Рубрики

Мартин Иванов: “Мне повезло сразу попасть в Голливуд”

16:48 07-10-2015

Всего за несколько лет ему удалось сделать головокружительную карьеру и стать одним из самых востребованных каскадеров в Голливуде. Без участия Мартина уже невозможно представить новый фильм про агента “007” или другую картину с автомобильными трюками.

Всего за несколько лет ему удалось сделать головокружительную карьеру и стать одним из самых востребованных каскадеров в Голливуде. Без участия Мартина уже невозможно представить новый фильм про агента “007” или другую картину с автомобильными трюками.

 

Быть автогонщиком – себе дороже

 

– Мой отец – каскадер, снимавшийся в советских и российских фильмах. Поэтому в детстве я мечтал о той же работе. Но неожиданно увлекся автоспортом. Мы жили в Литве, а рядом с нашей дачей проходила трасса чемпионата СССР по ралли. Представляете: спец-участок в сотне метров от забора! Проносившиеся мимо на огромной скорости машины на нас, мальчишек, производили сильное впечатление. Подростком я подрабатывал, как мог, и при помощи родителей купил старый “VW Golf”. И стал гонять зимой по льду на озерах. Там познакомился с раллистами, ну и началось. Участвовал в кольцевых гонках, затем в ралли. Побеждал даже. Но было тяжело материально – в ралли, даже если ты чемпион, не зарабатываешь, а постоянно тратишь. Потом меня пригласили в команду НИИ шинной промышленности. Погонял там полсезона, и команду закрыли после банкротства института. На этом моя карьера в автоспорте закончилась.

– И тогда решили перестать тратить и начать зарабатывать?

– Отец написал сценарий и сам снимал фильм “Белое золото”. Он и предложил мне попробовать себя в роли каскадера. Сняли две погони. У меня все как по маслу шло. После ралли участие в киношных погонях мне показалось совсем не сложным. Там не приходилось выкладываться на 100 процентов как в автоспорте. А потом мне крупно повезло. В 2003-м в Москве проходили съемки голливудского блокбастера “Превосходство Борна”. И там нашлась для меня работа.

– Постановщик трюков сразу пригласил начинающего российского коллегу?

– Я же говорю – большое везение! Конечно, тогда приехала своя бригада каскадеров, но им требовались российские коллеги для съемок погони с участием множества машин. В главных автомобилях – опытные и знаменитые, а в каждой фоновой машине должен находиться каскадер, который, если что-то пойдет не так, сможет адекватно отреагировать.

“Все трюки рассчитаны до мелочей. Но это вовсе не значит, что не может произойти
неожиданный сбой...”

– И как удалось себя проявить?

– На Трубной площади должны были снимать эпизод, в котором Борн на автомобиле прыгает с парапета на дорогу, которая проходит на полтора метра ниже. Не долетев до земли, он должен ударить бампером самосвал, а затем ехать дальше. Английские каскадеры, которые готовились к этому трюку, в последний момент отказались. Все в один голос сказали, что он очень опасный. Кстати, такие отказы случаются крайне редко. Когда постановщик трюков почти потерял надежду, он подошел ко мне: “Хочешь попробовать?” И я не задумываясь ответил: “Конечно!” В итоге работу выполнил без проблем. И было совсем не страшно. После этого эпизода я негласно стал главным каскадером фильма. Постановщик трюков и режиссер работали только со мной, англичане же оказались на скамейке запасных. Такая вот награда за смелость. Постановщик трюков предложил и дальше сотрудничать. Следующим фильмом стал “Ультиматум Борна”. Затем началась “Бондиана” – пригласили на “Квант милосердия”.

– А сколько выделяют времени перед съемками на тренировки и постановки трюков?

– Обычно мы приезжаем на место за две недели до начала съемок. Сначала тестируем машины. Затем отрабатываются сложные трюки. Если необходимо, тщательно репетируем перевороты – смотрим, каким образом машина будет вертеться, куда ее понесет и так далее. Такие тренировки еще и позволяют понять, где лучше поставить камеру с оператором. Но все равно иногда случаются нештатные ситуации. При этом чаще подводит техника, чем каскадеры. Например, на съемках одного из трюков в “Кванте милосердия” на втором дубле не сработал страховочный механизм, поэтому машина с манекенами на приличной скорости сильно ударила автомобиль с каскадером. Он получил тяжелые травмы, долго находился в критическом состоянии, но потом, к счастью, поправился… У меня на тех съемках тоже кое-что пошло не по плану. В одной из сцен я несусь в спорткаре по серпантину, а на меня с горы катится “Land Rover Defender”. И за мгновение до вроде бы неизбежной аварии я должен его объехать. На репетиции досконально рассчитали траекторию движения внедорожника. А на съемках он полетел совсем не туда. Пришлось уворачиваться. Выбора не было: я направил машину туда, где стояли камеры, для безопасности прикрытые пятитонным мраморным блоком. И задел задним колесом мраморную плиту. Вырвало почти всю заднюю подвеску. Машина стала неуправляемой. Но я пытался спасти сцену и нормально выехать из кадра...

 

Работа “в корзину”

 

– Часто ли сцены с трюками, которые даются съемочной группе “потом и кровью”, выбрасывают “в корзину”при монтаже и их уже не увидишь в финальной версии фильма?

– Так та сцена в “Превосходстве Борна”, которая стала моей путевкой в Голливуд, и не вошла в итоговую версию фильма! Несмотря на все приготовления и проблемы на съемках. На финальном монтаже режиссера смутило, что эпизод выглядит не совсем, как ему показалось, естественно. И он решил обойтись без него. В “Кванте милосердия”, где сложные сцены и трюки снимались с риском для жизни, большинство экстремальных эпизодов также не использовали при финальном монтаже. Например, в погоне участвовали три автомобиля “Alfa Romeo”, а в фильме осталось два...

– Какие съемки оказались самыми сложными в вашей карьере?

– Трюки – дело техники, а вот условия бывают непростыми порой. Во время съемок последнего фильма “Бондианы” – “007: Спектр” – почти месяц приходилось устраивать погони на римских улочках по ночам на мощном спорткаре “Jaguar C-X75”. Улицы перекрывали, но все равно работать было очень тяжело. Биологические часы отказывались перестраиваться, организм требовал сна, и постоянно приходилось себя пересиливать. Поблажек за ночной режим не делали – все те же стандартные 10-12-часовые смены, с одним выходным в неделю. Получается, что месяц не видишь солнца – днем пытаешься заснуть в номере отеля с плотно закрытыми шторами, а всю ночь проводишь на съемочных площадках.

В последнем проекте “Бондианы” – “007: Спектр” – Мартин участвует в погоне
по ночным улицам Рима на концепту-альном спорткаре “Jaguar C-X75”.

– А если машину неожиданно разбили и нет замены, съемки останавливаются на несколько дней?

– Голливуд же – хорошо отлаженный конвейер. Стандарты на съемках “Бондианы” предусматривают группу механиков, готовых максимум за пару часов реанимировать даже сильно разбитую машину. Там даже нанимают людей с опытом работы в гонках “Ле-Мана” и “Формулы 1”. Всегда стоят наготове шатры с подъемниками и грузовик со всеми возможными запчастями.

– Как сейчас готовят автомобили для съемки в трюках?

– На съемках фильмов про агента “007” обязательно устанавливают каркасы безопасности на основные машины. Плюс гидравлический “ручник”. Подготовка почти как для ралли. А когда нужно перевернуть машину, используют пневмопушку – в салоне устанавливают большой гидравлический домкрат. В какой-то момент выстреливает поршень и машина переворачивается.

 

Не лезь не в свое дело!

 

– Имеет ли большое значение в современном кино при выборе каскадера его сходство с актером, которого он дублирует?

– Во многих случаях. Почему именно меня еще выбрали для работы в “Превосходстве Борна”? Потому, что похож на актера Мэтта Деймона. Разумеется, развиваются технологии, позволяющие “накладывать портрет” актера на лицо дублера. Например, недавно на съемках каскадеры ездили на мотоциклах, а потом на компьютере уже “рисовали” лица актеров. На шлемах стояли особые метки, позволяющие сделать этот процесс довольно быстрым. Другой вариант – каскадер надевает маску с лицом актера. Это для крупных планов. Выдают подмену только глаза… Если телосложение актера и каскадера не похожи, в Голливуде используют особые костюмы, имитирующие даже особенности мускулатуры.

После неожиданного падения в грузовике в воду на съемках “Неудержимых” каскадер
отрабатывает подобные ситуации в бассейне.

– Приходилось ли сталкиваться с желанием голливудских актеров самостоятельно выполнить трюки?

– Каждый должен делать свою работу. И не лезть не в свое дело. Большинство актеров прекрасно понимают, что не смогут выполнить трюк на уровне каскадера. К тому же обычно погони и прочие опасные сцены снимаются так называемой второй съемочной группой, которая работает по собственному графику, отдельно от основной. Но однажды я угодил в неприятную историю с актером, переоценившим свои возможности. На съемках “Неудержимых-3” в Болгарии, где мне поручили дублировать Джейсона Стэйтема, нужно было отработать финал погони – по сюжету герой несется на грузовичке, поворачивает на морской причал и резко тормозит в нескольких метрах от обрыва. На репетиции я показал операторам, как все будет выглядеть. И тут Джейсон попросил постановщика трюков разрешить ему самому сниматься в сцене с грузовиком. В итоге ему разрешили, актер уселся за руль, а мне пришлось занять кресло справа, чтобы объяснить нюансы. Он поехал очень шустро, и там, где нужно было вовсю тормозить, Джейсон нажал на тормоз слишком слабо. У актера началась паника, он делал одну ошибку за другой... Грузовик задел электрощиток, за которым располагалась камера на тележке, а еще оператор с ассистентом. Все это хозяйство и людей он столкнул в воду. Туда же улетели и мы. Глубина в том месте около 15 метров. В тот момент я подумал: “Ничего страшного, открою дверь и спокойно выберусь. Еще и актера вытащу”. Но все получилась иначе. Стекла в грузовике были дырявыми – по сценарию пробитые пулями, поэтому кабина моментально заполнилась мутной водой. Тут же стало темно. Страшное ощущение – ты в темном аквариуме. Меня унесло волной куда-то в центр кабины. И я на время потерял ориентацию. Двигаться было тяжело, мешали военные сапоги на ногах. Хорошо, что успел глотнуть воздуха. Тогда начал буквально бороться за жизнь. Про актера даже забыл. На ощупь нашел дверь и с трудом открыл ее. И всплыл из последних сил. А Джейсона спасали уже болгарские каскадеры.

– Долго приходили в себя?

– Я довольно быстро успокоился. А вот звездный актерский состав, включая Сильвестра Сталлоне, наблюдавший за всей этой сценой, долго был в шоковом состоянии. Ведь несколько актеров во время основного дубля должны были находиться в кузове этого грузовика. Для безопасности их планировалось привязать страховочными тросами к бортам... Представляете, Джейсон мог утопить основной актерский состав и случился бы незапланированный конец фильма...

Перевороты автомобилей в боевиках – обычный для каскадера трюк,
который выполняется при помощи пневмопушки.

– В Интернете Вы прославились благодаря ролику, в котором на болиде “Формулы 1” проезжаете под летящим грузовиком. Смотрится эффектно. Долго думали, прежде чем согласиться на эту авантюру?

– Со мной связался знакомый постановщик трюков и каскадер Майк Райан и предложил сняться в вирусном рекламном ролике. Во время предварительного обсуждения ничего толком не объяснил. Всю опасность предстоящих съемок я понял на месте, когда прилетел на британский аэродром. Сюжет ролика: огромный тягач с прицепом и болид разгоняются, двигаясь параллельно. Затем грузовик прыгает с трамплина, взлетает, и в этот момент я на болиде должен резко свернуть и проехать под ним... Сложность заключалась в том, что сцену нельзя было нормально отрепетировать. Снимать нужно было с первого и единственного дубля. А грузовик летит над землей всего 25 метров. Но отступать я не привык. Сел в болид, это был “Lotus” 2012 года, на котором выступал Кими Райкконен. Мне даже достался его комбинезон. Покатался минут 40, затем доложил режиссеру, что готов. И начали снимать. Главной проблемой было удерживать скорость на уровне грузовика – болид же разгоняется динамичнее. На 120 км/ч тягач взлетел с трамплина, а я нырнул под него. Он пролетел прямо над моей головой. Но испугаться не успел – все ведь мгновенно произошло.

– Сейчас слишком многое в кино можно “нарисовать” на компьютере. Значит ли это, что скоро и каскадеры останутся не у дел?

– В некоторых проектах все чаще используют компьютеры, и там работы для каскадера остается все меньше. Но серьезные режиссеры стараются все сюжеты снимать натурально, чтобы у зрителя не возникло ощущение рисованной картинки. Поэтому в ближайшее десятилетие без работы мы не останемся. В этом я даже не сомневаюсь.

 

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: