Рубрики

Машину – к осмотру

Система технического осмотра автомобилей в большинстве стран призвана повысить безопасность дорожного движения. Но в России из-за массы недочетов эта процедура является пустой формальностью и совсем не уменьшает число неисправных машин на дорогах.

ТЕХОСМОТР обязателен в 82 государствах, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении. Среди них Россия и почти все европейские страны. Статья 39 документа гласит о том, что “в национальном законодательстве должно быть предписано проведение периодических технических осмотров автомобилей”.

Периодичность проверок в большинстве зарубежных стран примерно совпадает. Например, в Германии, Великобритании и Японии новый автомобиль может не появляться на станции техосмотра первые три года с момента покупки, а во Франции, Италии и Испании – первые четыре года. Затем автомобили проверяются раз в два года. Исключение из перечисленных стран составляет Великобритания, где автомобили старше трех лет осматривают ежегодно.

Как правило, техосмотр доверяют частным организациям, которые получают от властей соответствующую лицензию. Недостаточно просто аккредитоваться раз и навсегда. Ответственные государственные органы периодически тестируют самих технических работников. Например, в Великобритании каждые пять лет сотрудники техцентров обязаны проходить специальный курс повышения квалификации в агентстве VOSA. Тем не менее в стране очень много авторизованных центров, проводящих осмотр транспортных средств – более 20.000. Среди них и все дилерские центры, поэтому местные автомобилисты для удобства зачастую совмещают техосмотр с плановым техобслуживанием. Если найдутся неполадки – здесь же их устранят.

В Британии зарегистрировано чуть менее 30 миллионов автомобилей, их средний возраст составляет 7,7 года. То есть, по приблизительным расчетам, один центр в среднем обслуживает не больше 20 машин в день. Учитывая, что специалисты осматривают только действительно необходимое, тестирование не отнимает много времени. Выпускная система, ремни безопасности, шины, оптика... Государственными органами утвержден список всего из 25 позиций для проверки. А такие узлы и агрегаты, как двигатель, сцепление или коробка передач, британские станции техосмотра не вправе проверять. Ровно столько же параметров для инспекции значатся и в законах Германии.

В отличие от Великобритании и Германии, во Франции низкая частота проверок компенсируется более тщательным осмотром. Точнее, техническим контролем – именно так называется процедура. Автомобиль проверяют на соответствие регламенту по 116 пунктам. Авторизованных технических центров хватает для того, чтобы не создавать для автомобилистов проблемы в виде очередей. Дилеры здесь, как и в других странах Евросоюза, также занимаются техосмотром.

Самая сложная и неоднородная система техосмотра сложилась в США. В зависимости от штата, процесс может кардинально разниться. В 13 из них никакого осмотра вообще нет, а в остальных штатах проходить техническую проверку придется. Называется она везде по-разному, чаще всего – инспекция безопасности. В любом случае процесс занимает не более получаса. Сроки тоже в различных штатах отличаются. К примеру, в Мэриленде и Алабаме проходить техосмотр необходимо только перед регистрацией автомобиля или перед сделкой купли-продажи, если машина приобретается у частника.

Зато американцы заботятся о природе. Согласно “Закону о чистоте воздуха”, в половине штатов раз в два года необходимо проверять содержание вредных веществ в выхлопе. А в пяти районах Нью-Йорка зарегистрированным там автомобилям необходимо в обязательном порядке иметь диагностический блок OBD-II, который контролирует экологические параметры двигателя. И в целом осмотр машин в этом мегаполисе проходит наиболее жестко по сравнению с другими штатами. В сумме техцентры инспектируют автомобиль по 36 параметрам. Проверяют точность показаний приборов, топливную систему и даже коробку передач.

Чаще всего система техосмотра работает по принципу “прошел – не прошел”. Машина не соответствует требованиям – придется исправить и приехать на проверку еще раз. Но так не везде. К примеру, в Норвегии существует целая градация нарушений в зависимости от потенциальной угрозы безопасности. В случае незначительных неполадок, перечень которых есть в специальном документе, отметку о техосмотре поставят в регистрационные документы. С более значительными недостатками – уже нет, но до их исправления на машине можно ездить. А если технические проблемы опасны для участников дорожного движения – эксплуатацию и вовсе запретят.

Цены на техосмотр, как правило, невысокие. В Великобритании правительством установлены максимальные тарифы. Например, за осмотр автомобилей вместимостью менее восьми человек верхняя планка составляет 54,85 фунтов стерлингов. В США стоимость варьируется в пределах 30-50 долларов, причем сразу можно и не платить. Счет включат в обязательный регистрационный сбор, который придет по почте. Во Франции и Германии цена техосмотра не превышает 70 евро. И только в традиционно “дорогих” государствах вроде Норвегии стоимость может достигать 100 евро.


Карточный” бизнес


В РОССИИ с 2012 года своеобразным допуском машины на дороги является диагностическая карта. На бумаге ситуация с техосмотром выглядит похоже на другие страны, но только на бумаге. Да, проверку автомобилей старше трех лет и моложе семи надо проходить раз в два года. Далее – ежегодно. Без этого документа страховщики не выдадут полис ОСАГО, то есть, казалось бы, никуда не деться от техосмотра...

Но на деле процедура является лишь формальностью, ведь возить с собой диагностическую карту не надо, а инспектор ГИБДД не вправе проверить техническое состояние автомобиля. Этим пользуются как нерадивые автомобилисты, так и частные компании, получившие право проводить техосмотр. Подавляющее большинство таких организаций подходит к вопросу спустя рукава. Согласно постановлению правительства “О проведении технического осмотра транспортных средств”, инспектировать автомобиль необходимо по 65 параметрам. Но в реальности хорошо, если хотя бы оптику проверят или ремни безопасности... Ведь в случае чего никакой ответственности станции техосмотра не понесут.

В России на данный момент всего лишь 3.200 аккредитованных компаний, занимающихся техосмотром, но даже в них нет никаких очередей. Владельцу машины куда проще купить диагностическую карту за небольшую сумму (1.000-2.000 рублей) прямо перед оформлением страховки, даже никуда не привозя и никому не показывая автомобиль. Подобным “карточным” бизнесом занимаются многие фирмы. За продажу диагностической карты просто так у нас тоже никого не наказывают... В такой ситуации дилерским центрам нет смысла получать аккредитацию на проведение техосмотра из-за нерентабельности. Самый высокий тариф – 830 рублей, а клиентов мало...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: