Новые команды “Формулы 1” обречены на провал
В сезоне-2010 дебютировали три “конюшни”. Но первые же гонки показали, что они не в состоянии навязать борьбу соперникам со стажем. По сути, “Ф 1” разделилась на две лиги, и у новичков просто нет шансов пробиться в число ведущих команд.
ПОСЛЕ квалификации в Бахрейне многие руководители лидирующих команд высказались за возвращение старого “правила 107%”, не позволявшего участвовать в гонке пилотам, которые в квалификации не уложились в 107% от лучшего времени сессии.
Уже сейчас понятно, что дебютанты до конца года не смогут поправить свое положение. Пилоты “Lotus” – пока самые быстрые среди начинающих – проигрывают худшим из старожилов по 2,5 секунды с круга. Гигантское отставание по меркам “Формулы 1”, за один сезон его точно не отыграть. Причина проста – у новичков не было времени на создание автомобилей. Не помогло и привлечение опытных инженеров, таких как Майк Гаскойн, работавший над машиной “Lotus”.
– У нас было всего пять месяцев, – рассказывает Гаскойн. – Когда в августе получили подтверждение, что сможем выйти на старт, в команде работало лишь пять человек, включая меня и руководителя Тони Фернандеса. В таких условиях построить новый автомобиль – это подвиг. Но говорить о его конкурентоспособности не приходится.
Тони Фернандес и Майк Гаскойн
совершили чудо, создав команду с нуля за пять месяцев, но шансов побороться со старыми “конюшнями” у “Lotus” не было изначально |
Другие новички начали свои проекты чуть раньше, но тоже в условиях цейтнота. Команды, занявшие по результатам тендера последние вакансии в “Ф 1”, были объявлены в июне 2009-го. За полгода до первых тестовых сессий они должны были не только построить автомобиль, но и найти спонсоров. “Manor” практически сразу заручилась поддержкой компании Ричарда Брэндсона “Virgin” и стала называться так же. Не было финансовых проблем и у “Lotus”, которая заняла в “Ф 1” место, освободившееся с уходом концерна BMW. Но еще две “конюшни”-победительницы тендера – “US F1” и “Campos” – надеялись найти инвесторов позже.
Провал до старта
ЕЩЕ ПРОШЛОЙ осенью Берни Экклстоун усомнился в том, что эти две команды смогут выйти на старт чемпионата. И, как оказалось, был прав.
Проект “US F1” возглавили известные в мире автоспорта люди – Кен Андерсон и Питер Уиндзор. Одним из инвесторов должен был стать основатель “YouTube” Чад Харли. Тем не менее команда не уложилась в отведенные сроки. До января 2010 года она работала по расписанию, но в последний момент начались разногласия со спонсорами. Небольшая заминка сказалась на ходе работ, и “конюшня” выбилась из графика. Выбраться из пике не помогло и подписание контракта с Хосе-Мария Лопесом, имевшего поддержку аргентинского правительства, благодаря чему на счета команды должны были поступить 11 млн евро.
Инженеры новых команд избавляют свои
автомобили от “детских болезней” уже по ходу чемпионата |
“US F1” не успевала построить машину к началу чемпионата. Команда просила FIA отложить ее дебют до “Гран-при Испании”, но чиновники федерации ответили отказом. К тому же соглашение с Лопесом предполагало выступления во всех гонках сезона. В итоге команда не получила аргентинских денег. По той же причине сорвался и контракт с Джеймсом Росситером. Система, выстроенная Уиндзором и Андерсеном, рухнула как карточный домик...
С большими проблемами столкнулась и “Campos”. Вопреки надеждам ее основателя Адриана Кампоса фамилия его пилота Бруно Сенны, племянника легендарного Айртона Сенны, не помогла привлечь спонсоров. Испанская команда тоже рисковала вовсе не выйти на старт, но ее выкупил бизнесмен Хосе Карабанте. “Конюшня” была переименована в “Hispania F1 Team” и провела презентацию автомобиля за две недели до начала чемпионата. Первая обкатка шасси состоялась уже в Бахрейне, где пилоты команды проигрывали лидерам по десять секунд с круга.
А место “US F1” пока не занято. На него претендовала сербская команда “Stefan GP”, за которую могли выступать Казуки Накадзима и экс-чемпион мира Жак Вильнёв, но FIA не допустила ее к участию в чемпионате. А ведь в распоряжении этой “конюшни” были три готовые машины, купленные ее боссом Зораном Стефановичем у покинувшего “Ф 1” коллектива “Toyota”.
– Новые команды не могут быть конкурентоспособны, – сказал Стефанович в беседе с корреспондентом “Клаксона”. – Они изначально были поставлены в такие условия. Мы могли составить конкуренцию – у нас есть машина, построенная автопроизводителем. Но нам не дали выйти на старт.
Кому нужны новые команды?
ЧТОБЫ заполнить последнюю вакансию, FIA объявила новый тендер. Победитель будет объявлен только в июле. А на случай, если у него вдруг возникнут проблемы, чиновники федерации обещают назвать и “запасную” команду.
Судя по результатам предыдущего тендера, вероятность появления проблем и впрямь весьма высока. Заявки вновь поступили от маленьких команд, не обладающих большими бюджетами, так что, по всей вероятности, история повторится.
Не совсем понятен и статус “запасной” команды. Фактически речь идет о том, что одна из “конюшен”, не прошедших отбор, продолжит готовиться к старту и тратить спонсорские деньги без каких-либо гарантий участия в чемпионате.
– Времени очень мало, – сетует Зоран Стефанович. – При этом опыт старых команд дает им огромное преимущество перед новыми. Взять хотя бы тесты – без них невозможно нормально подготовиться к чемпионату, а в “Формуле 1” их становится все меньше и меньше.
Оказаться на трассе рядом с лидерами у новых команд шанс есть лишь тогда, когда те
догоняют их на круг |
Действительно, в попытках сократить затраты команд FIA ограничила количество тестовых дней в межсезонье. Теперь “конюшни” могут обкатывать свои автомобили только в феврале. И в их распоряжении лишь 15 сессий, из которых, например, “Lotus” и “Virgin” пропустили половину. И буквально на ходу пытались избавить свои машины от “детских болезней”. Так, на автомобиле “Lotus” в первый день отказал гидроусилитель, и тест-пилот Файруз Фаузи стер руки в кровь. У машины “Virgin” на тестах самопроизвольно отваливалось переднее антикрыло, а уже первые гонки показали, что ее топливный бак недостаточно велик, чтобы автомобиль преодолел полную дистанцию…
Привлечение новых команд было инициативой Макса Мосли. Бывшему президенту FIA они понадобились для борьбы с ассоциацией действующих “конюшен”, желавших организовать собственный чемпионат. Мосли надо было продемонстрировать, что им обязательно найдется замена. Война между FIA и FOTA завершилась сразу после того, как были объявлены результаты тендера, и с этого момента судьба новых команд перестала волновать федерацию. К тому же и Мосли покинул свой пост…
Останутся ли “Lotus”, “Virgin” и HRT в “Формуле 1” в сезоне-2011 – сказать сложно. Но пока заботами FIA у новых команд нет даже теоретических шансов подобраться к лидерам.
Олег КАРПОВ,
фото команд
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон