Рубрики

Макс Ферстаппен ворвался в мир “Формулы 1” и стал играть по своим правилам

21:39 11-10-2016

Макс Ферстаппен ворвался в мир “Формулы 1” и стал играть по своим правилам

Восходящая звезда или избалованный ребенок?

Макс Ферстаппен в середине всего второго своего сезона в чемпионате мира превратился едва ли не в главного его персонажа. Кажется, к нему уже практически невозможно относиться нейтрально. Им либо восхищаются, либо критикуют. После серии спорных инцидентов на трассе, которые едва не привели к крупным авариям, он точно стал самым обсуждаемым пилотом в “Формуле 1”.


С МОМЕНТА своего появления в паддоке в качестве пилота “Ф 1” Макс находился в центре внимания. О его контракте с Toro Rosso было объявлено летом 2014 года, когда самому гонщику еще даже не исполнилось 16 лет. Он был обречен на то, чтобы сразу же побить один из рекордов, став первым пилотом чемпионата, не достигшим даже совершеннолетия. Привести его в “Формулу 1” решилась компания Red Bull – производитель энергетических напитков, выставляющий на старт в серии сразу два коллектива: основной, которому в период с 2010 по 2013 год достались все самые важные титулы, и молодежный – для выпускников программы Red Bull Junior, престижнейшей академии для юных дарований.

Появление Макса в паддоке было встречено с опасением. Многие специалисты были настроены критически, настаивая, что проведший к тому моменту всего один сезон в формульных гонках Ферстаппен может представлять потенциальную опасность для других участников соревнований. Международная автомобильная федерация (FIA) тем не менее выдала ему суперлицензию. Поговаривают, здесь не обошлось без протекции со стороны главного промоутера чемпионата мира Берни Экклстоуна, которому шум вокруг появления тинейджера на стартовой решетке был только на руку. Событие позволило привлечь к “Ф 1” дополнительную аудиторию.


Под давлением со стороны команд и других влиятельных в паддоке персонажей FIA, выдав лицензию на выступления в “Формуле 1” Максу, сразу же изменила правила. Теперь в чемпионате мира можно дебютировать только после наступления 18-летнего возраста, а также набрав определенное количество квалификационных баллов за успешные выступления в молодежных сериях. Сам Ферстаппен не был бы “годен” для получения лицензии по новым правилам ни по одному из параметров. За рулем “Ф 1” он и вовсе дебютировал только после того, как был подписан контракт.

Талант

КОГДА было объявлено о переходе Макса в “Ф 1”, за его плечами было всего-навсего полтора десятка гонок в европейской “Формуле 3”. Ферстаппен перешел в нее сразу из картинга, перепрыгнув через несколько ступеней. В 16 лет большинство пилотов выступают в юниорских сериях вроде “Ф 4” или “Формулы Рено 2.0”, но необычайный талант позволил Максу с первых же тестов поехать быстро в машинах, и в итоге его менеджеры решили, что смысла выступать в совсем уж “слабых” категориях нет. Расчет оправдался, и Ферстаппен сразу же начал выигрывать гонки в европейской “трешке”, еще сильнее заявив о себе в мире молодежных серий. О его успехах в картинге было хорошо известно, но переход в “Формулы” для многих пилотов становился сложным шагом. У Ферстаппена же не возникло ни единой проблемы, и его сразу прибрала к рукам Red Bull.


Отчасти своим успехом Макс обязан отцу. Йос Ферстаппен выступал в “Формуле 1” с 1994 по 2001 год и изучил мир “Больших призов” изнутри. Он тоже считался сверхталантливым гонщиком и дебютировал в чемпионате сразу в составе Benetton – команды, которая привела к первому титулу Михаэля Шумахера. На фоне немца, который стал затем звездой первой величины и символом “Ф 1” на многие годы, Йос затерялся и остаток карьеры провел в командах средней руки.

Опыт отца позволил сыну избежать многих проблем на пути в “Ф 1”, а затем и в ней самой.

Имидж

ВНИМАНИЕ к собственной персоне перед началом выступлений в чемпионате мира Ферстаппену-младшему было обеспечено. Каким бы ни получился его дебют в “Ф 1”, он все равно вызвал бы бурную реакцию общественности. Провал мог бы еще сильнее подлить масла в огонь, и Макс рисковал остаться “пенсионером” от мира автогонок уже в 17 лет. Предыдущий юниор Red Bull, дебютировавший в чемпионате мира в юном возрасте, испанец Хайме Альгерсуари, был исключен из состава Toro Rosso, как не оправдавший надежд спустя всего два сезона, а объявление о завершении карьеры в автоспорте сделал в возрасте 25 лет.

Ферстаппен-младший смог закрепиться, и пока кажется, что в 25 он скорее будет собирать кубки, чем намереваться вбивать в стену гвоздь для того, чтобы повесить на него шлем. На фоне напарника по Toro Rosso, еще одного дебютанта Карлоса Сайнса, он смотрелся не то чтобы значительно сильнее, но уже этого было достаточно для восторгов – ведь оказалось, что 17-летний пилот может более или менее сносно управляться с машиной “Формулы 1”.


Вистов подростку добавляла манера общаться. Макс с первого же дня стал одним из центральных персонажей в прессе благодаря дерзким по отношению к соперникам ответам на вопросы журналистов. Так, после сильной аварии с Роменом Грожаном в Монако, виновником которой судьи признали именно Ферстаппена, сразу несколько пилотов раскритиковали молодого протеже Red Bull. В их числе был и ветеран Фелипе Масса. В ответ Макс на пресс-конференции FIA язвительно посоветовал бразильцу вспомнить его собственные аварии. В Сингапуре Ферстаппен не подчинился командному приказу, не став пропускать напарника по команде, который шел на более свежей резине, а затем в интервью журналистам заявил: “Если бы я это сделал, отец ударил бы меня между ног”.

Все это сослужило ему неплохую службу, выдвинув в фавориты прессы, уставшей от корпоративных речей других гонщиков.

Многие отмечали, что дерзость у Макса от отца. Ферстаппен-старший мало того что сам отличался не самыми сдержанными комментариями в прессе, так порой становился и героем репортажей криминальной хроники – в частности, после привлечения к суду за драку с матерью Макса и своей бывшей супругой Софи Кумпен… 

Обгоны

ВОСТОРГИ публики вызывали даже не столько результаты – выступал Макс в первый год с перепадами и далеко не всегда смотрелся сильнее Сайнса, – а бескомпромиссные обгоны. Он опережал соперников по внешней траектории в скоростных поворотах, выстреливал на торможениях, оттесняя оппонентов в шпильках, и не стеснялся доводить дело до контактов.

Одним из самых запоминающихся маневров по ходу его первого сезона стал тот, который он провел, опережая Фелипе Насра в повороте “Бланшимон” в Спа. Это место пилоты проходят на полном газу и там практически нет места для двух машин. Макс атаковал соперника по внешней траектории, и если бы тот не уступил, они могли столкнуться на скорости за 300 км/ч – предсказать, чем бы это закончилось, невозможно, но вряд ли чем-то хорошим.


Ферстаппену многое сходило с рук, потому что более опытные пилоты предпочитали пропустить дерзкого новичка, чем рисковать собственной гонкой. Тем более что зачастую обгоны Макс производил в тех ситуациях, когда риск был чрезмерен.

Так или иначе, звезда молодого пилота восходила все выше, и в итоге после всего одного полного сезона и еще четырех гонок он был переведен в Red Bull Racing на место Даниила Квята.

Везение

СТОЛЬ стремительный взлет не был бы возможен и без порции везения. В первом сезоне он дважды финишировал на четвертых местах в гонках в Венгрии и США, где с дистанции сходили многие соперники, а в своем первом же “Гран-при” за рулем Red Bull получил шанс на победу в результате того, что фавориты чемпионата из Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг столкнулись между собой, а для других претендентов, напарника Макса по Red Bull Даниэля Риккардо и Себастьяна Феттеля из Ferrari, команды выбрали менее выгодную тактику.

Все сошлось. У Ферстаппена, у которого и без того было мало поводов сомневаться в собственной исключительности, появился дополнительный козырь в виде победы и очередного рекорда. Даже двух. Макс стал одновременно и самым молодым пилотом, поднявшимся на подиум, и самым молодым пилотом, победившим в гонке “Формулы 1”. Один за другим те, кто критиковал решение Red Bull о переводе Ферстаппена сначала в “Ф 1”, а потом в главную команду, стали забирать свои слова обратно, и оценивать выступления Макса беспристрастно становилось все сложнее. Даже тот факт, что из восьми первых совместных квалификаций он проиграл напарнику семь, казалось, просто не волновал большинство специалистов.


В борьбе за ведущие позиции его действия на трассе стали еще более агрессивными. Тактика не изменилась и тогда, когда он начал противостоять ведущим гонщикам, и тут Максу также пригодилось то, что авторитетов в паддоке он явно не искал.

Перед началом летнего перерыва в чемпионате Ферстаппен стал участником двух спорных эпизодов. В Германии в борьбе за позицию его обогнал Нико Росберг. Немец оттянул точку торможения перед поворотом до предела и залез в калитку, которую Макс попытался было захлопнуть, но не успел. В итоге на выходе из поворота молодому пилоту Red Bull не осталось места на трассе и он выехал всеми четырьмя колесами за ее пределы, моментально отрапортовав по радио в адрес дирекции гонки: “Он выдавил меня”. Росберг был наказан пятисекундным штрафом и на финише оказался позади Макса. При этом другие пилоты отметили, что рискованнее действовал как раз сам Ферстаппен, смещавшийся в зоне торможения и едва не спровоцировавший тем самым столкновение.

Еще более скандальным получился эпизод в Венгрии. Макс, обороняясь от Кими Райкконена, вновь совершил маневр на грани дозволенного, сместившись в ту сторону, куда атаковал соперник, прямо в зоне торможения. Практически все остальные пилоты вновь публично осудили его действия после финиша, но в ходе гонки, несмотря на то что дело закончилось легким столкновением и повреждением антикрыла на Ferrari финского пилота, судьи наказывать Ферстаппена не стали.

Точка невозврата?

ЧАША переполнилась в Бельгии, на фактически домашнем для Макса этапе. Трибуны до отказа заполнили болельщики из соседней Голландии, но в гонке Ферстаппен стал участником сразу нескольких спорных эпизодов.

Все началось со стартового столкновения. Макс заправил свою машину в узкий первый поворот, спровоцировав аварию двух Ferrari, а также повредив собственную машину. После гонки оба гонщика “Скудерии” обвинили в столкновении Ферстаппена, но сам он не просто не признал вину, но и в привычной манере съязвил: “Два столь опытных гонщика могли бы избежать контакта, а не обвинять в нем меня”.


Все трое в итоге откатились в глубину пелотона, а затем вновь повстречались. Первым к Ферстаппену на трассе подобрался Райкконен, но пилот Red Bull дважды жестко отбивал его атаки. В первом из случаев Макс фактически заправил свою машину в уже опередившую его Ferrari и заставил Кими отвернуть в зону вылета, а через круг вновь воспользовался приемом, схожим с тем, что уже использовал в Венгрии. Правила “Ф 1” позволяют пилотам лишь раз смещаться с траектории, обороняя позицию, и формально Макс регламент не нарушал. Но его манера очень не нравится соперникам. Тинейджер выставляет при защите свою машину посреди трассы, а в последний момент смещается в ту же сторону, что и атакующий. Так он сделал и на 13-м круге “Гран-при Бельгии”, и чтобы избежать столкновения, Райкконену пришлось даже ударить по тормозам на прямой, когда скорость составляла более 300 км/ч. Затем Макс жестко вытеснил с траектории догнавшего его ближе к концу дистанции Феттеля. После гонки юное дарование прямым текстом заявил, что мстил гонщикам “Ferrari” за то, что они испортили ему старт. 

Судьи не стали наказывать Макса, что вызвало бурную реакцию в паддоке. Как отметил чемпион мира 1997 года, нежелание наказывать Ферстаппена за жесткие маневры на трассе может служить подтверждением того, что организаторам чемпионата просто выгодно создавать из него звезду. Даже незначительные нарушения соперников против Макса заканчиваются наказаниями, а ему самому с рук сходят порой откровенно рискованные поступки, ставящие под угрозу безопасность как его самого, так и других. “Возможно, нужна какая-нибудь сильная авария, чтобы все окончательно всё поняли, – сказал после гонки в Спа Кими Райкконен. – Я надеюсь, что этого не произойдет, но если он продолжит в том же духе, рано или поздно все закончится очень плохо”.

Многие продолжают сравнивать Макса Ферстаппена с величайшими пилотами “Ф 1” за всю историю вроде Айртона Сенны и Михаэля Шумахера. Эти двое также становились участниками спорных эпизодов как в первые годы своей карьеры, так и затем. Они конфликтовали с ветеранами – и поведение Ферстаппена в Спа многие расценили как очередное подтверждение того, что он готов на все, чтобы объяснить соперникам, что он не остановится ни перед чем в борьбе за позицию.

Что это? Рождение очередной ярчайшей звезды или же просто каприз подростка, избалованного собственным талантом и тем, насколько быстро ему удалось покорить вершину? Если второе, то “Ф 1” пора бы уже перестать ему потакать. Но тогда она рискует лишиться пилота, который в одиночку способен вернуть серии популярность, потому что уже сейчас по числу поклонников он едва ли не превосходит других ведущих пилотов.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: