Рубрики

“Mazda” намерена развиваться с помощью “Skyaktiv”

Mazda” намерена развиваться с помощью "Skyaktiv"

В ближайшие несколько лет практически весь модельный ряд "Mazda" должен измениться. Новая линейка машин будет построена по технологии "Skyactiv", с которой корреспондент "Клаксона" ознакомился на техническом семинаре в Испании.

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ Европейского центра научно-технических разработок "Mazda" Хироюки Матсумото словно оправдывался перед журналистами:

– Небольшим компаниям вроде нашей трудно конкурировать с крупными автопроизводителями, – говорил он на пресс-конференции. – И мы не можем вести разработки сразу в нескольких направлениях. У нас на это недостаточно средств. Поэтому сосредоточились на усовершенствовании уже имеющихся разработок, в результате чего и родилась технология "Skyaktiv".

Короче говоря, поскольку у "Mazda" нет ни новых моторов, ни роботизированных коробок, ни гибридных силовых установок, здесь решили, как выражаются сами маздовцы, "совершить революцию в уже имеющихся технологиях".

Формально все перспективные разработки дебютируют на компактном кроссовере "CX-5", который будет представлен на автосалоне во Франкфурте-на-Майне. Но эти решения оттачиваются на уже имеющихся машинах. За основу будущей "тележки" инженеры взяли агрегаты современной "шестерки". Например, для повышения комфортабельности было увеличено передаточное отношение в задней подвеске. А опору ее продольного рычага подняли на 43 мм, что позволило сократить тормозной путь, уменьшить "клевки" при замедлении и нагрузки на сайлент-блоки. Для улучшения управляемости было уменьшено передаточное отношение рулевого механизма и изменены настройки микропроцессора электроусилителя.

В конструкции кузова теперь используется больше замкнутых элементов, которые увеличивают
жесткость силовой структуры.

Что касается кузова, то, поскольку во главу угла ставится экономичность новых моделей, основную ставку сделали на снижение веса – во многом за счет уменьшения толщины деталей и их количества. Если раньше кузов состоял из множества отдельных элементов, то теперь его структура - это спрямленные и соединенные клеем части, образующие единое целое. В силовом каркасе применены более прочные и легкие сорта стали. Все это позволило увеличить жесткость кузова на 30%, а массу уменьшить на 8%. Причем себестоимость конструкции осталась прежней.

При разработке трансмиссий следующего поколения у японцев особого выбора тоже не было. За основу взяли уже существующие шестиступенчатые "механику" и "автомат". У ручной коробки теперь первая и задняя, а также вторая и третья передачи имеют общие ведущие шестерни. В результате конструкцию удалось сделать компактнее и легче.

"Автомат" получил модернизированный гидротрансформатор с уменьшенным размером колес и увеличенным диапазоном блокировки. А управление АКПП осуществляется более умными "мозгами", которые обеспечивают быстрое переключение передач. Коробки "Skyactiv-Drive" будут предлагаться в двух версиях: более крупные и тяжелые рассчитаны на передачу до 460 Нм крутящего момента и работу с дизелем. У компактного варианта для бензинового мотора потолок тяги – 270 Нм.

Внутреннее сгорание

КСТАТИ, о моторах. Не делая реверансов в сторону "зеленых", японцы заявляют, что двигатель внутреннего сгорания будет основным силовым агрегатом на автомобилях "Mazda" еще как минимум лет десять. Поэтому взялись за него основательно. В первую очередь доработке подверглись двухлитровый бензиновый мотор MZR и турбодизель MZR-CD объемом 2,2 л.

Новая удлиненная выпускная система
бензинового мотора с конфигурацией 4-2-1
уменьшает количество остаточных газов внутри
цилиндров и снижает в них температуру.

Теперь на обоих двигателях достигнута одинаковая степень сжатия 14:1. В случае с бензиновой версией это привело к росту мощности и КПД, но при этом инженерам пришлось решать одну из основных проблем при высокой степени сжатия – устранение детонации в камере сгорания. Побороть ее удалось путем оптимизации впрыска и процесса сгорания топливно-воздушной смеси. Благодаря специальному углублению в поршне обеспечивается более плавное распространение фронта пламени. На этом моторе также применена новая удлиненная выпускная система особой конфигурации. Раньше подобные вещи мне доводилось видеть только на высокофорсированных спортивных двигателях. Такой выпуск резко уменьшает количество остаточных газов внутри цилиндров и снижает в них температуру. Происходит так называемый эффект продувки камер сгорания, в результате чего повышается крутящий момент на малых оборотах, да и КПД в целом. При этом двигатель стал на 15% экономичнее.

С дизелем пришлось действовать ровно наоборот. Обычно в таком моторе воспламенение в камере сгорания происходит еще до того, как там образуется смесь необходимого состава. Снизив степень сжатия, удалось выгадать дополнительное время для перемешивания топлива и воздуха. А чтобы потом эта смесь полностью и до конца сгорала, инженеры сместили момент воспламенения. Благодаря новым быстродействующим и высокопроизводительным форсункам оно начинается непосредственно перед прохождением поршня верхней мертвой точки. Новое решение привело к повышению мощности и снижению расхода топлива на 20%. Правда, инженеры столкнулись с проблемами прогрева мотора при холодном пуске. Специально для этого на новый двигатель кроме керамических свечей накаливания установлена система с изменяемой степенью открытия выпускных клапанов. Во время такта впуска они немного открываются, чтобы часть горячих отработавших газов вернулась назад в цилиндр для поддержания температуры в нем еще до начала сжатия.

Опробовать прототипы "Mazda6" с новыми моторами мне довелось на гоночном кольце острова Мальорка. Правда, о полноценном тесте даже речи не шло – сидящий рядом инструктор то и дело повторял: "Easy, easy!" – полегче, мол. К тому же японцы позволили сделать лишь пару кругов в черепашьем темпе. Тем не менее первое впечатление о двигателях "Skyactive" уже можно составить. Так, бензиновый вариант действительно лишен детонации во всех более-менее стандартных режимах, и это уже можно считать достижением, учитывая его степень сжатия, а дизель удивил своим широким рабочим диапазоном – даже при 4.000-5.000 об/мин он не скисает и не требует переключиться "вверх", что весьма нетипично для таких агрегатов.

В любом случае, это лишь первые шаги. По словам представителей "Мазды", следующее поколение их автомобилей должно стать в среднем на 100 кг легче и примерно на 15% мощнее. При этом вся линейка будет почти на треть экономичнее. Ну что же, время покажет.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mazda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: