Рубрики

“Mercedes-Benz SLS AMG Black Series”: особый среди особых

18:07 10-10-2013

“Black Series”. Черная серия. Это особый знак, которым отмечают лишь самые экстремальные модели “Mercedes-Benz” и AMG, выпущенные ограниченным тиражом для фанатов и коллекционеров. За всю богатую историю немецкой марки и ее спортивного подразделения такой привилегии удостоились всего четыре автомобиля. Суперкар “SLS AMG Black Series” – пятый по счету. Но даже в этом эксклюзивном клубе он выбивается из общего ряда. Ведь при создании “черного” купе не просто были использованы гоночные технологии. Здесь речь идет скорее не о глубокой доводке серийной машины, а об адаптации кольцевого болида категории “GT3” к дорогам общего пользования. Результат получился впечатляющим — столь злого автомобиля у “Mercedes-Benz” и AMG еще не было.

“Mercedes-Benz SLS AMG” принял черную метку

“Black Series”. Черная серия. Это особый знак, которым отмечают лишь самые экстремальные модели “Mercedes-Benz” и AMG, выпущенные ограниченным тиражом для фанатов и коллекционеров. За всю богатую историю немецкой марки и ее спортивного подразделения такой привилегии удостоились всего четыре автомобиля. Суперкар “SLS AMG Black Series” – пятый по счету. Но даже в этом эксклюзивном клубе он выбивается из общего ряда. Ведь при создании “черного” купе не просто были использованы гоночные технологии. Здесь речь идет скорее не о глубокой доводке серийной машины, а об адаптации кольцевого болида категории “GT3” к дорогам общего пользования. Результат получился впечатляющим - столь злого автомобиля у “Mercedes-Benz” и AMG еще не было.

И ВСЕ ЖЕ я узнаю мерседесовский почерк... Сервоприводы легко и грациозно распахивают вверх подъемную дверь – так называемое “крыло чайки”. Из салона вырывается воздух, сдобренный благородными ароматами кожи и замши. Замечаю климат-контроль и цветной дисплей мультимедийной системы… Позвольте, это что трековый суперкар или “S-class” в спортивной оболочке?

– Полагаешь, выглядит слишком шикарно? – за спиной раздается голос нового руководителя AMG Тобиаса Мерса, принимавшего непосредственное участие в разработке “SLS AMG Black Series”. – Да, мы считаем, что любой дорожный “Mercedes-Benz” обязан быть роскошным. Но имей в виду, здесь роскошь особого рода – она вытекает исключительно из практических соображений. Загибай пальцы: одетая в карбон центральная консоль – минус лишние граммы массы, черная алькантара не бликует на солнце и обшитый ей руль не скользит в руках. Мощная музыка? Можем ее вообще убрать и заменить, к примеру, на гоночный огнетушитель или каркас безопасности...

Тобиас, казалось, мог продолжать бесконечно и оборвал его только железный лязг из титановых выпускных патрубков. Так “SLS AMG Black Series” отозвался на касание светящейся в тени салона красным дьявольским угольком кнопки запуска. Для меня этот момент стал поворотным – больше в боевом характере машины я тоже не сомневался. Мне было достаточно услышать этот звук. Кто хоть раз посещал кольцевые гонки, знает, такой грохот на холостых оборотах – слегка кашляющий, немного нестабильный и настолько громкий, что рядом разговаривать невозможно – явный признак форсированного до предела атмосферника.

<~1~>

“SLS AMG Black Series” стал лебединой песней постепенно уходящего на покой легендарного мотора M159. Больше инженерам AMG из него, похоже, уже не выжать. Они еще раз поколдовали над программным обеспечением, газораспределением, усилили кривошипно-шатунный механизм, ослабили ограничитель оборотов, добавили тот самый титановый выпуск и впервые вышли за рубеж в шесть сотен, получив на выходе 631 л.с. – на 39 больше, чем у “SLS AMG” в исполнении GT. Обычно такая отдача свойственна 12-цилиндровым двигателям, но ведь мы имеем дело с 6,2-литровым V8! Он стал настолько быстроходным, что даже несколько потерял в максимальной тяге.

Конечно, на фоне современных турбированных монстров от AMG атмосферные 635 Нм - не такая большая величина. Но, черт возьми, мотор “SLS AMG Black Series” должен быть именно таким – слегка флегматичным внизу и взрывным наверху. Когда при взлете стрелки тахометра не надо ловить оптимальные для наддува обороты – ты просто жмешь педаль в пол и получаешь в ответ нарастающую волну тяги и ускорения. Она давит так, что кажется бесконечной. Вот уже близка красная зона, но напор не только не слабеет, наоборот, заставляет еще сильнее напрягать шею, чтобы голова не стукнулась в твердый подголовник гоночного “ковша” с тисненной эмблемой AMG.

Только сейчас я осознал, что удобная посадка за рулем нашлась как-то сама собой. А ведь у “SLS AMG Black Series” по всем направлениям регулируется лишь руль, а кресло перемещается только вперед-назад. Наклон спинки, объятия боковой поддержки – все фиксированное, как на гоночном болиде. Но подобраны они настолько грамотно, что ни в вечерних пробках, ни на серпантинах я ни разу не пожалел об отсутствии по-мерседесовски мягких мультиконтурных сидений.

На предельных оборотах

АВТОБАН опустел и “SLS AMG Black Series” вырвался на волю. Его мотор взял предельно высокую ноту: 7.000 – 8.000 оборотов – вот где он задышал в полные легкие. Практически любой «гражданский» двигатель на таком режиме долго не протянул бы, загнувшись от инерционных нагрузок и масляного голодания, но M159 в “черном” исполнении не зря получил облегченные кованые компоненты. Вкупе с системой смазки с “сухим” картером они обеспечили V8 достойную выносливость. И я сделал такой вывод не случайно.

Как часто мы в сердцах бросаем – “посмотреть бы на того, чьих рук это дело”, имея в виду некую абстрактную фигуру. Но в случае с “SLS AMG Black Series” миф становится реальностью. Его мотор, как впрочем у любой модели от AMG, собирает от начала и до конца один мастер. Имя этого человека указано на табличке в моторном отсеке и владелец суперкара вполне может со сборщиком встретиться. Вот и я, заглянув на минутку в Аффальтербах, на производство AMG, воспользовался этой возможностью. Кстати, каждого важного гостя (а других здесь не бывает), встречают поднятым на главной площади офиса флагом его родной страны!

Знакомство с двигателистом было коротким, но очень ярким. Невысокий молодой парень с забавной панковской прической пристально посмотрел мне в глаза, поздоровался и неожиданно сразу спросил:

- Крутил?

- Буквально в звон, на автобане почти до максималки дошел, - ответил я.

- Правильно! С моим мотором так и надо, я в нем уверен, - и мастер вернулся к своему станку, где уже висел наполовину собранный очередной M159.

Правда, до предельных для “SLS AMG Black Series” 315 км/ч я все же так и не добрался. Разогнавшись примерно до трех сотен, я обнаружил, что немногочисленные участники движения словно превратились в статистов. Оставалось лишь объезжать их, как фишки на автодроме, но немецкие полицейские “игру в шашки” не приветствуют. Поэтому мне приходилось лишь притормаживать, освобождая перед собой пространство, а потом вновь набирать скорость.

Однажды, завидев в зеркалах заднего вида стремительно лопающую асфальт пасть моего “SLS AMG Black Series”, идущий впереди автомобилист, видимо, испугался и так влупил по тормозам, что сам едва не улетел в отбойник. В том, что “черный” суперкар в такой ситуации не спасует, я знал заранее – дистанцию я держал приличную, а каждое из колес на “SLS AMG Black Series” замедляют не знающие перегрева карбоно-керамические диски. В городской толчее они показали себя излишне резкими, но зато сейчас погасили скорость 1,5-тонного купе так легко, словно это пушинка. О том, насколько велик запас тормозов, мне, кстати, подсказала мультимедийная система. В нее вшит специальный раздел AMG, содержащий массу полезных для спортивного вождения функций. Она умеет делать отсечку круга, считать время разгона до “сотни” и прохождение дистанции в четверть мили, контролировать состояние различных узлов и даже выдавать упрощенную телеметрию. Она-то мне и сообщила, что во время экстренного замедления я использовал едва ли 40% возможностей тормозов…

И вновь сумасшедший набор скорости. Я настолько привык к машине, что, похоже, слышу не только отсечки выпуска, но даже клокотание валов и шестерен, щелчки сцеплений и клапанов в трансмиссии. Ведь семиступенчатый робот находится буквально под правым локтем – в блоке с укороченной главной передачей задних колес. Для “SLS AMG Black Series” коробку тоже доработали, сделав акцент на скорости смены ступеней. Поэтому в любом из трех автоматических режимов она работает одинаково отменно – разница между базовым “Comfort” и экстремальным “Sport+” заключается в основном в предпочтениях электроники: в последнем случае она спускается на одну-две ступени вниз и дольше держит передачу при сбросе газа.

Но я почти всю дорогу промчал в ручном режиме. И вовсе не потому, что рассчитывал переиграть автоматику – это почти нереально. Просто в “SLS AMG Black Series” постоянно ощущаешь, что ты сам должен контролировать ситуацию. От этого ловишь настоящий драйверский кайф. Когда по сигналу красных ламп аварийных оборотов одним движением подрулевого лепестка врубаешь следующую передачу. Когда перед очередным виражом короткими движениями сбрасываешь пару ступеней вниз. Электроника повинуется моментально, без раздумий, давая ощущение тотального контроля над машиной.

И все же садится за руль “SLS AMG Black Series” без должной спортивной подготовки не стоит. Это не “выставочный” суперкар, готовый принять любого желающего. “Mercedes-Benz” требует жесткой руки: его заточенная на ровный трек адаптивная регулируемая подвеска имеет только два режима – “Sport” и “Sport+”. О “комфорте” даже речи не идет. Поэтому трясет в купе немилосердно. Каждую трещину в асфальте ходовая часть превращает в жесткий стык, легкую волну – в трамплин, а в колее болтает так сильно, что рулем приходится работать с филигранной точностью. Ведь на “SLS AMG Black Series” он делает от упора до упора немногим более двух оборотов.

Но если навыки помножить на смелость, даже на потертом покрытии можно ехать весьма быстро. Мой автомобиль не случайно ощетинился карбоновыми лепестками различных спойлеров и выставил напоказ регулируемое антикрыло – они входят в заказной аэродинамический пакет. Чем быстрее едешь, тем сильнее он вдавливает тебя в асфальт. К примеру, на 200 км/ч автомобиль, как это обычно бывает, не отрывается от земли, а вжимается в нее с усилием в 60 кг. Лучше всего это чувствуешь как раз на поперечных волнах – машина едва успевает подлететь вверх, как прижимная сила впечатывает ее назад. Поэтому, даже подскакивая на неровностях в виражах, купе уверенно держит выбранный курс. Главное, повторюсь, - не делать лишних движений рулем.

Цельный образ

ДУМАЮ, не сильно преувеличу, если скажу, что на треке “SLS AMG Black Series” будет бесподобен. Поскольку гоночного кольца в нашей программе не было, ребята из AMG подсказали мне замечательную испытательную трассу – буквально за углом от их клиентского центра начинается извилистая лесная дорога. Достаточно короткая, но зато пустынная, без полицейских камер, с ровным покрытием и хорошим перепадом высот.

Здесь “SLS AMG Black Series” раскрылся еще с одной стороны. Когда под колесами гладкое покрытие, суперкар демонстрирует очень цельный характер. Сочленения силового агрегата и подвески с кузовом “черной серии” сделали настолько жесткими, что паразитные инерционные смещения пропали напрочь. Мы падаем вниз с заходом в правый затяжной вираж. Тело расплющивает в кресле, душа улетает куда-то в пятки, но стоит дернуть рулем хотя бы на миллиметр, и суперкар моментально бросается в эту сторону. Это именно тот случай, когда сравнение автомобиля с картом будет вполне уместным. Даже на перекладках траектории мне, по сути, не приходилось делать упреждающих действий. “SLS AMG Black Series” и в таких ситуациях действует по факту. Здесь же пригодился и короткий рулевой механизм – даже в 180-градусные шпильки можно заходить без перехвата баранки!

Автомобиль сбалансирован так грамотно, что система стабилизации пискнула лишь пару раз, когда на выходе из дуги я слишком рано открывал газ. В принципе, ее можно полностью отключить, но мне больше пришелся по душе промежуточный режим “Sport Handling”. В нем не только отодвигается порог срабатывания стабилизации, позволяя полнее использовать легкие скольжения, но и меняется программа управления задним самоблокирующимся дифференциалом (в отличие от обычного “SLS AMG” здесь он с компьютерным управлением). Фактически, в таком режиме электроника из страховочной превращается во вспомогательную: она сильнее блокирует дифференциал на входе и на выходе, улучшая сцепление с трассой, а в вираже принудительно затягивает машину внутрь. Причем происходит это в самый последний момент, когда уже чувствуешь, что все - колеса вот-вот сорвет и суперкар развернет или вынесет на внешний радиус.

Между прочим, только после таких упражнений шины прогрелись и стали работать по-настоящему. Для “SLS AMG Black Series” размер дисков увеличили, ширину покрышек тоже и выбрали их модель, исходя из назначения машины – “Michelin Pilot Sport Cup 2” представляют собой практически трековые слики, на которых канавки для отвода воды выглядят лишь формальностью. Состав этих шин выбран явно с оглядкой на экстремальное использование – асфальт стесывает их немилосердно, покрывая протектор черными “червячками”, как на гоночных формулах, но суперкар еще сильнее вгрызается в трассу! Предел сцепления лежит за гранью разумных для дорог общего пользования скоростей…

Возвращая “SLS AMG Black Series” в заводской гараж, я попросил у него прощения за то, что поначалу усомнился в его истинных способностях. И в этот момент я вспомнил фразу, которой один из руководителей AMG выразил философию спортподразделения: нельзя сделать “Mercedes-Benz” лучше, но можно сделать его другим. К “черному” купе это относится в полной мере.


Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: