Рубрики

Макс Мосли: Почему бы Лоебу не перейти в “Ф1”?

Глава Международной автомобильной федерации (FIA) Макс Мосли на публике появляется редко. Тем неожиданнее было его решение во время визита в Португалию на этап чемпионата мира по ралли встретиться с журналистами. Поводов для разговора набралось немало: решения федерации, а проще говоря, решения самого Мосли, в последнее время критикуют особенно часто. Но у Макса есть ответы на все вопросы. В ходе беседы в Алгарве президент FIA подвел промежуточные итоги технической революции в “Формуле 1”, объяснил причины грядущих перемен в WRC, призвал всех экономить энергию, а кроме того, подсказал Себастьену Лоебу, где искать быстрые машины, если он не хочет ездить на медленных.

Среди двух десятков журналистов со всего мира на встрече с президентом FIA был и корреспондент “Клаксона”.

МОСЛИ встречается с прессой лишь тогда, когда это надо ему. За несколько дней до его приезда в Португалию Всемирный совет по автомобильному спорту в Париже фактически принял новый регламент чемпионата мира по ралли. Споры о нем ведутся уже давно.

Класс “World Rally Car” доживает последние месяцы в силу своей дороговизны. Многие производители отказались от участия в чемпионате мира из-за возросших цен. Необходимость перемен назрела еще до экономического кризиса, а с его наступлением стала неизбежной. Тем не менее предложение Мосли о введении технических требований “Super 2000” было принято в штыки. Многим показалось, что появление столь медленных по сравнению с нынешними автомобилей в чемпионате мира неприемлемо. Пилоты медленно ездить не хотели, да и производители от предложения Макса остались не в восторге.

Появились слухи, что FIA смягчит позицию по этому вопросу, проконсультируется с командами, и в конце концов в свет выйдет редакция совершенно нового технического регламента чемпионата мира. Было придумано даже кодовое название – “S 2000 +”, и спортивные подразделения “Ford” и “Citroёn” вовсю работали над своими предложениями. Казалось, компромисс ищут. Казалось, он все-таки будет найден. Но получилось как всегда. Мосли все решил сам. С 2011 года класс “Super 2000” станет основным в чемпионате мира по ралли. Безо всяких плюсов. И точка.

По мнению Мосли, с введением нового регламента борьба в “Формуле 1” стала плотнее.

– Макс, вы довольны решением по “Super 2000”?

– Мне действительно очень нравится идея введения регламента “Super 2000” с допуском небольших изменений в экстерьере. Было много разговоров по поводу возможности доработки двигателей, но команды могли вновь начать гонку вооружений, так что мы решили не делать этого. Эти автомобили не такие медленные, как может показаться. Сейчас на фоне WRC они смотрятся не столь хорошо, но впоследствии мы просто не увидим никакой разницы. Все будут ехать с одинаковой скоростью. Единственное, что важно – это агрессивный внешний вид автомобилей. Мы не против, чтобы автомобили “S 2000” выглядели так, поэтому разрешили изменять экстерьер. Главное – не допустить роста расходов.

– Вы говорили о том, что с 2013 года в чемпионате мира будут турбомоторы объемом 1,6 литра. Не слишком ли это поздний срок? Большинство производителей переходит на двигатели меньшего объема уже сейчас.

– Я не думаю, что это поздно. В 2011 году появится “Super 2000”, и мы не успеем заметить, как пройдут два сезона. Нам бы очень не хотелось, чтобы регламент менялся часто, особенно в отношении моторов. Возьмем, к примеру, “Формулу 1” – мы не хотим, чтобы команды тратили много денег на совершенствование двигателей и разработку новых моторов. Совсем другое дело – KERS. За системами рекуперации энергии будущее, и в этом вопросе мы хотим помочь производителям сделать автомобильный спорт полигоном новых технологий. Позиция FIA проста: все инновационные разработки спортивных подразделений рано или поздно должны использоваться при производстве дорожных машин. Пусть они пригодятся лишь через много лет, но только так мы можем оправдать безумные траты на спорт, которые есть сейчас. Я не уверен, что нам удастся осуществить задуманное в полном объеме, но мы будем пытаться. Поэтому двигатели сейчас – не главное.

Компания “Škoda” уже построила для чемпионата мира автомобиль по регламенту “Super 2000”.

– Кстати, о KERS – вы довольны дебютом этой системы? И вообще новым техническим регламентом в “Формуле 1”?

– О регламенте говорить рано, ведь мы видели только одну гонку (беседа состоялась за день до “Гран-при Малайзии”. – Прим. ред.). Но пока, мне кажется, все идет неплохо. Техническая группа проделала огромную работу, и результат не заставил себя ждать. Все выглядит лучше, чем в прошлом году. Что касается KERS, то, я думаю, дебют удался. “Формула 1” должна быть полигоном для передовых технологий, а сохранение энергии – одна из важнейших задач сейчас. В дальнейшем мы должны научиться использовать энергию, высвобождаемую в результате выхлопа и даже от работы системы охлаждения. Обе подобные системы могут появиться в “Ф 1” в 2013 году.

“Чемпион мира должен быть быстр везде”

ОДНИМ из главных критиков решений FIA в последнее время был Себастьен Лоеб. Пятикратный чемпион мира несколько раз говорил, что покинет раллийное первенство планеты, если регламент “Super 2000” будет принят в чистом виде. Не слишком понравилась французу и система ротации этапов WRC. С этого сезона календарь чемпионата был урезан до 12 этапов – тоже в целях экономии. В результате из расписания исчезли несколько традиционных гонок, и теперь они будут проводиться лишь один раз в два года. Лоеб считает, что традиции мирового ралли нарушать не стоило. У Мосли есть что ответить Себастьену. И по поводу машин, и по поводу гонок.

У FIAT тоже есть свой автомобиль “S 2000”, но итальянцы пока участвуют в первенстве IRC.

– Гонки – это в первую очередь скорость. Не кажется ли вам, что с новым регламентом за ралли будет следить не так интересно? Себастьен Лоеб неоднократно заявлял, что не хочет ездить на “Super 2000”.

– Я не понимаю, в чем проблема. Если кто-то не хочет ездить на “Super 2000”, он может пойти в “Формулу 1”, в GP2, в ралли-рейды. Если ты профессиональный пилот, то будешь быстр везде. В чем я уверен, так это в том, что лучший гонщик на автомобиле “Super 2000” будет быстрее, чем другие на таких же машинах.

– В мире уже есть один чемпионат, проводимый по правилам “Super 2000”, – IRC. Не кажется ли вам, что эти чемпионаты имеет смысл объединить?

– Не думаю, что это необходимо. Я всегда был сторонником свободного выбора. Если команды могут выбирать, в каком из чемпионатов выступать, – это великолепно. IRC – очень хорошая серия, но она никогда не станет чемпионатом мира. Лучшие гонщики будут выступать в WRC.

Себастьен Лоеб в последние годы главный критик Макса Мосли.

– Вы были бы довольны, если в чемпионате мира не осталось заводских команд, а болельщики следили бы больше за дуэлями пилотов, нежели автомобилей?

– Это сложный вопрос. В последнее время производители в WRC приковывали все больше внимания публики. Не скажу, что это плохо, но частные команды не в состоянии бороться с заводскими, а производители могут и уйти. Выходит, нам надо позволить им бороться на равных. С другой стороны, справедливо, что лучшие гонщики выступают за команды автомобильных марок и получают хорошие деньги. Но разница в уровне подготовки машин не должна быть большой. Рафаэль Надаль и Роджер Федерер играют в теннис такими же ракетками, что и мы с вами, но выигрывают крупные турниры только они. С другой стороны – у автомобильного спорта иная специфика. Это очень философский вопрос.

– Вы до сих пор не высказали свою позицию по поводу системы ротации этапов WRC…

– Основная проблема в том, что у нас около 20 равных претендентов на место в календаре. И все они достойны принимать гонки чемпионата мира. В будущем таких стран будет 22-24. Команды при этом могут позволить себе проводить лишь 12-14 этапов. Как же мы можем провести 24 ралли? Допустим, мы все их включим в календарь и позволим командам самим решать, куда ехать. Но возникнет другая проблема. Организаторы гонок потратят огромные средства на подготовку, а ведущие “конюшни” могут проигнорировать некоторые этапы. Это неправильно. Так что оптимальный вариант – выбрать 24 страны и проводить по 12 гонок, чередуя календарь каждые два года.

– Но не кажется ли вам, что необходимо сохранить традиционные гонки, такие как в Монако или Финляндии, чтобы они были в календаре постоянно?

– Традиции – это важно. И если у нас будет выбор между двумя равными с коммерческой и спортивной стороны предложениями, мы выберем тот, у которого есть раллийные традиции. Но это всего лишь один фактор. Если, например, нам придется выбирать между этапом в Европе со славной историей и гонкой в Азии, где будет подготовлена суперсовременная инфраструктура и отличный спонсорский пакет, мы выберем второй вариант. Сейчас мы подумываем над тем, чтобы приехать в Индию, Индонезию, Россию, Китай. Мы просто не можем игнорировать эти страны, потому что там живет половина населения Земли, и наши соревнования станут главными событиями для болельщиков автомобильного спорта этих стран. Это огромный рынок, и у нас нет права его упускать.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: