пять лет. В прошлом году по ней было продано 678 автомобилей, каждый из которых прошел проверку по 28 параметрам и получил дополнительную гарантию. Однако программа охватывала не всех дилеров. Сейчас мы стараемся ее улучшить и сделать доступной для большего числа клиентов. И скоро к ней подключатся все наши дилеры, которые должны научиться зарабатывать в сегменте автомобилей с пробегом гораздо больше, чем прежде.
– Еще до кризиса компания анонсировала амбициозные планы по развитию дилерской сети. Теперь они скорректированы?
– Сейчас время, когда от дилеров требуется работать больше и эффективнее. Особенно в регионах, где ситуация наиболее сложная. Тем не менее мы не отказываемся от планов развития дилерской сети. В частности, планируем открыть около десяти шоурумов в тех местах, где мы еще не представлены. Кроме того, откроем около двух десятков фирменных сервисных центров в разных уголках страны, чтобы клиентам было проще и удобнее обслуживать автомобили. Считаю, что именно в сфере сервиса в дальнейшем будет ужесточаться конкуренция.
– Будут ли наработки и опыт компании в области безопасности дорожного движения применяться в России?
– Активно сотрудничаем в области безопасности движения с властями Швеции. На основе наших исследований и анализа принимаются новые госпрограммы. Предпринимаем подобные попытки в других странах. Мы готовы делиться нашим опытом и в России. Например, недавно в Санкт-Петербурге состоялся семинар по снижению смертности на дорогах, на котором выступили наши эксперты. Мы рады развивать такой формат сотрудничества.
– Есть ли сейчас принципиально новые разработки в сфере безопасности у компании?
– Мы хотим добиться, чтобы к 2020 году в наших автомобилях люди не погибали в ДТП. То есть нулевого уровня смертности. И в этом смысле полноценные системы автономного вождения должны сыграть свою роль. Точнее, элементы этой системы, которые мы постоянно совершенствуем. Разумеется, есть еще большой потенциал для развития систем пассивной безопасности.
– Когда, на ваш взгляд, электронные помощники перестанут ошибаться?
– Здесь очень важно добиться не только качества одной или нескольких систем, а их четкой совместной работы. К сожалению, сегодня пока не существует четких стандартов, которые бы регламентировали параметры электронных ассистентов. Когда такие стандарты появятся, производители должны будут их выполнять. Соответственно, и процент ошибок сразу резко снизится.
– Компания активно развивает проект автономного вождения. Как считаете, “Volvo” следует этому тренду или задает его?
– Разумеется, мы определяем тренд. Ведь начали экспериментировать с системами автономного вождения одними из первых в мире. И такие системы являются частью нашей “Стратегии 2020”. Мы первыми начали внедрять автопилот на практической основе. К концу 2016 года на дороги Гетеборга выйдут 100 серийных автомобилей с функцией автопилота. Для практической реализации проекта готовим не только автомобили, но еще инфраструктуру и законодательство. На этом примере мы продемонстрируем властям других стран, как автопилот может быть полезен в реальных городских условиях.
– Возможно ли обучить компьютер самостоятельно вести автомобиль в условиях хаотичного трафика, как в Москве или Шанхае?
– Думаю, что через какое-то время автомобиль с автопилотом будет уверенно себя чувствовать в условиях любого крупного города. И Москва здесь не исключение. Другое дело, что потребность в автопилоте возникает не при относительно свободном, пусть и хаотичном движении, а в пробках. Вот где автопилот реально принесет пользу. Особенно в российской столице. Можно будет заняться своими делами, почитать, расслабиться, наконец. Конечно, в очень крупных городах больше сложностей для реализации подобных проектов, но повторю – это лишь вопрос времени.
– У “Volvo”, по сравнению с немецкими конкурентами, модельный ряд слишком скромный. Планируете его расширять?
– Последние четыре года мы инвестировали в разработку нашего флагмана – “XC90”. Теперь будем обновлять другие семейства модельной линейки. Разумеется, в первую очередь внедорожники и кроссоверы, так как этот сегмент будет продолжать расти в разных странах. Кроме того, возможны новые вариации в линейке “Cross Country”. Не исключаю, что дополнительно представим различные модели на нашей новой компактной платформе, которую сейчас разрабатываем. Могу сказать, что через четыре года наш новый “XC90” будет самым старым автомобилем в линейке. Я говорю не о планируемых обновлениях, а о совершенно новых моделях.
– Компания сделала ставку на двухлитровые двигатели разных уровней форсировки, а какой у них ресурс? Автомобили “Volvo” всегда славились надежностью. Не приведет ли переход на турбомоторы меньшего объема к снижению ресурса?
– Это общий тренд для многих премиальных производителей. В основном связанный с экологическими стандартами. Кроме того, мы получаем снижение веса и увеличение мощности. Сегодня можем выжать четыре сотни лошадей с двух литров. Что касается ресурса, то мы проводили жесткие испытания и можем утверждать: по надежности четырехцилиндровые двигатели не уступают шестицилиндровым.
– Почему в России прекращены продажи plug-in гибрида “V60”? Какие перспективы у гибридов “Volvo” в мире?
– Все очевидно – гибриды в России пока не востребованы, так как владельцы подобных машин не получают льготы, как во многих странах Европы и США. Именно поэтому продавать подобную версию на базе “V60” не имеет смысла. Между тем наша компания будет активно развивать это направление. Ведь гибридная версия “XC90” пользуется большим спросом и в Швеции, и в других странах. Мы также положительно смотрим на будущее электрокаров – здесь большие перспективы откроются после появления эффективных батарей следующего поколения.
– Как оцениваете результаты продаж спорткара “S60 Polestar”?
– Мы продаем “S60 Polestar” мелкосерийного производства в Австралии и ряде других стран, где видим большой интерес к таким спорткарам. Возможно, в будущем появятся и другие подобные машины. В России мы предлагаем тюнинг-пакеты “Polestar Optimization”, так называемые прошивки для двигателей, выпущенных с 2004 года. По итогам прошлого года Россия стала крупнейшим в Европе после Швеции рынком по таким тюнинг-комплектам, опередив даже Германию.
– А не планируется ли сделать фирменную спортивную линейку моделей, как у немецких конкурентов?
– Об этом стоит подумать.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон